Анализ произведения Эдгара Дега «Голубые танцовщицы. Эдгар Дега "Голубые танцовщицы": описание картины Кто нарисовал голубые танцовщицы

Осчастливила меня таким заданием, что я просто утонула в нем. Мне достался Дега!!! Изумительный, неожиданный и неповторимый Эдгар Дега! Про встречи с картинами которого я и хочу рассказать.

Не ждите от меня хронологических описаний творчества великого художника, хронология будет совсем иная.
Первая встреча с работами Эдгара Дега произошла во времена моего студенчества. Москва, музей изобразительных искусств имени Пушкина, "Голубые танцовщицы" - самая волнующая, на мой взгляд, картина.

Голубые танцовщицы

Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин. Интерес к Терпсихоре - давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. И Дега много лет приобретал абонемент в оперу. Но он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет - его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще - балетом, живущим особой жизнью, рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную. "Балетная" тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения: "Голубые танцовщицы" - лучший тому пример. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Художнику удалось так мастерски использовать эффект искусственного освещения, что все полотно получилось наполненным сиянием и будто бы искрящимися нитями мелодии танца.

Вторая встреча произошла через 15 лет, в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. В мои предыдущие визиты в Эрмитаж сил на третий этаж обычно уже не доставало, я пробегала его совершенно формально. А тут муж, страстный поклонник импрессионизма, был непреклонен. И мы наконец-то повстречались.


Головы танцовщиц , бумага, пастель

Живописец был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы.


Женщина, расчесывающая волосы

Эта картина (из собраний Эрмитажа) имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой - в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Во всех версиях героиня изображена со спины, что позволило Дега наиболее убедительно передать ее движения. Упругими линиями контура художник подчеркивает объем и глубину тени, создающую выразительность плавных движений героини, расчесывающей свои роскошные рыжие локоны.

Волей истории и случая в Эрмитаже оказалась лучшая в мире картина Эдгара Дега. Дега написал достаточно много, трудно выделить один шедевр. Но про «Площадь Согласия» (второе название – «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия») сомнений нет - в ней есть то, то, что делает шедевр шедевром – невозможность пройти мимо, не остановившись. Картина попала в СССР в эшелонах с военными трофеями, вывезенными из Германии после 1945 года. Но шедевр хранился в запасниках. Показ картины в Эрмитаже в 1995 году стал сенсацией.


Площадь Согласия

Динамичная композиция напоминает фотографию своей резкой обрезкой всех сторон полотна, не характерной для живописи того времени. Линия горизонта сильно завышена, что превращает площадь Согласия, стремительно пересекаемую виконтом Людовиком Наполеоном Лепиком, лишь в фон для героев картины.
Будто бы кем-то окликнутые дочери вельможи, остановившись, развернулись в противоположную по отношению к движению отца сторону. Полотно имеет интересный колорит. В то время, как главные персонажи картины Дега одеты в светлые костюмы, практически сливающиеся с фоном, одежда остальных участников композиции выполнена в темных, практически чёрных тонах. Эти «черные» фигуры, расположенные на холсте с математической точностью, создают удивительный «музыкальный» ритм всего произведения.
В течение полутора лет (2011-2012 гг) в Эрмитаже шла реставрация картины, целью которой было, прежде всего, открыть часть авторской живописи, загнутой снизу за подрамник. Полоса шириной до 4 см не была покрыта слоем позднего лака, что позволило дополнительно убедиться в том, что первоначально картина была решена в серебристом колорите, затем скрытом пожелтевшим лаком. Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось приблизить знаменитое полотно к первоначальному состоянию и восстановить характер истинной живописи мастера.

В 2002 году, через пять лет после посещения Эрмитажа, мы впервые оказались в Париже и увидели картины, хранящиеся в музее Д"Орсэ. Это посещение музея стало не просто откровением - впервые представилась возможность увидеть шедевры импрессионизма не в репродукциях, а "живьем", и в ошеломляющем количестве.


Семья Беллелли

Настоящей вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста, стала работа «Семья Беллелли». Моделями для этого полотна послужили дядя художника Дженнаро, его жена Ааура, и две их дочери – Джованна и Джулия. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. В центре полотна расположена фигура баронессы, одетой в траурное черное платье, лишенное аксессуаров. Дядя художника Дженнаро, изображен со спины, он сидит в кресел у камина. Фигуры и лица обоих супругов выражают их незаинтересованность тем, что происходит вокруг. Джованна, стоящая рядом с матерью, напротив, внимательно смотрит на зрителя. Младшая Джулия, уютно расположилась на стуле, она, словно ведя неторопливую беседу, развернута к отцу. Несмотря на то, что позы всех моделей спокойны, асимметричное расположение фигур создает некую неожиданную остроту в композиции. Дега наполнил семейный портрет драматизмом: он изобразил пару, изрядно утомленную обществом друг друга. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Это полотно, отмеченное глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка является одним из лучших в своем жанре произведений, созданных в середине XIX века.


Две гладильщицы

Картина «Две гладильщицы» является самой известной из серии Дега о простом люде. Полотно написано широкими нервными мазками, прекрасно передающими колебание воздуха вокруг работающих девушек. Цветовая гамма, построенная на сопоставлении синих, коричнево-охристых, золотистых и белых тонов, отличается повышенной декоративностью, выделяющей это произведение среди других картин этой серии.

в 1870 году, когда дега было 35 лет, началась Франко-Прусская война, и художник записался добровольцем в пехотный полк. Неожиданно, на первых же стрельбищах выяснилось, что его правый глаз плохо видит. Диагноз врачей был таков: отслоение сетчатки, вызванное диабетом. Как выяснилось позже, это было лишь начало заболевания Дега, которое в итоге довело его до почти полной слепоты. Заболевание художника повлияло на его образ жизни. Дега стал беречь свои глаза от яркого солнечного света, и вообще старался, как можно реже бывать на улице в дневное время. Большинство своих полотен Дега писал при газовом освещении, за что получил прозвище «первый импрессионист ночи». Это могло также стать одной из причин, почему тема парижских кафе, дешевых кафешантанов, актрис, певиц и дам «полусвета» была для него настолько притягательна.


Абсент. Кафе.

Дега создал множество работ, посвященных теме подобных заведений и их обитателей, одной из самых известных является полотно «Абсент» (или «Любители абсента»). На нём изображен интерьер популярного в парижских художественных кругах заведения «Нуавель-Атен». Композиция картины построена по принципу простой жанровой сценки из повседневной жизни обитателей кафе. Ее герои - мужчина и женщина – казалось бы, просто отдыхают за столиком после дневных забот. Но пустые столы на первом плане создают впечатление зажатости и загнанности двух людей в угол, а также подчеркивают их опустошенность и взаимное равнодушие. Этот незатейливый сюжет подчеркивает волновавшую Дега тему отчуждения человека от окружающего мира и его неизбежного одиночества, которое и является главной идеей всего произведения. Моделями для художника послужили гравер и художник Марселей Дебутен и актриса Элен Андре. Посредством колорита, художнику удается придать внутреннее напряжение и драматизм их фигурам, практически лишенным движения.

И, наконец, четвертая встреча с полотнами выдающегося художника. 2010 год, Париж, снова музей Д"Орсэ. В музее полным ходом идет ремонт, привычное расположение картин нарушено, импрессионисты с третьего этажа переехали на первый, образовав совершенно иной мир. И иное восприятие. И вот тут Дега удается оттеснить всех своих знаменитых собратьев по кисти, ибо самым главным открытием той поездки стали именно пастели Дега. Его пленительные танцовщицы. Но сначала все-таки холст и масло.


Урок танцев

Картина «Урок танцев» - работа, поражающая убедительной реалистичностью трактовки образов. Дега изобразил фрагмент репетиции, во время которого пожилой учитель, остановив репетицию, дает наставления и рекомендации своим ученицам. Легкие белые фигуры танцовщиц занимают почти все пространство большого зала, естественность их поз и жестов придает полотну убедительность. В этой работе Дега запечатлел известного французского балетмейстера Луи Меранта, рядом с которым стоит одна из лучших балерин того времени Жозефина Гожелен.


Прима-балерина. Звезда

В этой картине Дега выступает истинным певцом балета, в самый торжественный его момент - в праздник сценической иллюзии, когда балерины на сцене, среди причудливых декораций, под взором многоокого зала.
Сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения выплывает на авансцену его прима, в своем розовом облаке, несомом волнами звуков, чтобы раскланяться с публикой. Как изящно выточена ее нога, как трогательно умильна ее улыбка, сменившая собой профессиональную гримасу. И пачки, пачки, невесомые пачки бесконечных танцовщиц....

Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность - Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897
Бумага, пастель. 65 × 65 см
Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад

Кликабельно - 2124px × 2073px

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.


Эдгар Дега. Урок танцев (1873−1875)
Масло, холст, 85 × 75 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.


Эдгар Дега. Абсент, 1876
Масло, холст, 92 × 68 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.


Автопортрет, 1854−1855
Масло, холст,81,3 × 64,5 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находился в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.

Анализ произведения Эдгара Дега «Голубые танцовщицы»

Картины Эдгара Дега внесли в историю мирового художественного искусства потрясающий вклад. Любопытно, что, не смотря на классическое образование и частые поездки в Италию, где художник погружается в академическую живопись, творчество Дега развивалось в русле французского импрессионизма. Однако совершенно особенная манера изображения отличает художника от мэтров импрессионизма. Если импрессионисты сосредотачивались на свете и отвлеченных образах, то Эдгар Дега уделял внимание движению и сюжетам повседневной жизни.

В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд. Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны. Его полотна представляют зрителю особую жизнь, показывают непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь.

Одна из самых знаменитых картин Э. Дега - «Голубые танцовщицы». Она написана в 1897 г. В данный момент полотно, после написания хранившееся в коллекции Дюран-Рюэля (Париж), затем у С.И.Щукина (Москва, до 1918г.) и в Государственном музее нового западного искусства (до 1948 г.), выставлено на всеобщее обозрение в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, который расположен в Москве. Размер холста: 65Ч65 см. Материалом, с помощью которого эта картина была создана, является художественная пастель. Картина воплощает собой свободную и непринужденную композицию, за которую Дега часто подвергался критики: «обрезанные» ракурсы, предметы и люди приписывались его неумению уложиться в размер картины. Выбирая особый угол зрения, Э. Дега переносил на холст клочок жизни, которому он был никому не видимым свидетелем.

Одним из главных отличий картин позднего периода творчества Дега, выступает перемена цветового курса, связанная с возрастными изменениями зрения художника. В его работах появляются большие цветовые пятна, придающие главное направление декорированной поверхности холста. Сюжетные зарисовки, повторяющие балетные сценки или реалии жизни танцовщиц за кулисами выступлений, являются “визитной карточкой” художника. Эта тематика, красной нитью прошедшая через его творчество, постоянно воплощалась им с помощью пастели и масла.

Однако, многие авторитетные художественные критики занимающиеся творчеством Дега, отводят полотну лучшее место в разработке художником этой темы. Они превозносят цветовую гармонию художественного произведения, его композиционное решение, наполненное богатством фактуры и емкостью цветовых сочетаний. Смысловой линией этой картины является импрессионистское воплощение двойной задумки автора, пытающегося воссоздать разрушенные иллюзии реального мира. Непринужденная подача смысла и неакадемичная формулировка композиции вкупе с радужными бликами чистых красок воссоздают иллюзию танца. Пастель, так любимая техника художником, позволяла ему соединять цвет и линию рисунка в одно непревзойденное целое. Фигуры четырех танцовщиц передают своей пластикой гармонию синхронного движения.

Неизвестно, какой именно сюжет лег в основу полотна - наблюдал ли художник за репетицией или за выступлением прекрасных танцующих дев. Существует мнение, что все четыре фигуры - лишь одна, повторяющая различные движения. Несмотря на эти разногласия, критики сходятся во мнении, что на этой картине сказалось еще одно из увлечений Дега - фотография. Это доказывает ассиметричная композиция полотна, а так же внезапность “кадра”, обрезающего части сюжета.

Именно в полотнах Дега прослеживается двойная аналитика работы художника - разрушение иллюзии реального мира и ее новое воспроизведение на художественном полотне. Кажется, художник "подсмотрел" за балеринами в "Голубых танцовщицах", выбрав тот угол зрения, ту линию и те ракурсы, которые нужны лишь ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в невольном борении света и тени, деталей и целого, будучи свидетелем - инкогнито - все видя, но не будучи видимым, все ощущая, но холодно сдержанно. В «Голубых танцовщицах» Э. Дега, лишь блестки чистых тонов вызывают мелодию танца, на полотне воплощена полная непринужденность и свобода. Как уже говорилось, критики и публика часто предъявляли обвинение художнику в «неумении» вмещать на полотне желаемое, смеялись над манерой «обрезать» предметы и людей, и не понимали они при этом, что главное здесь - перед глазами: «когда уже пройден трудный курс обучения и репетиции, миг неожиданной и впечатляющей гармонии овладевает балеринами, и что-то похожее на преобразование - вдруг появляется перед глазами. Четыре танцовщицы на полотне образовывают целостность, своей пластикой передавая идею гармоничного, согласованного движения, которое развивается на глазах. Более всего зачаровывает сияние голубого цвета - то насыщенного синими оттенками, то изумрудного. Светятся и меняются юбочки, сияют на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ножки в балетных туфельках» - так можно думать, глядя на работу великого мастера. Даже пастель, которой чаще всего пользовался художник, создает единство цвета и линии.

Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего, зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета - то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.

Дега, прекрасный рисовальщик, любил пастель. На протяжении всего творчества художника интересовал мотив передачи движения. В данном произведении Дега разворачивает движение во временной последовательности, показывая его различные этапы. Поэтическая экспрессия композиции определяется выразительной линией рисунка, магией ритма и сиянием голубого цвета. Произведение относится к позднему периоду творчества Дега, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины. Полотна Э. Дега стали весомым вкладом в историю мирового и французского импрессионизма.



Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра. К этому располагала среда, из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.

Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. "Балетная" тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и других.
Балетные картины Э. Дега - это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника - разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.

Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин - "это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину". В какой-то мере он "подсмотрел" и "Голубых танцовщиц", - сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем-инкогнито - все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.

В "Голубых танцовщицах" Э. Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника "обрезать" предметы и людей, приписывая ее "неумению" умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

"Голубые танцовщицы" написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета - то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях...

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г


Свою знаменитую картину «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега — французский живописец-импрессионист написал в 1897 году. Создание картины не случайно — Дега часто посещал театры, внимательно наблюдая за движениями балерин не только на сцене, но и за кулисами. Художник считал обычные репетиционные моменты более живыми и насыщенными настоящими эмоциями.

Композиция

На картине изображены четыре юные балерины в изысканных ярко-голубых пачках и с одинаковыми прическами, готовящиеся к выходу на сцену. Художник застал их в минуту последних приготовлений — еще мгновение и девушки выстроятся в ряд и грациозно выпорхнут к зрителям.

Одна балерина нагнулась, поправляя пуанты, вторая пытается оценить свой наряд сзади, еще две девушки поправляют лямки своей одежды. Вместе балерины выглядят необычайно гармонично, погружая зрителя в мир очаровательной пластики и изящества. Дополнительное очарование картине придает сиюминутность, которая исчезнет через мгновение.

Техника, исполнение, приемы

Картина, имеющая размеры 65х65 см, написана на бумаге любимой художником пастелью. Балерины изображены сверху. Очарованию полотну придают крупные голубые мазки — после ухудшения зрения Дега начал работать большими цветовыми пятнами. Этим приемом художник добился максимального насыщения цветом. Благодаря грамотно созданному эффекту искусственного освещения, от картины исходит живое тепло, погружая зрителя в предвкушающую атмосферу танца.

Дега имел свои секреты работы с пастелью. Обрабатывая рисунок паром, художник добивался ее пластичности, после чего растушевывал кистью или пальцами, достигая глубокой насыщенности цветов и неподражаемого мерцания. До наших времен картины дошли в идеальном состоянии благодаря секретному составу, которым их обрабатывал автор

Несмотря на название картины, эксперты предполагают, что на ней изображена одна и та же танцовщица, но только в разных позах. Данная версия появилась после обнаружения в документах Дега фотографий с балериной, стоящей в разных ракурсах. Существует мнение, что полотно «Голубые танцовщицы» были написаны именно по этим снимкам.

Примечательно, что данная картины была оценена еще при жизни Эдгара Дега. Художник продал ее за огромные деньги — 60 тысяч франков. Сейчас «Голубые танцовщицы» украшают стены Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, расположенного в Москве.

Последние материалы раздела:

Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...