Дудук что за инструмент. Дудук (циранапох) — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Современный дудук и мир вокруг

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире, дошедший до наших дней практически в неизменном виде. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту, располагавшегося на территории Армянского нагорья (XIII — VI века до н.э.)

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.). В трудах армянского историка V века н.э. Мовсеса Хоренаци говорится об инструменте «циранапох» (трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Вследствие существования довольно обширных армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т.д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, дудук получает распространение на территориях Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму. Также дудук проникал за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим торговым путям, часть из которых проходила, в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовлялся инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты теперь имеются у многих народов:

  • Балабан - народный инструмент в Азербайджане, Иране, Узбекистане и у некоторых народов Северного Кавказа
  • Гуань - народный инструмент в Китае
  • Мей - народный инструмент в Турции
  • Хитирики - народный инструмент в Японии.

Уникальное звучание дудука

История дудука

Юный ветер летел высоко в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним ветер, и понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце юный ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал юный ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой запуталась частичка ветра.

Веточку ту нашел юноша и вырезал из нее дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.

Такова легенда о Дудуке, армянском национальном музыкальном инструменте.

Особенности конструкции дудука. Материалы

Армянский дудук - это древний народный музыкальный духовой инструмент, представляющий собой деревянную трубку, имеющую восемь игровых отверстий на лицевой стороне инструмента и два на тыльной. Составные части дудука следующие: ствол, мундштук, регулятор и колпачок.

Он создаётся только из абрикосового дерева определённого сорта, произрастающего лишь в Армении. Только климат Армении способствует произрастанию этого сорта абрикоса. Не случайно, абрикос по-латыни «fructus armeniacus», то есть «армянский фрукт».


Великие армянские мастера пробовали применять и другие виды древесины. Так, например, в стародавние времена дудук изготовляли из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый похожий на молитву бархатистый голос, характерный этому уникальному духовому инструменту. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты - шви и зурну. Цветущий абрикос считается символом нежной первой любви, а его древесина - символ крепости духа, верной и долгой любви.

Широкое распространение получило исполнение музыки на дудуке в дуэте, где ведущий дудукист играет мелодию, а на втором дудуке играют аккомпанемент, также называемом «дам». При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать следующими качествами: техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.

«Дам» — непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама на первый взгляд может показаться не несущей в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего нескольких нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, — правильной постановки во время игры, и особой вдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.
Ровное звучание нот обеспечивается специальной техникой игры музыканта, который сохраняет воздух, вдыхаемый через нос, в щеках, обеспечивая непрерывный поток на язычок. Так же эта называется техникой перманентного дыхания (либо его называют циркулированным дыханием).

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его плакать.

Разновидности дудука. Уход

В зависимости от длины различают несколько типов инструмента:

Самый распространённый из современных, дудук строя Ля, от 35 см в длину. Имеет универсальный строй, подходящий для большинства мелодий.

Инструмент строя До, длинной всего 31 см., за счет чего имеет более высокое и нежное звучание и больше подходит для дуэтов и лирических композиций.
Самый короткий дудук, строя Ми, используется в танцевальной народной музыке и его длина — 28 см.


Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в протирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которое защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды - влажности, жары, низких температур. К тому же масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый эстетически красивый вид.

Инструмент необходимо хранить в сухом, не влажном месте, при этом нежелательно его долгое время держать в закрытых и плохо проветриваемых местах, необходим контакт с воздухом. То же самое относится и к тростям. Если трости дудука хранить в каком-нибудь небольшом герметичном футляре или коробке, то желательно сделать на этом футляре несколько небольших отверстий для того, чтобы туда мог попасть воздух.

Если инструментом не пользоваться несколько часов, то пластины трости (мундштука) «слипаются»; это выражается в отсутствии необходимого зазора между ними. В этом случае мундштук наполняют теплой водой хорошенько встряхивают, закрыв пальцем его заднее отверстие, затем выливают воду и держат некоторое время в вертикальном положении. Примерно через 10-15 минут за счет присутствия внутри влаги открывается зазор у мундштука.

Приступив к игре, можно отрегулировать строй инструмента (в пределах полутона) за счет передвижения регулятора (хомута) в средней части мундштука; главное — не сильно его перетянуть, поскольку чем сильнее натянут регулятор, тем уже становится пасть у трости и, как следствие, более зажатый не насыщенный обертонами тембр.

Современное наследие дудука

Что объединяет имена Мартина Скорцезе, Ридли Скота, Ханса Цимера, Питера Гэбриэля и Брайна Мэя из легендарной группы Queen? Человек знакомый с кинематографом и интересующийся музыкой без труда проведет параллель между ними, ведь все они в то или иное время сотрудничали с уникальным музыкантом, сделавшим для признания и популяризации «души армянского народа» на мировой сцене больше чем кто-либо другой. Речь, конечно же, о Дживане Гаспаряне.
Дживан Гаспарян — армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.


Он родился в небольшой деревушке неподалеку от Еревана в 1928 году. Свой первый дудук он взял в руки в 6 лет. Первые шаги в музыке он сделал совершенно самостоятельно — он учился играть на подаренном ему дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

В двадцать впервые выступил на профессиональной сцене. За годы музыкальной карьеры неоднократно получал международные награды, в том числе и от ЮНЕСКО, но широкую мировую известность приобретает лишь в 1988 году.

А поспособствовал этому Brian Eno – один из самых талантливых и новаторских музыкантов своего времени, по праву считающийся отцом электронной музыки. Во время своего визита в Москву он случайно услышал игру Дживана Гаспаряна и пригласил его в Лондон.

С этого момента начинается новый международный этап в его музыкальной карьере, принесший ему мировую известность и познакомивший мир с армянской народной музыкой. Имя Дживана становится известно широкой аудитории благодаря саундтреку, над которым он работал вместе Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) к фильму Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа».

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру — он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром.

В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. — начинает сотрудничество с Хансом Циммером (Hans Zimmer) над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.

Вот что говорит Ганс Циммер о сотрудничестве с ним: «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Вернувшись на родину, музыкант становится профессором Ереванской консерватории. Не оставляя гастрольную деятельность он начинает преподавать и выпускает немало известных исполнителей на дудуке. Среди них — его внук Дживан Гаспарян младший.

Сегодня дудук мы можем услышать во множестве кинофильмов: от исторических картин до современных голливудских блокбастеров. Музыку, исполненную Дживаном, можно услышать в более чем 30 фильмах. За последние двадцать лет в мире выпущено рекордное количество музыки с записями дудука. Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах. В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.

«Дудук — это моя святыня. Если бы я не играл на этом инструменте, не знаю, кем бы я стал. В 1940-х я потерял свою маму, в 1941-м отец ушел на фронт. Нас было трое, мы росли одни. Наверное, Бог так решил, чтобы я играл на дудуке, чтобы он меня спас от всех жизненных испытаний», — говорит артист.

Фото в топе предоставлено https://www.armmuseum.ru

Дудук — распространенный на Кавказе древний духовой музыкальный инструмент. Дудук относится к язычковым деревянным духовым музыкальным инструментам с двойной тростью. По сути, представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями (восемь сверху, одно снизу) и съёмного двойного язычка (трости). Существуют усовершенствованные версии дудука с дополнительными отверстиями и клапанами для управления ими.

Посмотрите интервью, которое взял Alexduduk у прославленного дудукиста Георгия Вартановича Минасова

Звук дудука образуется вибрацией двух тростниковых пластин язычка. Высота звука регулируется изменением давления воздуха на язычок инструмента и закрыванием-открыванием игровых отверстий как и на других флейтах. Трость дудука снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

Диапазон инструмента невелик и составляет, как правило, чуть больше одной октавы, причем диатоническая (без беломей и диезов). В то же время, при использовании приема игры с полузакрытыми отверстиями легко играет полную хроматическую гамму.

Особенностью игры на этом духовом инструменте является техника непрерывного дыхания — инструмент продолжает звучать даже в моменты вдоха играющего. Это достигается за счет того, что вдыхая через нос, музыкант сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости даже во время вдоха создаёт давление на язычок.

Надутые щеки при игре на дудуке для «непрерывного дыхания»

Научиться играть на дудуке будет намного проще с обучающей программой Свирелька:

Википедия сообщает, что дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, несмотря на двойную трость, похожим не на гобой, а на саксофон (альт и сопрано) или кларнет, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью.

Дудук изготавливается в определенном строе. Наиболее распространен дудук в строе ля. Кроме строя ля существую инструменты в строе си-бемоль, до, ре, соль и другие:

Дудуки различного строя. Строй, как правило, проставляется буквой на стволе дудука.

Лучшим материалом для изготовления ствола дудука считается абрикосовое дерево. Даже название этой флейты с армянского языка (дудук по армянски ծիրանափող — циранапох) можно перевести как «душа абрикосового дерева» или «абрикосовая труба». Встречаются дудуки изготовленные из других пород дерева, в частности, ореха, сливы. Длина трубки составляет 28, 33, 40 см в зависимости от строя инструмента. Чем длиннее ствол, тем ниже звук инструмента. Как уже упоминалось, на передней поверхности трубки расположены восемь отверстий.

На задней поверхности у дудука имеется два отверстия, из них верхнее — игровое и закрывается большим пальцем верхней руки. Нижнее отверстие на задней поверхности дудука в игре не используется и предназначено для точной настройки инструмента при его изготовлении. Бывает, что мастера игры на дудуке в некоторых случаях закрывают и это отверстие прижимая инструмент к животу или колену, но к тому времени, как вы подойдете к такому уровню мастерства вам вряд ли понадобится объяснять на этом сайте что-нибудь про игру на дудуке.

Расположение отверстий на стволе дудука показано на картинке ниже. Отверстия на картинке пронумерованы так, как обычно нумеруются отверстия на аппликатуре: первый номер присваивается игровому отверстию на задней стороне ствола, а игровые отверстия на передней поверхности начинаются с номера 2:

Расположение игровых отверстий на стволе дудука.

Трости для дудука обычно изготавливаются длинной 9-14 см. Материалом для трости служит растущее на юге растение «Арундо тростниковый» (Тростник гигантский) вырастающее до 6 метров в высоту:

Arundo donax тростник из которого делают трости дудука.

Для трости вырезается колено камыша длинной 16 см и опускается в кипящую воду. После этого заготовку сплющивают специальной формой. В процессе изготовления заготовке придается сложный профиль – плоская сверху она постепенно переходит в центре в цилиндр, сужающийся конусом вниз. Это тонкая ручная работа потому что на тембр влияет малейшие изменения в геометрии трости. Внизу на конус трости для плотного (без малейших зазоров) вхождения трости в ствол дудука наматывается нить. Количество намотанной нити определяет насколько глубоко трость будет вставляться в ствол и служит для настройки инструмента.

Трость считается расходным материалом и имеет ограниченный срок использования. Часто у одного дудука имеется несколько тростей. По своим свойствам различают трости «полегче» и «потяжелее». Начинать следует с легких тростей. Иначе, без тренировки вы не сможете долго играть — губы устанут и вы, скорее всего, прекратите занятия. В процессе обучения мышцы, задействованные в игре, постепенно укрепятся и вы сможете перейти на более тяжелые и красивые в звучании трости.

Как и многие народные музыкальные инструменты, устройство дудука может изменяться в зависимости от предпочтений мастера-изготовителя. Для расширения диапазона инструмента, иногда увеличивают длину ствола дудука и добавляют дополнительные игровые отверстия. Есть дудуки с 14 игровыми отверстиями. Так получают дудуки с дополнительными нотами и даже двухоктавные инструменты. Чтобы при игре на них было удобно управлять дополнительными отверстиями, мастерам приходится устанавливать на ствол еще и клапана с рычагами. Такие инструменты называют усовершенствованными и выглядят они так:

Усовершенствованные дудуки.

Другие усовершенствованные дудуки.

При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Послушайте как это звучит в исполнении мастера (Jivan Gasparyan):


По-моему, какие-то еще комментарии будут лишними. Кто послушал музыку дудука, тот влюбится в неё и, возможно, захочет научиться играть на этом древнем инструменте. Благо, сейчас не составит труда найти online уроки и на youtube и на других ресурсах интернета. На нашем сайте также размещены уроки игры на дудуке от разных авторов и ещё раз напомню, что помочь в освоении игры поможет программы Свирелька. Свирелька и ноты покажет и аппликатуру в реальном времени и проиграет мелодию в удобном для обучения темпе:

Армянский дудук - язычковая флейта.

Дудук - древний армянский язычковый духовой инструмент, который вырезают из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластинок. На лицевой стороне армянского дудука семь (бывает и иное количество) звуковых отверстий и ещё одно - на обратной стороне.

Обычно на дудуке играют два музыканта. Один солирует, другой (дамкаш) сопровождает мелодию.

Самые известные исполнители музыки на дудуке: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Бархатный, дрожащий голос дудука сопровождает сегодня голливудские фильмы. Для дудука пишут музыку серьезные композиторы. Все это заслуга замечательного армянского дудукиста Дживана Гаспаряна. Он живет в Ереване и ездит по всему миру с концертами. Благодаря ему угасший было интерес к дудуку вспыхнул в республике с новой силой. Каждый армянский мальчик мечтает стать таким, как дядя Дживан.

Все свои инструменты дядя Дживан заказывает у Овсепа Григоряна. Это известный в Армении мастер. Сын Артур работает с отцом - тоже делает дудуки. Гаспарян просит обязательно показывать ему заготовки. Артур принес несколько. Из них дядя Дживан выберет лучшую. У маэстро в коллекции около сотни дудуков. Гаспарян: "Они разные. Любой дудук, как человек. Имеешь пять сыновей - они все разные люди. И так вот эти дудуки. Один человек делал, но звучит разный звук, тембр другой".

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов. Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна, который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии.

Музыка армянского духового инструмента дудук признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. В пресс-релизе ЮНЕСКО говорится, что в последние десятилетия дудук все реже используется в народных празднованиях, постепенно переходя в категорию концертного инструмента, сообщает радио "Культура". Таким образом, он становится принадлежностью высокой культуры.

Дудук – древний армянский инструмент .

Дудук – древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне. В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии "фруктус Аргденика" он считается действительно армянским фруктом. Фильм Ридли Скотта "Гладиатор" по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения "Оскара" картине, "Нью-Йорк таймс" заметила: "как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки". Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник.

Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос . Язычок делается из двух кусков тростника. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Дудук у других народов

Когда был создан дудук, на счет этого сколько специалистов, столько и мнений. Одни доказывают, что аж в VIII веке до Рождества Христова, другие - что на семьсот лет позже, в правление царя Тиграна II. Негромкий голос этого инструмента сопровождает почти всякое армянское застолье - неважно по веселому или грустному поводу собрались люди. В последнее время мы все чаще слышим дудук в кино, по радио и телевидению.

Дудук (от тур. düdük) - духовой музыкальный язычковой инструмент, представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты имеются также у многих народов:

  • в Армении - дудук (арм.), реже циранапо х (арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».
  • в Азербайджане - тютэк (азерб. tüt k). В Азербайджане также употребляется название балабан .
  • в Грузии - дудуки (груз.).
  • в Турции - дуду’к (тур. düdük). Также употребляется название мей .

Музыка на дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Так как все дудуки изготавливаются вручную, они требуют настройки. Настройка производится путем изменения диаметра отверстий. По трудоемкости процедура настройки сопоставима с изготовлением инструмента. Этим объясняется то, что дудуки прошедшие настройку – дороже других инструментов.

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях.

Подготовить для нас серию материалов про самый национальный музыкальный инструмент – дудук. В этой статье читайте про 10 интересных фактов о дудуке.

Факт №1.

Армянский дудук делают только из абрикосового дерева определенного сорта, который растет только в Армении.

Климат Армении способствует росту абрикосового дерева нужного сорта. Не случайно абрикос на латыни – «Prunus armeniaca », то есть «армянская слива». Великие армянские мастера экспериментировали и пробовали применять другие виды древесины. Так, например, дудук строгали из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый бархатистый звук, характерный для дудука. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты - шви и зурну.

Между прочим, цветущий абрикос - символ нежной первой любви, а его древесина - символ крепости духа, верной и долгой любви.

Факт №2.

Признанным «королем» дудука по сей день является Великий варпет Ваче Овсепян (1925-1978).

По сей день Ваче Овсепян является величайшим дудукистом XX столетия. Прошло уже 37 лет как не стало великого маэстро, но никто до сих пор не превзошёл варпета в его виртуозной игре на дудуке. Игрой Ваче Овсепяна восхищались во всём мире. Если вы хотите услышать настоящий голос дудука - слушайте Ваче Овсепяна.

Факт №3.

В 2005 году ЮНЕСКО провозгласила музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Немалый вклад в популяризацию инструмента и признание дудука на мировом уровне сделал всемирно известный музыкант-дудукист Дживан Гаспарян.

Факт №4.

При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.

Дам - непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама, как может показаться на первый взгляд, не несёт в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего одной (бывает нескольких) нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, а именно - правильной постановки ротового аппарата во время игры и особой выдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.

Факт №5.

Раньше человека, играющего на дудуке, не принимали всерьёз и презрительно называли «зурначи».

Некоторые семьи отказывались выдавать своих дочерей за «зурначи», так как считали его несерьёзным и несостоятельным человеком. Сегодня отношение к дудуку кардинально изменилось. Полвека назад народный армянский духовой инструмент был включён в академическую программу в Ереванской Государственной консерватории, где теперь существует факультет по классу «дудук», который выпустил множество профессиональных, дипломированных дудукистов. Сегодня дудук звучит не только в саундтреках голливудских фильмов, но и в оркестре, опере.

Факт №6.

Дудук чрезвычайно прочен.

Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в натирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которая защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды - влажности, жары, низких температур. К тому же, масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый вид.

Факт №7

В феврале 2015 года состоялось уникальное историческое событие в истории российской оперы.

18, 19, 21, 22 февраля 2015 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Хованщина», в которой, впервые в истории российской оперы, зазвучал голос армянского дудука в исполнении известного московского дудукиста Оганеса Казаряна. Это событие является знаковым в истории российской оперы и было освещено в СМИ.

Факт №8.

У многих людей звук дудука ассоциируется только с печалью и скорбью.

Существует стереотип, что на дудуке исполняют только грустные мелодии. На самом деле, на дудуке можно играть всё, что угодно, в том числе очень весёлые и радостные произведения. Дудук сопровождает праздничные церемонии – свадьбы и дни рождения. В наши дни дудук становится неотъемлемым участником таких музыкальных направлений как блюз, джаз, рок, рок-н-ролл, поп музыка, классика. Внук всемирно известного музыканта Дживана Гаспаряна является дудукистом, активно эксперементирующим с дудуком в других музыкальных направлениях, в основном – джаз.

Факт №9.

Большинство людей знает про дудук из фильма Ридли Скотта «Гладиатор».

Однако вы будете удивлены, узнав, что фильм «Гладиатор», по сборам, оказался провальным в кинопрокате. Однако он по-прежнему остаётся фильмом, который познакомил зрителя с удивительным миром дудука в исполнении Дживана Гаспаряна, прославившего народный армянский инструмент во всём мире.

Факт №10.

Сегодня на дудуке играют не только мужчины, но и женщины.

Дудук - изначально мужской инструмент. Поэтому в прежние времена его исполнителями были только мужчины. Но эта давняя традиция нарушилась, а современная статистика показывает о проявлении большого интереса к армянской флейте со стороны женщин. Первой популярной женщиной, взявшей в руки дудук, является Армине Симонян. С пяти лет Армине играет на дхоле, а с шести - на шви и дудуке. О пятнадцатилетней Армине был снят одноименный фильм-концерт в 1989 году. Надо сказать, что такой чести удостаивались уже прославленные музыканты, такие как Ваче Овсепян, Дживан Гапарян, Мкртыч Малхасян, Гагик Малхасян. В скором времени Армине получила приглашение из США о сотрудничестве. В 1988 году Армине стала лауреатом Всесоюзного Музыкального фестиваля; участвовала в японском конкурсе, на котором присутствовал Михаил Горбачёв. Встречалась с легендарной группой «Scorpions». Дудук Армине Симонян звучит в фильме «Фиолетовое сердце».

Национальный армянский духовой инструмент, получивший мировое признание. В Армении его называют также и циранапох (дословно - «абрикосовая труба»). Дудук одновременно и очень простой и сложный инструмент. Он представляет собой трубку с восьмью отверстиями на передней стороне и одной на задней

Казалось бы, что может быть проще. Однако стоит мастеру заиграть, и этот маленький кусочек абрикосового дерева наполняет пространство невероятно прекрасной мелодией, полностью захватывая внимание слушателей.

Когда именно в Армении впервые появился этот инструмент точно сказать невозможно. О нем упоминал еще в V веке армянский историк Мовсес Хоренаци. Ясно одно, мелодии дудука были неотъемлемой частью армянской национальной культуры еще с давних времен. Под его звуки отмечали свадьбы и торжества и провожали в вечный путь людей покинувших этот мир. Дудук, лучше всех других инструментов, выражал чувства и эмоции армянского народа.

Приготовьтесь слушать дудук

Слышали ли вы когда-либо пение птиц на поляне, или тихое журчание горного ручья? А может вам больше по душе тихий шелест листвы, напевающей нежную мелодию леса? Всю глубину этой природной “музыки” способен передать армянский дудук. Инструмент передает теплый и мягкий звук. Он выразителен, эмоционален и лиричен.

Зачастую, при прослушивании мелодий дудука, возникает ощущение духовного умиротворения и отречения от всего земного. Мелодии дудука чисты и естественны, в них сокрыта сущность мироздания. Неудивительно, что даже после тяжелого дня эта музыка способна подарить покой и умиротворение любому слушателю.

Но как же столь простой инструмент может таить в себе такое количество очаровательных и неповторимых звуков?

Один из главных секретов дудука - материал его изготовления. Абрикосовое дерево наделяет инструмент способностью резонирования. Благодаря этому звучание дудука очень похоже на голос. А разве может какой-либо звук сравнится по силе воздействия с человеческим голосом!

Чувственность, эмоции, надежды - ни один инструмент не в силах передать сущие человеческой душе переживания с той силой и страстью как это делает дудук. И если вложить этот мощный инструмент в руки опытного мастера, то сила его возрастет в разы. Возможно, именно поэтому музыка, исполняемая на дудуке Дживаном Гаспоряном, покорила весь мир, став одним из уже признанных шедевров Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Забудьте на миг обо всех заботах, закройте дверь перед всеми тяготами и окунитесь в чувственный и потрясающий мир дудука. Он откроет перед вами самые сокровенные уголки человеческой души.

DUDUK - Djivan Gasparyan-Kapuit Manushak (Blue Violet)


«Живая» музыка дудука

Инструмент, появившийся еще тысячелетия назад, все еще продолжает покорять своим незабываемым и прекрасным звучанием. Дудук может воспроизводить музыку в самых различных тональностях, но чаще всего из него звучат печальные мелодии. Они рассказывают слушателю историю целого народа, прошедшего великий путь. В этой истории есть и радость, и грусть, в ней сама жизнь, воплощенная в музыке. Вот почему мотивы дудука никогда не устареют и не угаснут, ведь в них сокрыта душа народа.

Но музыка дудука - это не только достояние самой Армении. Теперь она звучит по всему миру. В исполнении самых известных современных мастеров (Дживан Гаспарян, Людвиг Гарибян, Геворг Дабагян, Ованес Касьян) ее можно услышать как на мировых концертных сценах, так и в современных кинофильмах.

Так дудук прозвучал в нашумевшем на весь мир фильме «Последнее искушение Христа», а затем и в таких известных экранизациях как «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Страсти Христовы», «Онегин» и многих других.

И это лишь начало новой истории инструмента.

Дживан Гаспарян (дудук) саундрек из фильма Гладиатор

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...