Бытие Онтология Научная картина мира. Возникновение космологии и натурфилософии. Становление научно-ф-фского понимания материи. Картина мира как онтология Научные революции в истории науки

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие. Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Fransofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика». Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода. Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих. Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий). В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

· Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

· Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.

· Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется c бытием. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное

Мир в его целостности (космос), понимаемый как Вселенная, становится основным предметом ранней греческой философии. Это обстоятельство позволяет характеризовать космоцентризм как главную особенность ранней греческой философии. Поэтому философские воззрения первых греческих философов называют также космологическими. Интерес древнегреческих философов к природе в её целостности обусловил то, что их философские воззрения называют также натурфилософией. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы в её целостности.

Научная картина мира – это целостная система представлений о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов . В основе научной картины мира лежит фундаментальная научная теория, в нашем случае – классическая механика.

В результате научной революции в новоевропейской культуре формируется первая в истории европейской мысли научная картина мира , а именно механистическая.

Научная картина мира выполняет роль посредника между профессиональной наукой и общественным сознанием, культурой в целом. Через нее также осуществляется переемственность между поколениями ученых. В силу своих, так сказать, «популяризаторских» функций, научная картина мира содержит в себе не только концептуальный (понятийный), но и чувственно-образный компонент, то есть ряд наглядных представлений о природе.

Целостное представление о мире невозможно без представлений о пространстве, времени, материи и развитии этого мира. Наука и научная картина мира заимствуют эти представления у философии, они являются ее философскими основаниями.

25 Представление о пространстве и времени в истории философии (от Демокрита до Ньютона) и их современное толкование.

К основным атрибутам материи относятся пространство и время, которые в то же время представляют собой и особые формы бытия. В истории философской и научной мысли на пространство и время смотрели по-разному.

Одной из концепций пространства и времени, нашедшей широкое распространение в философии и естествознании, стала субстанциальная концепция . Древнегреческие атомисты и их последователи, философы и ученые, придерживающиеся механистической картины мира, считали, что пространство есть все то, что остается после того, как исчезнут вещи. В этом случае, по их мнению, в мире не останется ничего, кроме пустоты, которая не обладает никакими другими свойствами, кроме протяженности и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой все возникает и исчезает.

И пространство, и время выступали здесь самостоятельными, не зависимыми от материи субстанциями. Такое понимание взаимоотношения материи, пространства и времени укрепилось в философии и естествознании особенно после того, как Ньютон открыл законы классической механики, что дало ему основание для вывода об абсолютности пространства и времени. Сильные аргументы в пользу независимости и неизменности пространственно-временных характеристик от свойств движения и способа взаимодействия объектов между собой давала и геометрия Евклида, которая в то время была единственной геометрией, описывающей отношения и свойства реального, «физического» мира.

Другая наиболее известная концепция пространства и времени основана на идее взаимосвязи, тесного взаимоотношения пространственных и временных характеристик материи как между собой, так и в зависимости от природы того или иного объекта. Вне взаимодействия пространство и время, согласно этой точки зрения, просто не существуют. Это так называемая реляционная концепция . Ее философские корни уходят в теорию Г. В. Лейбница о пространстве и времени как особых отношениях между объектами и процессами, вне которых пространство и время не существуют. Свое естественнонаучное обоснование реляционная концепция получила в теории относительности Эйнштейна и неевклидовых геометриях Лобачевского, Больяи и Римана. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта, показав, что их геометрические свойства обусловлены распределением гравитационных масс в движущейся системе (изменение кривизны пространства и замедление или ускорение времени). Неевклидовы геометрии предоставили возможность описать эти свойства и отношения в пространствах различной (положительной или отрицательной) кривизны. Весьма существенной стороной пространственно-временных отношений, которая была выявлена с помощью теории относительности и подтверждена неевклидовыми геометриями, оказалась нерасторжимая связь пространства и времени между собой. Пространство и время как отдельные характеристики бытия материи можно рассматривать как специфические проекции единого вектора «пространство-время», на которые этот вектор раскладывается в том или ином конкретном случае движения объекта. Ясно, что один и тот же вектор (равнодействующая) может иметь различные проекции (составляющие), которые зависят от системы координат. Отсюда видно, что уменьшение длины одной проекции (для одного и того же вектора «пространство-время») будет компенсироваться увеличением длины другой его проекции. Иначе говоря, при изменении кривизны пространства (с изменением гравитационного поля) происходит и изменение хода времени (оно ускоряется или, наоборот, замедляется).

С философской точки зрения пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая порядок расположения одновременно существующих объектов.

Пространству присущ ряд отличительных свойств.

Во-первых, пространство обладает свойством протяженности , которое обнаруживается в том, что у каждого материального объекта есть свое местоположение: один объект существует рядом с другим. В этом свойстве проявляется и структурность материи, взаимодействие элементов в тех или иных системах.

Во-вторых, пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности пространства проявляются его бесконечность и неисчерпаемость. Трехмерность пространства – это эмпирически установленный факт, который характеризует макроскопический мир. Однако современная физика показала, что есть основания полагать, что в микро- или мегамире пространство может иметь и иную размерность. Оно может быть, например, девятимерным. В связи с этим нового философского осмысления требуют математические теории многомерных пространств, которые достаточно широко используются для решения различного рода задач не только в математике, но и в других областях научного и даже вненаучного знания.

В-третьих, пространство однородно и изотропно . Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

Кроме рассмотренных характеристик пространства, называемых общими, оно обладает и специфическими (локальными) свойствами. К таким свойствам пространства можно отнести характеристики различных материальных систем: симметрию и асимметрию, их форму и размеры, расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними и т. п.

В отличие от пространства, время характеризует не сосуществование объектов, а их сменяемость, последовательность их изменений, возникновения и исчезновения. Время указывает на длительность происходящих в мире процессов, а также на такие отношения между объектами, которые в языке выражаются с помощью слов «раньше», «позже», «одновременно» и т. п.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, характеризующаяся длительностью, одномерностью, асимметричностью, необратимостью и последовательностью.

Длительность и последовательность времени проявляются в том, что все предметы и явления обладают способностью сменять друг друга, существовать одно после другого или изменять свои состояния. Так, день сменяет ночь, одно время года – другое; человеку свойственно находиться в течение дня в различных психических состояниях и т. п.

Одномерность времени проявляется в том, что некоторое зафиксированное сознанием событие, оказывается, всегда можно связать с двумя другими событиями, одно из которых предшествует данному, а второе – следует за ним. Зафиксированное событие оказывается всегда между двумя другими событиями. Для описания такого рода ситуаций вполне достаточно лишь одной координаты, лишь одного измерения. Так, «сегодня» – это то, что находится между «вчера» и «завтра», и иначе быть не может.

Необратимость и асимметричность времени состоят в том, что все протекающие в мире процессы невозможно повернуть вспять. Они осуществляются только в одном направлении: от прошлого – к будущему. Современную цивилизацию нельзя превратить в первобытное общество, старика невозможно превратить в юношу.

Зависимостью пространственно-временных характеристик от свойств той или иной материальной системы, от структурного уровня организации материи обусловлено рождение идеи о том, что для каждого из этих уровней существует свое особого рода пространство-время (физическое, химическое, биологическое, социальное).

Специфические свойства пространства на уровне биологической организации проявляются в том, что это пространство отличает, прежде всего, асимметрия «левого» и «правого» как на молекулярном уровне, так и на уровне строения организмов. В каждой живой клетке на Земле заложены правые спирали нуклеиновой кислоты, а растения, используя симметричные соединения вроде воды и углекислого газа, превращают их в асимметричные молекулы крахмала и сахара. Именно лево-правая асимметрия, как считают ученые, является ключом к тайне жизни, так как она обусловливает характер тех или иных реакций организма на изменения внешней среды.

Особенности социального пространства обнаруживаются в том, что оно является пространством существования человека и наполнено смыслом его бытия. Социальное пространство невозможно свести ни к физическому, ни к биологическому пространствам. Оно представляет собой преобразованное пространство. По аналогии с вещами «второй природы» его можно было бы назвать «пространством второй природы». Оно везде и во всем напоминает о своей социальности теми или иными символами и знаками культуры. Социальное пространство, в определенном смысле, полиструктурно: оно имеет целый ряд составляющих его подпространств: экономическое, правовое, образовательное и т. п.

Аналогично идее о множественности форм пространства развито представление о множественности форм времени.

Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности, другими характеристиками биологической организации материи.

Непосредственным источником возникновения феномена социального времени служит чувственное восприятие следующих друг за другом событий, практическая деятельность человека и различные виды коммуникаций.

Характеристики социального времени во многом обусловлены темпами развития производства и научно-технического прогресса. Оно отличается неравномерностью своего течения, темпами жизни, интенсивностью изменений, происходящих в обществе. Чем выше ступень развития, чем выше уровень культуры общества, тем быстрее происходят в нем изменения. Для индивида, живущего в тех или иных социальных условиях, время оказывается весьма важной объективной характеристикой данной конкретной ступени развития общества.

На уровне социального времени выделяют и такие его частные случаи, как психологическое и экономическое время. Психологическое время связано с чувственно-практическим опытом человека: с его психическим состоянием, установками и т.п. Оно в тойили иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно так же, как и социальное время в целом, неравномерно. Однако неравномерность психологического времени, в отличие oт социального, обусловлена причинами лишь личностного, субъективного порядка. Время «летит», когда человек занимается любимым делом и достигает определенных результатов. Оно «тянется» если человек выполняет неинтересную, скучную, монотонную работу, иногда даже кажется, что оно никогда не кончится.

Все сказанное выше о пространстве и времени показывает, что человек как сложное психобиосоциальное существо оказывается погруженным сразу в несколько различных пространственно-временных систем. Он воспринимает мир как совокупность множества реальностей, особое значение в которой имеет реальность его повседневного бытия.

Бытие как предмет рациональной рефлексии. Онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Виды онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная. Основной вопрос философии и философская онтология. Место онтологии в структуре философского знания и развитие онтологической проблематики в истории философии. Способы и формы бытия в рациональном мышлении. Специфика материального, идеального, человеческого, социального и культурного бытия. Западная и восточная традиции философской онтологии.

Представления о мире как универсальной системе и модели единства мир. Понятие «субстанция». Поиски субстанциальной основы мира: материя и дух. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Конкретизация бытия. Понятие материи. Два подхода к определению материи: философско-гносеологический и философско-онтологический. Материя как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания и отображаемая им. Материя как субстрат.

Материя и ее свойства: системность, структурность, движение, пространство, время. Системность бытия. Структурные уровни бытия: неорганический, оргнический, социальный. Специфика организации уровней бытия. Системно-структурный подход, его возможности и ограниченность в понимании мира.

Материя и движение. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные типы движения: движения с сохранением качеств системы, движение, связанное с качественным изменением системы. Понятие развития. Развитие как направленное, необратимое, прогрессивное качественное изменение системы.

Формы движения и современная наука. Принципы классификации форм движения материи. Классификация форм движения материи Ф. Энгельса: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Корректировка данной классификации в соответствии с современными научными открытиями.

Понятия пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Роль теории относительности А. Эйнштейна в понимании сущности пространства и времени. Свойства пространства: протяженность, трехмерность, однородность, изотропность. Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость, однородность. Проблема размерности пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства и времени в неживой природе. Биологическое пространство и время. Социальное пространство и время. Особенности психологического времени.

Лекция 9 Диалектика и синергетика

Диалектика бытия. Диалектика как искусство об универсальных связях и развитии мира. Историко-философская эволюция понимания диалектики. Античная диалектика: диалектические идеи в трудах Гераклита и Сократа. Диалектические идеи философии эпохи Возрождения. Диалектические идеи в немецкой классической философии. Диалектика К. Маркса. Современные концепции диалектики.

Диалектика как учение о развитии. Универсальные связи бытия. Категории диалектики. Единичное и общее. Явление и сущность: виды явлений (видимости, внутри- и межсущностные кажимости). Диалектические закономерности. Структурные связи. Часть и целое. Принцип целостности: целое есть нечто большее, чем сумма составляющих его частей; свойства целого нельзя свести к сумме свойств составляющих его вещей. Форма и содержание. Элементы и структура. Понятие системы. Системные объекты. Принцип системности. Детерминизм и индетерминизм. Связи детерминации. Принцип детерминизма. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность: виды возможностей (обратимая т необратимая, абстрактная и конкретная, реальная и формальная).

Законы диалектического развития. Закон перехода количества в качество. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойства. Качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Скачки. Виды скачков.

Закон диалектического синтеза. Диалектические отрицания. Виды отрицаний. Диалектические отрицания и синтезы.

Диалектика и логические противоречия. Закон диалектической противоречивости. Диалектические противоположности. Единство и борьба противоположностей. Диалектическое противоречие. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений. Виды единства и виды противоречий.

Развитие и прогресс. Понятие развития. Модели развития: логико-рационалистическая (представленная в немецкой трансцендентальной философии), градуалистская (Г. Спенсер), натуралистская (Ч. Дарвин), эмерджентная, или концепция творческой эволюции (А. Бергсон), антропологическая (экзистенциализм), теория равновесия, теория конфликтов, диалектико-материалистическая, диалектика теоксмического всеединства, негативная диалектика, диалектика эпистемологической рефлексии, парадоксальная диалектика, антиномическая диалектика.

Принцип историзма. Прогресс и регресс. Прогресс как проблема. Критерии прогресса на разных структурных уровнях организации бытия. Социальная диалектика. Диалектика процесса познания.

Синергетика как общая теория самоорганизации. Российские и американские синергетические школы. Специфика их исследований. Системность и самоорганизация как неотъемлемые свойства материи. Предмет и объект синергетики. История возникновения и развития синергетической парадигмы. Синергетические принципы: принцип рассмотрения систем как динамических, принцип перманентного усложнения, принцип индетерменизма.

Процессы самоорганизации в открытых неравновесных системах. Этапы эволюции системы: период относительного равновесия, переход на диссипативный этап, переход на бифуркационный этап, режим аттрактра, формирование новой структуры системы.

Диссипативные структуры – структуры, образующиеся при значительных колебаниях внешних градиентов, разрушающих связи между элементами системы и приводящих систему в состояние сильного неравновесия с неподконтрольно возрастающей энтропией. Причины формирования диссипативных структур.

Понятие энтропии и хаоса. Повышение уровня энтропии. Переход системы на бифуркационную стадию. Соотношение хаоса и структурности. Проблематизация существования хаоса.

Понятие бифуркации и точки бифуркации. Бифуркационный механизм. При удалении от равновесия (в сильно неравновесном состоянии) при определенном значении изменяемого параметра система достигает порога устойчивости, за которым для системы открывается несколько (более, нежели одна) возможных ветвей развития. Бифуркация как условие выбора системой дальнейшего пути самоорганизации.

Понятие аттрактора: режим, к которому тяготеет система на данном этапе своего развития.

Представление о коэволюции как совместном самосогласованном развитии всех систем, составляющих мир.

Формирование синергетической картины мира. Применение синергетического подхода для изучения живой и неживой природы. Особенности применения синергетического подхода в исследовании человека и социальных явлений и процессов.

Синергетический взгляд на развитие жизни человека. Роль синергетических представлений в медицинской практики: фармации, хирургии, психиатрии.

Синергетические принципы в философии языка. Синергетические аспекты творчества.

Отказ от идеи внеположенности объекта. Поворот от праксеологически ориентированного активизма к закладке аксиологических оснований культуры нового (диалогического) типа. Идеал глобальной цивилизации как основанной на антропо-природной гармонии и гармоничном этнокультурном полицентризме.

Онтология – Ф. бытия. Проблема бытия материи связана с 1-ой частью осн вопроса Ф. (что первично, бытие-материя или сознание Бога). Впервые понятие бытие ввел в научный оборот Парменид 6-7в до н.э. в поэме «О природе». Он говорит о сущности бытия (ничто). У Гераклида бытие изменчиво, это вечное становление. Бытие одних опред-ся ч/з переход в небытие других.Онтология начинается с Платона, он делил бытие на 3 вида:1)мир идей (исинное бытие)2)мир вещей (полубытие)3)материя (небытие) Вопрос о сущности материи поднимает Аристотель: материя у него вечная, несотворимая, неуточнимая, но пассивная. Ср/вековая Ф. центром бытия сделала Бога. Бытие есть Бог. Ф. нового времени рассматривает различные способы бытия. Рене Декарт говорит о сущ-ии и материальной и идеальной субстанции бытия (дуализм). Спиноза в учении о монизме называет истинным бытием бытие Бога. Гегель создает фундаментальное учение о субстанции. Бытие – это 1этап формы сущ-и идеи. Единство бытия и небытия есть становление. 2этап- развитие абсолютной идеи – это проявление ее в природе. 3 этап – бытие идеи в кач-ве абсолютного духа после сотворения мира. Марксизм рассматривал проблему бытия с т.з. материализма: бытие всегда материально, а материя есть единственная субстанция. В 19в (постклассич п-д развития Ф.) происходит радикальный переворот в онтологической проблематике. В экзистенциализме, согласно Хайдеггеру, бытие возникает из ничто, бытие – это некая наполненность чел-ой жизни конкретикой «я есть бытие» - провозглашает Хайдеггер, но бытие есть и сознание. Цель Ф. – это познать истинное бытие, при этом гл- понимание языка: «язык – дом бытия». В посткалссич Ф. появляется особая проблема – онтология л-ти. Этой проблемой в нашей стране Лотман, Мамердашвили, Налимов: л-ть не только рождается в бытии, но и творит его.Впервые термин онтология как Ф. бытия был введен в 1613г Гоклениусом. В современном понимании бытие . В обыденной речи поняти бытие происходит от «быть, сущ-ть, находиться в наличие». Бытие – это чистое сущ-ие не имеющее причин, независимое от сознания.2 вида бытия:1. реальное – мир природы (физически материальный)2. идеальное – (психич, мир чел-го сознания)Бытие кроме того разделяют на физическое, химическое, геологическое, биологическое, психологическое, социальное. С т.з.материалистической Ф., бытие – это единственная реальность, небытия нет. Бытие как объективная реальность обозначается термином материя. Материя неуничтожима: гибель конкретных вещей означает лишь ее превращение в другую. Это первовещ-во, субстанция вечная и бесконечная, кот в рез-те своего саморазвития породила все сущее. Материя сущ-т в след-х состояниях: вещь, св-во, отношение, информация. Вселенная (универсум в ф-фских работах) – есть рез-т саморазвития материи как некоего чистого в-ва. В рез-те изм-я плотности произошел «большой взрыв» в рез-те чего и сформировался универсум. 2 концепции происхождения Вселенной (кроме «большого взрыва»): мембранная и теория струн (рез-т звука). В настоящий момент, по мнению физика Томпсона, мы живем в эпоху разбегающихся галактик, т.е. постоянно раздувается. Материя имеет несколько хар-к: масса, время, пр-во, движение. Вес – это признак материальности тела (з-н Лавуазье, хотя открыл Ломоносов). Вселенная имеет постоянный вес (масса материи неизменна). Время хар-т наличие или отсутствие тех или иных объектов. Время одномерно и необратимо, при этом, все попытки изрить время относительны. Время разделяют на61 объективное, т.е. связанное с ритмами движения небесных тел2 субъективное (перцептивное, чувственное), связанное с личными переживаниями и сознанием людей. Каждое живое сущ-во обладает ч-вом времени. Пр-во – это форма бытия материи, кот выражает протяхенность и строение объектов. В наст вр мы живем в 3-хмерном пр-ве. Движение: для материи быть – это быть в движении. Движение объясняется вз/д-ием в-ва и полей (эл/магнитных, гравитационных и т.д.). Важная проблема – соотношение пр-ва, времени и движения. На этом строится теория относительности Альберта Энштейна: при движении на сверхскоростях пространственно- временные хар-ки меняются, образуется 4-ое измерение, а время способно замедляться.


30. Эволюция научных подходов к проблеме сознания в Ф. и мед .

Самая сложная проблема в Ф. – проблема сущности сознания, т.к. сознание не сущ-т как вещь. С глубокой древности мудрецы пытались понять причины чел-их чувств, переживаний. Впервые о проблеме сознания говорил Гераклид: «сознание (душа) материально и сост из шарообразных атомов». Платон признавал сознание частью бестелесной души, кот собственно и позволяет чеку осознавать реальность. Ср/вековая Ф . признавала сознание Бога истинным бытием, чел-ческое сознание – искорка божественного разума. В новое вр Декарт соед проблему сознания сущности чека: «я мыслю, следовательно, я сущ-ю». Спиноза сформулировал принцип, согласно кот в чеке мыслит сама природа. В субъективном идеализме Беркли мир сущ-т только в сознании чека, а высшее сущ-во лишь проецирует мир в сознание. Фрейд поставил проблему соотношения сознания (Я), бессознательного (Оно), предсознателльного (сверхЯ)Оно – это низменные желания и инстинкты, удовольствия. Среди них основной инстинкт – либидо. СверхЯ – это мораль, нравственные запреты, родительский авторитет. Я – это собственно сознание л-ти. Б-ые люди не могут контролировать «Я», неразвито «сверхЯ». «Оно» проявляется в ческской жизни постоянно ч/з оговорки, описки, манеру одеваться, цвет одежды, выбор прически, споры. В снах бессознательное выступает в символической форме как реальное «Я». Сны напрямую не показывают суть. Юнг подверг критике биологическую природу бессознательного у Фрейда. Для Юнга, бессознательное присуще всему чечеству в целом, т.е. «Оно есть коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное это глубокий слой чеческой прсихики, где хранится генетическая память чеческого рода, это врожденное кач-во каждого чека. Оно проявляется в мифох К-ре, ч/з свою нац. среду, расу, семью. Коллективное бессознательное существует в неких схемах, символах – архетипах. Проникнув в сознание архетипы наполняют его опытом. Юнг выделяет следующие архетипы:1.«Персона» - маска, ширма истинного «Я», это то, как нас видят окружающие, компромисс м/у индивидом и общ-вом, «Я» не д.б.= персоне, иначе л-ть потеряет индивидуальность2. «Тень» - это «звериное лицо в чеке», самое низменное в чеке, похоже на «оно» оп Фрейду.3. «анима-анимус». С т.з. Юнга, все люди бисексуальны, это женское и мужское начало в чеке4. «самость» - это центральный архетип л-ти, поиск идеальной л-ти внутри нас, это Бог внутри нас.Фромм считает, что чек – это прежде всего социальное сущ-во, →бессознательное есть соц феномен, т.е. бессознательное – это социальное бессознательное, это фильтры, кот обеспечивают нормальное ф-ние общ-ва, это язык, соц запреты, мораль.Лакан предлагает свою стр-ру психики:Оно – реальное бессознательное Я – воображаемоесверхЯ – символическое. Гл в этой стр-ре – сверхЯ, символическое т.о. господствует над реальным и воображаемым. Уровень символического – мир слов, кот создает мир вещей, это сфера соц и культурных норм, усвоенных на ур-не бессознательного. В постклассической Ф. термин сознания становится неоднозначным. С 1 стороны, сохраняется классический смысл этого термина, т.е. сознание = познающему субъекту, с др стороны, понимается как нечто непосредственно схватывающее знающее само себя и свою основу, т.е. речь идет о бытийности сознания→сознание становится предметом онтологии. Совр отеч-а Ф. отличается многообразием трактовок сознания. В материалистической Ф. сознание – это св-венная только чеку форма отражения объективной реальности. Сознание – это единство психич процессов ЦНС, это субъективный образ объективного мира, это св-во ф-ционирующего мозга. Мозг – это материальный субстрат сознания, производящий идеальное. Проблема сознания – это междисциплинарная проблема.

31.Происхождение сознания и его сущность. Самосознание .

Сознание – это св-во мозга давать идеальное отражение реального мира в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, эмоций, т.о. сознание не содержит ни грамма в-ва, не обладает массой, не имеет пространственно-временных хар-к, но при этом, мысль м все, способна заменить любой объект, быть в прошлом, настоящем и будущем, оперировать реальными и идеальными (иллюзорными) образами. Идеальное – особый код в г/м чека в виде нервно-мозговых стр-р, кот вполне матиреальны, т.о. сознание – единство идеального и материального. Сознание присуще только чеку, но не каждому (травма г/м, псих заб-я – сознание неадекватно реальности). Сознанию св-венна акт-ть, развитие и одновременно устойчивость. Андрей Берстон утверждал: «Сознание – способность мозга, травмы не м его разрушить, травмы не м их разрушить, нарушаются лишь мех-мы сцепления сознания и реальности».Концепции сущности сознания :Крупнейший исследователь сознания Александр Геннадьевич Спиркин считал, что сознание – рез-т длительного развития чел-чества. Сознание присуще только чеку и возникает в рез-те трудовой и общ-ой деят-ти людей и неразрывно связано с языком. Именно труд (создании и преобразование предметов) ставил задачи перед чеком→активизировались сознательные процессы. Для передачи и обмена инф-ции появился язык – речь. Язык выступает у чека как ср-во и общения, и мышления, нет мышления без языка. Язык – это знаковая с-ма, способность передавать инф-цию, выражать и закреплять мысль. Посредством языка мысли и чувства превращаются из личного достояния чека в общественное, так сознание и язык образуют единство, предполагая друг друга. Сознание выявляется и формируется с помощью языка. Кроме того, сознание есть продукт культурной среды, где воспитывается чек. Сознание – это способность выделять себя из окружающего мира →сознание это прежде всего самосознание→прояляется с 3 лет, при некоторых заб-х, нр болезнь Дауна, сомосознание не формируется. Сознание становится самосознанием (Гегель ), когда Я приходит к осмыслению того, что все предметы внешнего мира принадлежат не только ему, но и воспринимающему его Я. Выйти на уровень самосознания, это значит одновременно совместить свое знание о предмете и знание об этом знании. На ур-не самосознания происходит раскодировка, обработка исходной инф-ции, сцепление разума и чувств. Чек разграничивает Я и неЯ. Самосознание (Спиркин) – это диалог л-ти со своим опытом. Он предлагает особую трактовку бессознательного – это нечто, что способно избавлять сознание от постоянного и ненужного контроля над каждым фрагментом жизни. Налимов (1910-1997) математик, ф-ф-герменевтик, разработал многоуровневую схему ст-ры сознания «вероятно ориентированная теория сознания:1ур-нь мышления - логическое мышление2 ур-нь предмышление (обработка посылок, кот осознаются на 1-м ур-не)3 ур-нь подвалы памяти – это архетипы (К.Юнг – врожденные символы, кот проявляются в бессознательной жизни) 3-ий ур-нь делится на 5-ый и 6-ой.5 метауровень – космическое сознание или сверхсознание, познание Бога6 коллективное бессознательное7.телесность чека (сознание есть св-во всего орг-ма, т.е. г/м не м ф-ционировать без ССС, дых с-мы)Ал-др Ал-дрович Иванов: сознание есть поле_ _ _ _ |_ _ _ _ _ надсознание__IV__|____II____ сознание _ _III_ |_ _ _ I_ _ | бессознательное I – телесно- рецептивные способности (инф-ция ч/з ощущения, ч-ва)II – логико-понятийныйкомпанент (общие понятия)III – эмоции, ч-ваIV – ценостно-смысловой компанент сознания (духовная идеальная л-ть, кот предполагает сознание).

32.Особенности научного познания. Виды познания

Наука – это форма общетвенного сознания, духовное производство, направленное на преобразование объективной действительности, кот имеет своим рез-том целесообразно отраженные и системные факты, логически выведенные теории и з-ны. Цель науки – рациональное познание действительности. В этом плане встает вопрос Ачто есть познание вообще? Познание – это общественно-исторический процесс творческой деят-ти людей, формирующий их знание. Цель любого познания – это получение знания, т.е. адекватного отражения мира в сознании субъекта в виде представлений, понятий, суждений и теорий, с др стороны – это умение д-ать на их основе.В ф-фском смысле, познание всегда есть акт, в кот нечто познается как нечто, т.е. в сознание всегда содержится оценка, опирающаяся на предыдущие знания и опыт. (Нр: «Я знаю, что Марина Ивановна – хороший врач-педиатр», чтобы это знать, чек д знать что такое врач, что такое педиатр, что такое хороший…) Проблема познания яв-ся 2-ой частью осн вопроса Ф. (познаваем ли мир). С т.з. гностиков (сциентистов), мир познаваем во всей его бесконечности и целостности (Маркс, Энгельс), агностики признавали непознаваемость мира (Э.Кант). Он считает, что чек способен познать только мир явлений (видимость мира), а все виды этого мира не познаваемы, ибо это «вещь в себе». Скептики признают потенциальную познаваемость мира, но сомневаются в рез-тах и м-дах познания. скептицизм – это всегда «шаг к лучшему», т.е. соменние – это путь к прогрессу. Виды познания:I.1. Эмпирическое (опыт) 2. теоретическое. II. 1. донаучное (житейское) 2. чувственное (80% информации)3. художественное – познание с пом-ю иск-ва. самое гл – проблема истинности (какова цель иск-ва, м.б. спец изм истины ради к-л цели).4. эмпирическое5. рационалльлное 6. научное.На основе рационального познания формируется научное познание – это выявление объективных з-нов действительности, кот отражают наиБ устойчивые, необходимые общие связи внутри теории, кот способны объяснить уже известные факты и предсказать новые на основе логики, эксперимента и наблюдений. Научное познание опирается на з-ны че-ческого мышления, логику, оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями. Научное познание это в>ей степени рациональное познание. Особ-ть научного познания в умении использоватьуниверсальные м-ды: дедукцию (от абстрактного к конкретному) и индукцию (от частного к общему), диалектику, м-д моделирования, анализ, с-з, принцип системности. Цель научного познания – поиск истины.

Аннотация

Фундаментальным основанием любого научного исследования является общенаучная картина мира, которая является важнейшей составляющей философских оснований науки. Затем необходимо провести анализ принципов своей дисциплинарной онтологии, которые, в свою очередь, выступают основанием научных теорий соответствующей дисциплины, и только после этого можно приступать к конкретному научному исследованию. Вне научной картины мира полученный научный факт не может иметь рационального объяснения.

Ключевые слова: философские основания науки, научная картина мира.

Научная картина мира – это целостный образ науки, формируемый посредством ее фундаментальных принципов; особый тип теоретического знания. Ее можно рассматривать в качестве базовой теоретической модели исследуемой реальности, в отличие от частных моделей, лежащих в основании конкретных теорий. Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы, составляющие ядро теории, всегда связаны с ней. Установление этой связи является обязательным условием построения теории. Вне научной картины мира теория не может быть построена в завершенной форме .

В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Она не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, а представляет собой целостную систему представлений об общих закономерностях реальной действительности, выступая как специфическая форма систематизации научного знания.

Научная картина мира основывается на принципах, выражающих общие закономерности процесса познания. Это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных принципов.

Научная картина мира – фундаментальное основание науки. Это широкая панорама знаний о природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендующая на то, чтобы быть ядром мировоззрения. Она включает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин, и предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире, человеческом обществе и общественных отношениях.

Научная картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира те его сущностные связи, познание которых составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития. При описании картины мира эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты .

Научная картина мира может быть рассмотрена как форма теоретического знания, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Понятие «научная картина мира» расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний. Это понятия общенаучной, естественнонаучной, социальной, и, наконец, локальной (специальной) научной картины мира .

Общенаучная картина мира формирует предварительное видение исследуемого объекта, участвуя в постановке проблем, определяя исходную стратегию научного исследования.

Научная картина мира в структуре современного мировоззрения занимает доминирующее положение. Наука направлена на изучение объективных законов развития универсума, поэтому научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, по сути является ядром научного мировоззрения .

Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, как его онтологическая составляющая. Она исследует связь научных теорий с реальным бытием, их соответствие этому бытию. Естественнонаучная картина мира – общая система знаний о природе. Но не всякая система знаний представляет собой картину природы. Для этого необходимо, чтобы: 1) эта система отображала наиболее фундаментальные свойства и закономерности природы; 2) все эти свойства должны рассматриваться в рамках единой, целостной картины, т.е. никакой отдельный, хоть и фундаментальный закон естествознания не составляет еще картины природы .

Функции научной картины мира :

1. Научная картина мира является не просто набором фрагментов различных научных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира, которая призвана обеспечить системность научного мировоззрения.

2. Научная картина не просто описывает мироздание, воспроизводя его основные закономерности, а задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование методологических норм научного исследования – это ее нормативная функция.

3. Научная картина мира опирается на совокупный потенциал науки конкретной эпохи, поэтому необходимо учитывать ее историчность, подчеркивающую пределы знаний, которыми располагает человечество в конкретно-исторический период своего развития.

4. Научная картина мира не только систематизирует научные знания, а также выступает в качестве глобальной исследовательской программы, определяющей стратегию научного познания.

Наука, в отличие от философии, изучающей мир в целом, изучает окружающий материальный мир. Этот мир можно принципиально разделить на 3 сферы: 1) физический мир – мир неорганической природы;

2) биологический мир – мир живых объектов; 3) социальный мир – мир человеческих сообществ. Их и объединяет общенаучная картина мира.

Мир един, это мы разделили его на различные науки. А если мир един, значит, должны быть общие законы и принципы его бытия. Общенаучная картина мира формирует систему наиболее фундаментальных принципов, свойственных всем без исключения предметам, процессам и явлениям окружающего мира, т.е. всем наукам. Научное исследование любого объекта окружающего мира должно начинаться с установления этих общенаучных фундаментальных принципов.

Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) изучают не весь окружающий мир, а предметную область своих наук. Их представления описываются в системе своих онтологических принципов, которые, в свою очередь, выступают основанием научных теорий соответствующей дисциплины.

Таким образом, прежде чем приступить к изучению конкретного предмета исследования или созданию научной теории, необходимо сначала познать систему фундаментальных общенаучных принципов, а затем систему своих дисциплинарных онтологических принципов.

Список литературы

1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фахти Т.Б. Научная картина мира, ее исторические формы и функции // Основы философии науки. Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 231-241.

2. Рузавин Г.И. Научная картина мира // Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 138-151.

3. Степин В.С. Основания науки // Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 185-292.

4. Степин В. С. Научная картина мира // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Степина. В 4-х т. М.: Мысль, 2001. Т. 3. С. 32-34.

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

КАРТИНЫ МИРА

КАРТИНЫ МИРА

«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.

Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира - сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека

Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека

Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.

Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.

Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Религиозная Картина Мира (РКМ)

- совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ - разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души.

РКМ разрабатывается теологами.

Научная картина мира (НКМ) - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке

Особенности НКМ:

1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.

Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения - левополушарно.

Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Особенности ФКМ:

1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.

Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.

На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.

Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).

Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.

2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Взаимодействие научной картины мира и опыта Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины Первая ситуация может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в

Из книги Закат Европы. Образ и действительность. Том1 автора Шпенглер Освальд

I. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА 1 Итак, мысль о мировой истории в строго морфологическомсмысле расширяется до идеи всеобъемлющей символики. Собственно историческое исследование имеет своей задачей исследовать чувственное содержание живой

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

42. Проблемы концептуализации научного знания. Идеи, теории, концепции, картины

Из книги Эволюционная теория познания [врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки] автора Фоллмер Герхард

Деантропоморфизация нашей картины мира Целью науки является знание. (Неоспоримо, правда, что мотивы учёных, зачастую, другие.) Мы хотим знать, как устроен мир, каковы его свойства и структуры. Мы стремимся прежде всего к объективному познанию мира. Мы интересуемся,

Из книги Эдмунд Гуссерль в контексте философии Нового Времени автора Незванов Андрей

§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира В результате прочтения этих параграфов, нам, по мнению Гуссерля, «станет ясно, что бытие сознания, бытие

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

Контуры новой картины мира (беседа с профессором Л.В. Лесковым)Автор: Как известно, история науки – это постоянная смена представлений, гипотез и теорий. И обычно этот процесс протекает довольно плавно и постепенно, в результате последовательного накопления и освоения

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

КАРТИНЫ МИРА «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.Картина мира формируется, с одной стороны, как

Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

Ю.Н. Давыдов. «Картины мира» и типы рациональности (Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера)Начиная примерно с середины 70-х годов на Западе, и в первую очередь в ФРГ, наблюдается резкое нарастание интереса к М. Веберу, отмеченное выходом ряда

Из книги 3. Диалектика природы и естествознания автора

Из книги Диалектика природы и естествознания автора Константинов Федор Васильевич

4. Становление квантово-полевой картины мира В начале XX в. эмпирически полученные данные о строении атома и о законах излучения оказались в противоречии с теорией электродинамики Максвелла, и это вело к принципиально новым представлениям о материи и движении. С одной

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

Недостижимость единства картины мира Непосредственное сознание человека и методическая воля исследователя направлены к единству мира. Для первобытного человека мир в его мифической одушевленности есть единое целое, для современного теоретика мир, как механизм,

Из книги Сравнительное богословие. Книга 1 автора Коллектив авторов

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира) 1. Материализм2. Идеализм3. Дуализм4. Философия

Из книги Как жить человеку на планете Земля? автора Тор Вик

Собрание 6. Философские основы картины мира (Италия, Флоренция) Сады Боболи, река Арно, роскошный купол Санта Мария дель Фьоре. Вдали, за горами темнеют руины вечного города – Форум, Колизей. Из толщи времен доносятся яростные крики сражающихся гладиаторов, вопли христиан,

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...