Как сформулировать проблему исследования примеры. Фразы-шаблоны для исследовательской работы. Почему так важно правильно определять предмет и объект курсовой работы

Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы

Исследования должны помогать в решении проблем. Если этого не происходит, значит что-то идет не так. Поэтому всегда следует помнить о гипотезах, научных вопросах, допущениях и намерениях.

0 Нажми, если пригодилось =ъ

Во всех исследовательских проектах одной из первых задач является четкое определение исследовательской проблемы. Исследовательская проблема - это, в зависимости от ситуации, научная или маркетинговая постановка вопроса, связанная с некоторой проблемной ситуацией.
Согласно Ядову, можно выделить гносеологический и предметный аспекты проблемной ситуации: а) в гносеологическом смысле проблемная ситуация - это ситуация недостатка знания, осознаваемая исследователем; б) предметная сторона проблемной ситуации выражается в наличии явлений и процессов, функционирование которых вызывает напряженность и не может быть объяснено с помощью имеющегося знания. Следовательно, проблема исследования является осознаваемым противоречием между имеющимся и требующимся уровнем знания о том или ином аспекте изучаемой действительности.
К развертыванию исследовательской проблемы выделяют следующие требования:

Для оценки актуальности исследовательской проблемы можно использовать критерий FINER, авторами которого являются Hulley SB, Cummings SR, Browner WS, Grady DG, Newman TB (Designing clinical research. 3rd ed. Lippincott Williams and Wilkins; 2007). FINER - это аббревиатура английского варианта таких слов-аргументов как Feasible, Interesting, Novel, Ethical и Relevant:

Гипотезы
Очень часто разрешение исследовательской проблемы интерпретируется в терминах гипотетико-дедуктивного подхода, предполагающего формулировку и проверку гипотез. Вместе с тем, в отдельных случаях использование этого подхода не является пригодным. Ниже рассмотрено как использование гипотез, так и дополнительные варианты фиксации исследовательской проблемы.
Поскольку суть гипотетико-дедуктивного подхода рассмотрена ранее , здесь я остановлюсь на его основных элементах - гипотезах. Гипотеза - это вероятностное утверждение, подлежащее проверке. Отличительными чертами гипотез являются:

Любая гипотеза может утверждать либо наличие взаимосвязи/влияния/различий, либо их отсутствие. В статистике первая разновидность носит название альтернативной, а вторая - нулевой гипотезы.
Формулируя гипотезы, исследователь работает на двух уровнях - операциональном и концептуальном. На операциональном уровне работа идет с переформулировкой изучаемого феномена в терминах наблюдения, то есть на основе непосредственно наблюдаемых аспектов социальной действительности. На концептуальном уровне работа принимает более абстрактный характер и направлена на более широкие обобщения, используемые в рамках построения теорий.
Исходя из этого, можно определить следующий способ деления гипотез - по уровню общности: гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания представляют собой общие утверждения, подлежащие проверке, а гипотезы-следствия - их конкретизацию и детализацию. Непосредственной проверке подвергаются именно гипотезы-следствия, в результате чего гипотезы-основания либо опровергаются, либо частично подтверждаются, либо подтверждаются полностью.
Деление гипотез по степени общности выдвигает на первый план проблему операционализации (процедура перевода общих теоретических понятий в конкретные эмпирические). Качественная операционализация является главным условием достижения проверяемости гипотезы. Часто первым шагом операционализации является разделение главной гипотезы на две и более подгипотез, представляющие ее компоненты или аспекты. Операционализация же подгипотез также идет по пути детализации, а также конкретизации (об особенностях операционализации рассказано в следующей главе).

Альтернативы гипотезам
Многие исследования в рамках социальных наук не могут предоставить подходящих критериев для формулировки и проверки гипотез, что приводит к использованию других способов обозначения исследовательской проблемы. К ним относятся исследовательские вопросы, допущения и намерения. Они могут использоваться как совместно с гипотезами и друг с другом, так и по-отдельности.
В некоторых исследованиях достаточно просто сформулировать научный вопрос , который бы указал одно или несколько направлений, в которых необходимо вести научный поиск. В одном из своих исследований я начал со следующего вопроса: «Как организационная структура малых выпускающих кафедр влияет на особенности обучения студентов?». Этого было вполне достаточно, чтобы получить необходимую фокусировку.
В свою очередь, научное допущение представляет собой теоретическое утверждение, задающее рамки дальнейшего исследования. Использование допущений позволяет сконцентрироваться на партикулярных связях между явлениями и событиями, без соблюдения строгих требований, выдвигаемых к гипотезам. В упомянутом выше исследовании, допущение звучало следующим образом: «Организационная позиция заведующего кафедрой оказывает решающее воздействие на ключевые аспекты учебной ситуации».

Вам понадобится

  • Исследовательская работа, в которой уже сформулирована тема, требующая выявления и обозначения проблемы; знание методологических основ теоретического или практического исследования.

Инструкция

Проблема исследования – есть логическое завершение описания актуальности темы исследования, где указывает на то, что его тема не может или не могла бы быть реализована без проблемы. Проблема всегда появляется на стыке старого и нового : одно знание уже устарело, а новое еще не . Или проблема может быть уже решена в науке, но не реализована на практике.

Правильная постановка проблемы определяет стратегию исследования: как научное знание может быть реализовано на практике, или как может быть сформировано новое знание в результате проведенного исследования. Сформулировать проблему, значит отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Проблема – это важный и сложный вопрос.Для обоснования проблемы необходимо привести доводы в пользу реальности выдвигаемой проблемы; найти ценностные и содержательные связи с другими проблемами.

Для оценки проблемы следует выявить все условия, необходимые для ее решения, включая методы, средства, приемы; найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой, что значительно сузит область исследования.

Для построения проблемы необходимо сузить поле изучения предмета исследования в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя. Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, известным и неизвестным по теме изучения, то суть проблемы исследования определяется легко и быстро.

Обратите внимание

Проблема в методологическом блоке по проведению исследования может ставиться после обоснования актуальности темы, а может и предшествовать актуальности. Актуальность может быть определена как результат изучения проблемы исследования. В этом случае, содержание актуальности - это ответ на вопрос: «Почему в настоящее время нужно изучать данную проблему?».

Полезный совет

Чем сложнее и актуальнее исследование, тем более сложно по форме формулируется проблема.
В курсовой работе студента проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса.
В научном исследовании диссертанта проблема исследования может быть сформулирована в виде вывода из противоречия, теоретической или практической задачи, проблемной ситуации.

Анализ любых произведений, будь то книга, диссертация или просто рядовая статья, написанная каким-либо автором, позволяет не только получить новые знания по интересующим с проблемам, но и избежать повторений (то есть плагиата) при создании собственных трудов. Наиболее сложной задачей для редактора является рассмотрение сочинений, представляемых в редакцию научных журналов молодыми учеными и соискателями.

Инструкция

Для начала обратите внимание на актуальность темы, опираясь на теоретическую и практическую значимость поставленной цели, задач, научной новизны. Помните, что одно из основных требований к заголовку статьи - это его конкретность. Объемное, громоздкое название, затрудняет глубокую проработку проблемы, мешает определить точный круг читателей.

Анализ истинности и достоверности приведенных данных следует базировать на объективности отбора материала, репрезентативности фактов, отображении их в протоколах собственных наблюдений. Истинность полученных в ходе исследования сведений является основанием для научно обоснованных выводов. Редактору необходимо выяснить, каким образом регистрирует ; оценивает ли он их в динамике, изучает ли во взаимодействии с другими явлениями, имеет ли место догматизм и субъективизм, а также творческий к сущности явления.

Внимательно прочтите основной статьи, сделав акцент на изложение научной теории. Вначале статей принято приводить несколько логических высказываний о фактах, а затем в ходе рассуждений формулировать новые доводы, базируясь на совокупности результатов авторских наблюдений и экспериментов. При этом должно прослеживаться некое слияние ранее накопленного пласта научной информации и приватных умозаключений, доказанных эмпирическим путем.

Установите, уместно ли применение в контексте цитат, а также оптимальность числа цитат, употребляемых автором. Проверьте смысловую точность цитируемого материала. Сверьте полученную информацию со списком , указанным в конце статьи. Если творение содержит себе результаты статистических расчетов, оцените их достоверность. В конце проанализируйте текст резюме. Резюме статьи должно быть представлено на русском и английском языке. Оно лаконично отражает идейную линию научной работы в целом.

Видео по теме

Анализ статьи включает в себя оценку информативности, содержательности, смысловой целостности статьи. Именно анализ позволяет выявить уровень профессионализма того или иного автора, оценить стиль и манеру повествования.

Вам понадобится

  • - статья для анализа;
  • - письменные принадлежности.

Инструкция

Чтобы качественный анализ руководствуйтесь не субъективным мнением, а определенными критериями. Почитайте и попытайтесь оценить ее, исходя из степени соответствия содержимого заголовку, информативности, логики материала, раскрытия темы. Учитывайте так же язык статьи, его стилистические характеристики. Статья должна представлять смысловое единство.

Прочитав статью несколько раз, приступайте к анализу. В начале все выходные данные статьи, и приступайте к первому пункту плана "соответствие заголовка содержимому статьи". В современной публицистике участились случаи, когда "кричащие" заголовки лишь привлекают внимание и совершенно не соответствуют теме. Поэтому данный пункт необходимо отразить в вашем анализе.

Затем перейдите к оценке степени информативности статьи. Особое внимание уделите наличию фактов, опросов, экспертных мнений, точных данных. Все эти составляющие значительно повышают уровень информативности и позволяют в будущем ссылаться на данную статью.

Логика изложения материала не менее важна при оценке статьи. Если в статье содержатся две-три микротемы, и автор хаотично перескакивает от одной к другой, не завершив начатое рассуждение, то это серьезный минус. Каждая рассматриваемая в статье проблема должна быть последовательно изложена, а в конце повествования должны быть подведены соответствующие итоги.

Охарактеризовав статью по вышеперечисленным признакам, вы должны сказать, полностью ли раскрыта затронутая тема. Этот пункт может вызвать сложность при анализе статей, где автор ставит себе задачу сподвигнуть читателя к размышлениям и нарочно оставляет вопрос риторическим. Данный вид статей не раскрывает темы полностью, а своей недосказанностью побуждает дополнительный интерес читателей. Если вы работаете с такой статьей, обязательно укажите это при анализе.

Полезный совет

Если хотите сделать свой анализ статьи действительно творческим и заслуживающим внимания, проанализируйте художественные особенности языка статьи. Сделайте упор на используемые средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

Источники:

  • Редакторская подготовка периодических изданий.

Статьи анализируют для того, чтобы выявить их информативность, смысловую целостность и содержательность. На основании подобного анализа можно сделать вывод о профессионализме отдельного автора или печатного издания в целом.

Вам понадобится

  • - статья для анализа.

Инструкция

Прочтите статью несколько раз и попробуйте оценить ее соответствие заявленному заголовку. Оцените также такие качества статьи как информативности и смысловая целостность. Проанализируйте, насколько раскрыта тема статьи, как сохраняется изложения фактов. В своей работе старайтесь проявлять объективность, не руководствуйтесь своим личным мнением.

Оцените качество , которым написана анализируемая статья. Определите, насколько язык соответствует заявленному стилю, например, научно-техническому или публицистическому. Отметьте такие недостатки, как перенасыщенность научно-популярного текста сложными терминами или, напротив, наличие в нем просторечных выражений.

Приступайте к изложению своего анализа в письменной форме. Начните с указания выходных данных статьи. В первом пункте анализа статьи изложите соответствие ее заголовка содержанию. Для современной прессы свойственно привлекать к себе внимание кричащими заголовками, которые не всегда отражают содержание публикаций.

Отразите в отдельном пункте анализа свою оценку логичности изложения сведений в статье. Хорошо если в статье четко прослеживаются такие логические вехи, как краткое введение, развернутое и последовательное изложение проблемы, а в конце подводятся соответствующие итоги.

Уделите внимание языку статьи в отдельном пункте. Укажите стилистические ошибки, если таковые имеются в тексте. Отметьте используемые автором выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.

Способность к логическому и точному анализу поступающей информации - не просто полезное, но и необходимое умение. Если вы не будете анализировать все, что находится вокруг, каждую ситуацию, вы не сможете объективно воспринимать картину происходящего с вами. Существует несколько методов анализа, которые можно использовать как по-отдельности, так и вместе.

Инструкция

Проверяйте информацию, с которой связано принятие важного решения. Привычка анализировать происходящее не только позволит вам избежать многих ошибок, но и будет способствовать тому, что вы начнете замечать выгодные для себя случаи и с блеском находить выход из трудных ситуаций. Поймите, что не стоит доверять одним словам, нужно искать их подтверждение в фактах. Умейте находить уловки в словах или действиях других людей. Научитесь замечать в общем потоке поступающей информации отговорки и отмашки. Если вы, к тому же, сможете распознать ложь, исходящую от человека, вы не попадете в его , расставленную для вас. Пользуйтесь несколькими источниками для проверки информации. Не стоит доверять одному каналу информации. Обратитесь ко второму, третьему и так далее по мере необходимости. Конечно, это не полная гарантия правдивости информации, но, проанализировав таким образом сообщение, вы имеете больше шансов приблизиться к истине.

Используйте научные методы анализа информации. Одним из них является метод сопоставления данных. Для его применения сначала вам нужно сгруппировать данные, например, можно свести их в таблицу. При ее составлении по вертикали расположите варианты решения изучаемого вопроса, по горизонтали же укажите источники данных. Там, где пересекаются строки и столбцы, впишите содержание сообщения. Обязательно включите в таблицу все данные, которые у вас есть. Тогда анализ получится наиболее объективным. Потом определите весовые коэффициенты для каждого сообщения, то есть его важность. Потом вам следует объединить данные, которые относятся к каждому решению, и определить вероятность истинности сообщения. Теперь вам остается только сравнить с установленными заранее пороговыми значениями, которые выбираются на основе имеющегося опыта.

Воспользуйтесь другим методом анализа, который называется методом фильтрации данных. Его сущность в принятии решения на основе сопоставления входящих данных и комплекса независимых признаков с прописанным заранее весом. Имейте в виду, что содержание вариантов вам нужно сформулировать загодя, а анализ входных данных вы будете проводить по готовым признакам. Сначала расчлените входную информацию по параметрам фильтра. Далее вам нужно сопоставить их с параметрами фильтра и вывести оценку достоверности весовых коэффициентов. Теперь объедините данные, сравните с порогом и примите решение по ситуации.

Вам понадобится

  • Умение грамотно проанализировать статью может пригодиться не только филологам, журналистам, лингвистам и всем, кому приходится иметь дело со словами, но порой это оказывается полезным навыком, помогающим быстро выделить суть текста и структурировано преподнести его содержание, не путаясь в обломках случайно запомненных фраз.
  • План анализа статьи сводится к следующим пунктам:

Инструкция

Далее нужно упомянуть источник, из которого взята данная , дату публикации и имя автора. Это выглядит так: «Данная статья была опубликована в сети Интернет на сайте ***(название сайта) 18 июля 2014 года автором Иваном Ивановым».

Теперь пришло время собственно изложить суть статьи. Пересказ не должен быть длинным и утомительным. Десяти предложений будет вполне достаточно, а для некоторых даже много. Здесь должны быть только ключевые события и . Если автор предлагает какие-либо статистические данные, указывает проценты, даты и пр., то желательно оставить эту информацию в своем анализе.

В последнем абзаце анализа обязательно пишем про свое отношение к данной проблеме и к статье. Логично обосновываем свою точку зрения.

Учитесь не только на собственных ошибках, но и на промашках других людей. Прислушивайтесь к окружающим, когда они делятся с вами своим жизненным опытом. Воспринимайте информацию о том, в каком положение они попали и как себя при этом вели. Больше читайте. Остановите свой выбор на романах мировых классиков. В таких книгах нередко рассказывается о судьбах различных людей. И пусть они могут быть полностью вымышленными персонажами, взгляд автора на проблему может быть очень полезен для вас.

Подумайте, какие в вашей жизни есть стереотипы и шаблоны поведения. Возможно, существует какой-то повторяющийся сценарий ваших ошибок, из-за которого вы не можете добиться чего-то. Важно осознать, что вы являетесь не только главным героем собственной истории, но и одновременно ее автором. Перепишите книгу своей жизни так, чтобы она стала более жизнерадостной, оптимистичной. Заодно вы увидите, что вам стоит делать по-другому, над какой стороной жизни следует провести тщательную работу.

Никто не живет без проблем, в жизни каждого индивидуума время от времени случаются неприятности и трудности. Они даются человеку, чтобы он приобрел определенный жизненный опыт. В таких ситуациях нужно не жаловаться и впадать в уныние, а проанализировать, почему возникла проблема и как ее решить. Чтобы не впасть в панику и депрессию, нужно придерживаться определенных принципов в данном случае.

Спокойствие

Обычно трудности возникают неожиданно и нарастают, как снежный ком. Как говорится, «беда одна не приходит, семь бед с собой приводит». Главное в такой ситуации – это сохранить спокойствие. Не паникуйте и не опускайте рук, помните, что неразрешимых проблем не существует. Принять грамотное и взвешенное решение можно только в уравновешенном состоянии.

Анализ

Постарайтесь посмотреть на проблему объективно. Можно использовать популярные методики для нахождения правильного решения, например, «диаграмма Исикавы» и т.п.

Выводы

Записывайте любые идеи, которые приходят к вам в голову, когда ищите пути выхода из трудностей. Среди них обязательно найдется подходящий.

Часто очень сложно взглянуть на ситуацию со стороны, поэтому не замыкайтесь в себе, расскажите о своей проблеме друзьям, родственникам или психологу.

Проблема исследования определяется только вместе с его актуальностью (актуальна в первую очередь решаемая проблема), целью, объектом и предметом являясь центром проблемно-поисковой области исследования.

Формулировку проблемы исследования желательно начать с определения ведущих противоречий в явлении, определившем тематику исследования. Обнаружение противоречий – важная для ориентировочных действий исследователя область. Важно понять, какие противоречия могут быть решены в данном исследовании:

– между теорией и фактами («вопреки положениям теории о… факты указывают на…»);

– между двумя теориями («в объяснении… возникает противоречие между теорией когнитивного диссонанса и теорией социального научения»);

– между необходимостью чего-либо для человека и общества, и отсутствием знаний о том, как получить желаемое («противоречие между необходимостью эффективного формирования коммуникативных навыков и отсутствием научно обоснованных способов их формирования у спортсменов-туристов»).

В несложном эмпирическом исследовании к постановке проблемы чаще всего ведут противоречия между необходимостью чего-либо для человека и общества, и отсутствием знаний о том, как получить желаемое, а также – между теорией и фактами. В более развернутых исследованиях выявляется система противоречий, так как проблемы там имеют комплексный характер. Определенные противоречия требуют описания порождаемой ими проблемной ситуации, которая и обнаруживается, осознается и формулируется как актуальная научная проблема, решаемая в данном исследовании.

Определяющим типом противоречий, ведущим к проблемам для педагогики являются противоречия объективной педагогической действительности, существующие в деятельности и отношениях «преподаватель - ученик», «преподавание - учение», «деятельность учителя - деятельность ученика», в связи содержательной и процессуальной сторон процесса обучения и воспитания. Широкий круг противоречий связан с отношениямипедагогических (образовательных) систем (в том числе и их компонентов) и общества или человека: между общественными запросами и неготовностью, отсутствием, недостаточностью чего-либо в образовании; между появившимися новыми реалиями в практике образования и теоретической неосмысленностью нового;между потребностями человека в определенных образовательных результатах и отсутствием теоретически обоснованных средств, условий, методов в педагогике и др. В психологии это чаще всего противоречия между объективно возникающей в ходе развития научного знания потребностью в его углублении и существующими средствами достижения этой потребности, противоречияв объяснениях сущности какого-либо явления, противоречия между эмпирическими данными разных авторов,



В учебных эмпирических исследованиях осознание и формулировка противоречий при постановке проблемы, в силу простоты решаемых проблем осуществляется не всегда. Однако важно помнить, что за любой проблемой всегда стоят определенные противоречия, сущность которых в том, что они, существуя в границах одного объекта, служат препятствием в исследовании способов его развития.

Принято считать, что выдвижению проблемы обычно предшествует появление в науке общей проблемной ситуации, которая характеризует трудность в познании, сложившаяся в той или иной отрасли научной деятельности. Для отдельного исследования это означает, что выдвинутая в нем проблема – всегда частный случай общенаучной проблемы, и ее формулировки должны в том или ином виде содержать отсылку, «намек» на «большую» научную проблему. Отсутствие такого «намека»приводит к тому, что произвольное описание того, что представляется начинающему исследователю проблемой, не всегда ее содержит. Чаще всего происходит подмена научной проблемы практической. Для того, чтобы такая ошибка не возникала, нужно помнить, что «одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач» . Научная проблема всегда связана с обнаружением нехватки научного знания в определенной области и осознанием потребности в устранении этой нехватки. Научная проблема разрешает противоречия в познании, ее решение показывает возможные пути, способы действий практиков, но не вооружают их конкретными средствами деятельности. Она – не просто препятствие, а объективно существующее препятствие в познании, преодоление которого поможет развиваться практике. В науке не разрешаются противоречия, возникающие в практике, в ней создаются обобщенные предпосылки, выявляются способы и условия разрешения практических проблем (часто и не реализуемые на практике).

Как осознается и формулируется проблема исследования? Чаще всего исследователь интуитивно понимает границы определенных явлений и процессов, в которых существует проблема, но точно сформулировать ее не может.

Остановимся на некоторых возможных вариантах описания и формулировки проблем исследования.

– Формулировка проблемы, основанная на описании противоречий, которые необходимо разрешить («проблема разрешения описанных противоречий…». Например: «проблема нашего исследования – разрешение противоречий между общим признанием особенностей женского вождения и отсутствием научно обоснованных представлений об учете гендерных особенностей в деятельности водителей транспортных средств» (из студенческой работы, Ксения Д.).при такой формулировке проблема точно не названа (что составляет недостаток формулировки), но ее можно «угадать» и обозначить более точно. Можно описать проблемную ситуацию, вытекающую из определенных противоречий: «противоречия между… задают проблему…», «на основе выделенных противоречий можно выделить проблему…», «таким образом, можно сформулировать проблему…»

– Описание проблемы в свободной форме: «Проблема причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте, решаемая в нашем исследовании, связана с тем, что таких причин может быть много, они имеют сложный состав и направленность…» (Анна М., экзаменационная работа).В этой формулировке есть легкая путаница относительно содержания проблемы (скорее, проблема тут касается выявления причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте), но направление мысли, на наш взгляд, верное. Возможны и описания проблемной ситуации, вытекающей из определенных противоречий: «противоречия между… задают проблему…», «на основе выделенных противоречий можно выделить проблему…», «таким образом, можно сформулировать проблему…». Возможна и постановка проблемной задачи как направления поиска предполагаемого результата исследования: «в данном исследовании мы будем решать проблему выявления причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте».

– Формулировка проблемы в виде проблемного вопроса, в котором фиксируется неизвестное и содержится возможность его исследовании: «как», «каковы», «существует ли», «возможно ли», «насколько», «в какой мере»? и т.п. Например: «Почему девочки в средних классах учатся лучше, чем мальчики?»; «Насколько большой вред человек может нанести другому человеку, если выполняет команды авторитетного начальника?»; «Какой метод более эффективен в изучении математики?».

В любом случае при формулировке проблемы следует пытаться описать ее вид: разрешима ли она? Не чересчур ли масштабна и сложна для одного исследования? В эмпирическом исследовании важны и ответы на вопросы: «какие данные о психике (воспитательном процессе) нужно получить для решения проблемы?»; «какие нужно будет произвести измерения?»; «какие методы следует применять для решения проблемы?».

Важно помнить, и о том, что проблема должна быть сформулирована в научных терминах, и здесь неминуемо нужно вновь обратиться к определению содержания и объема проработанных теоретических понятий и их интерпретации, но уже не в целом, а в отношении рассматриваемой проблемы. Единство терминологии – решающее условие успеха исследования.Не следует забывать и о том, что неминуемо нужно возвращаться к определению содержания и объема теоретических понятий, их интерпретации и операционализации в отношении рассматриваемой проблемы. Нужно и постоянно соотносить понятия и проблему с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление), стремиться достичь точности и однозначности в понимании их единства (составление тезауруса исследования).

Часто произвольное описание того, что представляется начинающему исследователя проблемой, не всегда ее содержит. Проблема должна раскрывать основное затруднение, противоречие, проявляющееся в тех или иных явлениях, знаниях. Это противоречие исследователь должен обнаружить и сформулировать. Конечно, не всякое противоречие ведет к проблеме, а только такое, в котором имеется научное содержание. В определенном смысле речь идет о диалектическом противоречии, являющемся источником развития. Противоречие диалектическое – «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания» .

Нельзя подменять научную проблему практической: «одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач» – справедливо отмечает В.В. Краевский .

Уже на стадии формулировки проблемы определяется, каким по преимуществу будет исследование – психологическим или педагогическим. Например, проблема исследования, направленного на развитие логического мышления младших школьников с помощью дидактические игр, выраженная в виде вопроса, для педагогического исследования может быть сформулирована в следующих вариантах: «Какие дидактические игры будут эффективнее развивать логическое мышление?»; «Какие структурные и содержательные признаки должна содержать дидактическая игра для обеспечения развития логического мышления»; «Какие условия будут способствовать развивающему эффекту применения дидактических игр?». Для исследования психологического, формулировки могут быть следующими: «Какие компоненты логического мышления будут наиболее эффективно развиваться в дидактических играх?»; «Выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления?»; «Каковы индивидуальные различия в развитии логического мышления с помощью дидактических игр?». Каждый из предложенных вариантов впрямую влияет на определение объекта и предмета, на формулировки цели исследования.

Правильно сформулировав проблему, исследователь уже сделал решающий шаг в направлении определения объекта и предмета и цели исследования, так как определил ту часть реальности, на которую направлен процесс познания и то, что в этой части реальности будет изучаться.

Тема исследования

Тема – это концентрированное выражение сущности содержания и смысла исследования. Тема в ее вербальном оформлении – это название исследования. Однако нужно помнить, что понятие темы – шире: оно в идеале включает в себя обозначение места данного исследования и в системе научного знания, и специфику предмета исследования, и его цель, задачи, а иногда и методы. Формулировка темы должна в первую очередь указывать на предмет исследования, а по возможности в ней в той или иной мере (или имплицитно, или явно) могут отражаться проблема, предмет, цель и методы исследования, или хотя бы подчеркнут один из этих компонентов исследования.

Темы исследований часто даются студентам в готовом виде, но в истинном научном поиске они именно формулируются после определения проблемы, которая в данном исследовании будет решаться. Конечно, когда студент попадает в ситуацию формулировки проблемы, он старается и проблему выбрать попроще (чаще всего так, чтобы ее можно было решить в корреляционном исследовании, выявляющем простые взаимосвязи между отдельными явлениями), и тему сформулировать случайным образом, с помощью фразы, как-нибудь отражающей содержание исследования (кроме того, всегда можно надеяться на помощь научного руководителя). Между тем, попытки самостоятельной формулировки названия, наиболее полно отражающего тему исследования –важная для студента работа, позволяющая глубоко осознать систему понятий исследования, проникнуть в сущность изучаемого, установить целостность научного поиска истины.

Как подбирается формулировка темы? Это во многом связано с лингвистическими, языковыми средствами выражения сущности исследования.

В лингвистическом отношении возможны названия [см.: 38]:

– в виде «назывных» предложений: «Гендерные особенности в управлении автомобилем»;

– в виде «парцеллированных» (разбитых на части) предложений, иногда с перечислением, часто с двоеточием: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста: методы и средства»;

– с уточнениями и кратким объяснением («как», «в виде»): «Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте»; «Влияние японских анимационных мультфильмов на эмоциональную сферу (на примере юношеского возраста)».

Следует избегать в названии употребления слов «исследование», «проблема», «гипотеза» и прочие термины, которые в любом исследовании и так будут использоваться, а для раскрытия темы не дают ничего. Нежелательно и использование выражений «К вопросу…», «О некоторых проблемах…», «Пути совершенствования...» и т.п.: в них нельзя увидеть проблему и цель исследования. В эмпирических исследованиях нежелательны и расширительные названия. К примеру, в названии «Словесно-логическая память младших школьников» имеется простое указание на то, что исследуется (объект исследования) что предполагает, что в исследовании имеется полное рассмотрение названного феномена: его определения, рассмотрение точек зрения на него, выдвижение гипотез о его сущности и роли в психической деятельности, их развернутое доказательство. Такие названия подходят к монографиям, где глубоко исследуется и раскрывается одна тема, а не к эмпирическим исследованиям.

Нужно стараться избавляться и от невнятности формулировок. Например, формулировка темы «Уровень развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» скорее вызывает вопросы, чем дает ответ на то, что входит в содержание исследования: измерение уровня развития познавательных процессов? Выявление факторов, влияющих на уровень развития познавательных процессов? Способы развития уровня познавательных процессов?

Часто общенаучная, психологическая и педагогическая терминология попадает в название исследовательской работы, но не осмысливается в содержательном отношении. Между тем, большинство из общих научных терминов имеют четко определенное содержание. Приведу несколько терминов, о содержании которых, внося их в название работы, нужно помнить:

– «Методы» – это то, какими способами осуществляется деятельность (практическая или исследовательская);

– «Формы» (организации, выполнения деятельности, взаимодействия и т.п.) – это внешнее выражение деятельности и взаимодействий: как организовывается деятельность, как взаимодействия распределяются по количеству участников, порядку, времени;

– «Средства»: то, с помощью чего осуществляются действия;

– «Условия»: то, что входит в ситуацию выполнения действий, внешние обстоятельства по отношению к осуществлению деятельности;

– «Факторы»: то, что действует как некоторая причина;

– «Ресурсы»: то, что создает возможности осуществления и развития деятельности.

Конкретное содержание этих терминов задается контекстом исследования, из которого ясно, в каком качестве исследуемый объект (феномен) используется. Так, игра может рассматриваться как средство, с помощью которого развивают что-либо в психике, в личности («Игра как средство развития…»), как метод («Игра как метод обеспечения…»), как форма («Игра как форма учебной деятельности»), как условие, как фактор, как способ. Например, при использовании игры как средства развития: она рассматривается как то, с помощью чего мы будем развивать что-либо. В другом контексте, когда характеризуются конкретные приемы, порядок и содержание действий, правила игры, их смысловые стороны, игра может выступать как метод. Когда важны способы организации самой деятельности, последовательность, соблюдение определенных пространственно-временных границ, игра может рассматриваться как форма организации какой-либо деятельности, если сама эта деятельность (например, учебная) может осуществляться в различных формах, включая игровую. Обращение к игре может быть и условием выполнения определенной деятельности, если является наиболее эффективной формой выполнения этой деятельности: «основным условием овладения умениями соблюдать этикет является использование игры».

По названию работы можно и определить то, каков характер исследования. Названия «Взаимосвязь тревожности и социальной адаптации у студентов в вузе»; «Взаимосвязь интернет-общения и чувства одиночества в юношеском возрасте»; «Взаимосвязь личностной тревожности и агрессивности у студентов» однозначно свидетельствуют, что перед читателем корреляционное исследование. А названия «Влияние увлеченности компьютерными играми на агрессивность подростков»; «Влияние японских анимационных мультфильмов на эмоциональную сферу в юношеском возрасте»; «Тренинг личностного роста как средство снижения уровня депрессии»; «Влияние родителей на выбор профессии у старших школьников» говорят о том, что здесь будет проверяться причинно-следственная связь явлений (скорее всего, в экспериментальной работе).

Исследователь должен опираться на проработанные им понятия, чтобы в названии была отражена сущность проведенной им исследовательской работы. Однако, наукообразностью названий увлекаться не стоит: неоправданное использование научной терминологии может и затемнить понимание содержания работы. Необоснованная псевдонаучность названия высмеивается в «бородатых» аспирантских анекдотах, например: представленная на утверждение ученого совета тема «Как носить воду решетом» была утверждена в следующей редакции: «Транспортировка соединений водорода и кислорода в пористых емкостях ячеистой структуры», а тема «Для чего попу гармонь?»– как «Проблема потребности лиц духовного сана в духовых язычковых инструментах» (подобных анекдотов существует несколько десятков).

Остановимся на некоторых «невезучих» терминах, которые понятийно не осмысливаются, но часто включаются в предварительные формулировки темы исследования.

– «Особенности» («Особенности самооценки художественно одаренных подростков»; «Особенности личностных качеств современного лидера»; «Особенности детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников» и т.п.). Термином «особенность» всегда обозначают некоторое явление, в котором заключены конкретные отличия од другого, в чем то сходного явления, а, значит, в исследовании нужно будет проводить логические операции сравнения, аналогии и др., то есть: выявить общее и особенное в этих сходных явлениях по определенным основаниям, по которым их можно сравнивать. Термин заранее указывает на логические основы исследования, влияет на формулировки объекта и предмета, цели гипотезы. «Бездумное» его применение легко выявить, пытаясь ответить на просьбу: «назовите хотя бы одну особенность» (обычно такой вопрос приводит студента в полный ступор).

– «Развитие», «формирование». Прочитав термин «развитие» в теме исследования, можно понять в двух значениях: или как изучение процесса развития чего-то и его описание (содержание, этапы, структура и т.п.), или как осуществление действий профессионалов, стимулирующих (направляющих, создающих условия,) развитие чего-то: развивать способности детей, развивать умения, развивать личностные качества и пр. Студенты чаще всего имеют в виду именно второе значение, хотя не осознают этих различий.

– «Влияние», «Взаимосвязь», «Причины». Эти термины заранее задают тип связей, закономерности в существовании которых выявляются в исследовании. «Не везет» чаще всего «влиянию»: очень часто вместо взаимосвязи (взаимовлияния, опосредованной связи и др.) исследователь указывает на наличие связи каузальной (причинно-следственной), но, не осознавая этого, доказывать причинность не берется, выполняя корреляционное исследование, выявляющее только связь. Ему кажется, что установив некоторую связь, мы уже доказали, что эта связь – каузальная. В нашей практике это проявилось у большинства студентов. Приведем в качестве примеров формулировки тем, встречавшиеся нам десятки раз: «Влияние учебной мотивации на успеваемость младших школьников»; «Влияние тревожности на внутригрупповой статус подростков». Лучший способ избежать такого соблазна – задать себе вопрос о возможности обратного влияния: «Не может ли успеваемость повлиять на мотивацию ученика?»; «А не может ли внутригрупповой статус влиять на тревожность человека?».

Исследователь, стремясь сформулировать тему, всегда сталкивается со Сциллой точности и Харибдой краткости: чем точнее формулировка, тем длиннее она формулируется, чем короче – тем неопределеннее отражение содержания исследования. В любом случае формулировка темы задается и проблемно-тематической и поисковой области исследования. Главным фактором здесь становятся предмет и проблема исследования (не случайно в диссертационных исследованиях тема обосновывается после формулировки проблемы), так как они содержат все дальнейшие ориентиры научного поиска. Но, в силу большой свободы в формулировках темы, работа над ними продолжается обычно в течение всего хода исследования: иногда выявляются неожиданные стороны и ракурсы проблемы, объекта, предмета, корректируется цель исследования, меняются его задачи, что требует уточнения названия. Иногда и непредсказуемые результаты исследования, и эстетические соображения могут повлиять и на тему, и на формулировку проблемы. Поэтому исследователь на любом этапе исследования должен быть готов к изменениям не только в понятийной работе, но и в формулировках темы.

Цель исследования

Цель исследования как обоснованное представление об общих конечных (или промежуточных) результатах исследования должна описывать получаемое в исследовании новое научное знание, имеющее значение для человека и общества.Поэтому цель исследований всегда заключается в получении новых научных знаний, разработке практических рекомендаций, доказательстве определенных теоретических положений и т.п. – то есть в актуальном и значимом для науки результате.Она, поэтому связана с актуальностью, проблемой и гипотезой исследования.

Цель – логический, организующий исследование центр исследования, содержащий модель будущего результата,она всегда имеет предположительный характер и в ходе исследования уточняется по мере того, как углубляется представление об объекте и предмете исследования. В теоретических исследованиях целями становятся чаще всего обоснование и доказательство истинности теоретических положений (теории, принципа, закона и пр.), введение и обоснование новых теоретических положений, рациональное обоснование законов, закономерностей и т.д. В эмпирических же исследованиях целями становятся эмпирическое выявление свойств и связей явлений (психологических или педагогических), проверка теоретических положений, разработка и опробование системы определенных педагогических действий или психологических средств и т.п.

Цель – образ будущего результата, а не процесса, не применяемого метода, не отдельной задачи, решаемой для раскрытия темы исследования. Поэтому она должна быть сформулирована так, чтобы любой, прочитавший ее, понял, что будет написано в конце исследования. Если используются формулировки «установить...», «выявить...», «определить…», «вывести формулу...», «разработать» то ясно, что в описании результатов исследователь перечислит то, что установлено, найдено, установлено, разработано. Возможны также формулировки «уточнить», «обосновать», «создать» а в учебных студенческих работах – «уточнить».

Если же используются формулировки «изучить…», «исследовать…», «описать…», «проанализировать» и т.п., то, видимо, в итоге будет сказано: «итак, мы изучили», «мы исследовали», а описание того, что изучено, исследовано, проанализировано не будет иметь отношения к цели.

В психологических эмпирических исследованиях часто ставятся такие цели, как: выявление взаимосвязи психических явлений (процессов, состояний, свойств, включая и личностные и др.) как между собой, так и с некоторыми внешними свойствами среды, отношений, действий; определение характеристик этих взаимосвязей: силы, тесноты, направленности, структуры, устойчивости; выявление структурных и процессуальных характеристик психических феноменов;и т.п.

В педагогических эмпирических исследованиях в качестве цели могут быть разработка нового способа практических действий (методики, программы, технологии и др.), выявление наиболее эффективного педагогического способа (метода, средства, технологии), выявление структуры и характера условий обеспечения успешности образовательного процесса и т.п.

Например, возможны такие формулировки цели: «Определить необходимые и достаточные педагогические (дидактические) средства (системы средств)... и разработать систему средств…»; «Выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)...»; «Определить структуру и механизмы формирования отношений (в спортивной группе; в возникновении конфликта; к компьютерным играм)…»; «Выявить преобладающий тип этнической идентичности у представителей различных этносов».Однако, следовать впрямую предложенным «шаблонам» не нужно: в каждом исследовании цель зависит от проблемы, и, в свою очередь должна предоставлять возможность «разложить» (декомпозировать) ее на отдельные задачи.

Цель играет и направляющую роль, ограничивая рамки рассмотрения способов решения проблемы. Так, формулировка цели «Разработать методику развития логической памяти учащихся начальной школы» указывает на то, что центром исследования будут методические способы развития не памяти вообще, что из всех видов памяти в центре внимания будет только память логическая.

Вот примеры подмены цели другими частями исследования (взяты из литературы): «Целью данной работы является описание причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития»(подмена цели одним из видов действий исследователя, эта формулировка может быть задачей); «Цель исследования – анализ мотивационной сферы людей с алкогольной и наркотической зависимостью» (подмена цели методом исследования). В обоих случаях нет описания результата: остается неясным, к чему приведет описание причин и закономерностей или анализ мотивационной сферы.

Можно ли использовать часто встречающуюся формулировку «цель исследования – решить поставленную проблему»? Видимо, нет: цель описывает именно результат исследования, который достигается при решении проблемы, и выходит за ее рамки, внося новое представление о способах осуществления практической деятельности.

Можно дать следующие общие советы начинающему исследователю при формулировке им цели исследования

– Не путайте цель исследования с целью применения метода (наблюдения, эксперимента, анализа, классификации): их цели – только частные стороны общей цели исследования;

– Ищите корректную формулировку цели, желательно выраженную в одном предложении;

– Цель можно формулировать в глагольной форме («определить», «разработать»), а можно и в виде существительных («определение», «разработка»).

Цель и гипотеза логически взаимосвязаны: гипотеза может определять цель исследования, но она может быть и средством достижения цели. Также цель, как логический центр исследования, всегда увязана с его объектом и предметом, поэтому ее можно формулировать до определения объекта и предмета (тогда она послужит их уточнению) или (желательнее – после – тогда она позволит не выходить за рамки, очерченные объектом и предметом).

Приведем возможные варианты формулировки целей исследования для педагогического и психологического исследования, связанного с развитием логического мышления младших школьников с помощью дидактических игр.

Педагогическое исследование:

– Проблема: «Какие дидактические игры будут эффективнее развивать логическое мышление?». Цель: «Определить виды дидактических игр, наиболее эффективно обеспечивающих развитие логического мышления».

– Проблема: «Какие структурные и содержательные признаки должна содержать дидактическая игра для обеспечения развития логического мышления». Цель: «Выявить структурные и содержательные признаки дидактических игр, обеспечивающих развитие логического мышления».

– Проблема: «Какие условия будут способствовать развивающему эффекту применения дидактических игр?». Цель: «Установить необходимые и достаточные педагогические условия, при которых дидактические игры, обеспечат развитие логического мышления».

Психологическое исследование:

– Проблема: «Какие компоненты логического мышления будут наиболее эффективно развиваться в дидактических играх?». Цель:«Выявить основные компоненты логического мышления, наиболее эффективно развивающиеся в дидактических играх».

– Проблема: «Выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления?». Цель:«Определить, выполнение каких умственных действий в дидактических играх обеспечивает развитие логического мышления».

– Проблема: «Каковы индивидуальные различия в развитии логического мышления с помощью дидактических игр?». Цель: «Определить, какие индивидуальные различия младших школьников проявляются в развитии логического мышления с помощью дидактических игр».

Объект - носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержа­щую социальное противоречие проблемной ситуации.

Объектом социологического исследования в широком смыс­ле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз­ком - люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа - студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо­даватели.

Объектами исследования могут быть, например, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалис­ты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, ра­ботающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы эко­номической статистики, протоколы заседаний.

Уточнение объекта в программе осуществляется через опре­деление генеральной и выборочной совокупности; тем самым за­дается масштаб самого исследования, границы той области со­циальной жизни, по отношению к которой применимы его ре­зультаты.

Идеализированный объект - модель исследуемого объекта, вво­димая на теоретическом уровне анализа (например, модель твор-

ческого отношения к труду). Теоретические выводы строятся от­носительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между иде­ализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реали­зуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий.

Развернутое определение объекта исследования выливается в построение его эмпирической схемы, которую мы рассмотрим в дальнейшем.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию. Причины неуспеваемости в вузе - это предмет исследова- | ния. Он представляет собой концентрированное выражение вза- имосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Предмет исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для ре­шения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпа-дает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов иссле-дования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пре­делах которых изучается конкретный объект в данном исследо-вании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой фор-мулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое иссле-дование.

Предмет исследования - это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эм лирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, ко торые будут являться предметом исследования. Иначе говоря когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же вре-мя формулирует (не всегда явно и осознанно) и гипотезу о boз-можном решении проблемы. Например, проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с уровнем, существовавшим ранее и считавшимся допустимым. При этом проблема определена как противоречие между существующей системой стабилизации кадров и повыше-нием роли увольняющихся по причинам, доступным управлен-ческому регулированию, а цель - как разработка предложений

по оптимизации деятельности системы стабилизации кадров предприятия. Объектом исследования в этом случае будут работ­ники предприятия, увольняющиеся по вышеназванной группе причин.

Так, в качестве центральной части проблемы, т.е. предмета исследования, можно избрать мотивацию увольнений. Этот вы­бор основан на предположении, что мотив увольнения - это чаще всего реакция на несовершенную систему стабилизации кадров, реакция заведомо отрицательная. Следовательно, анализ мотивов увольнения покажет наиболее уязвимые звенья системы, а это позволит оперативно разработать практические предложения, т.е. достигнуть цели исследования 5 .

Основным методом сбора данных здесь будет опрос. Иссле­дование обещает быть оперативным и экономичным. Придется считаться и с тем, что информация о стабилизации кадров на предприятии заведомо субъективная: эмоциональные оценки будут преобладать над рациональным анализом. Неизвестен так­же размер субъективных смещений получаемой информации. А они могут быть нескольких видов: формальное заполнение ан­кет (увольняющемуся человеку уже безразлично предприятие, которое он покидает), сознательное усиление негативных оценок (как психологическая рационализация принятого решения: чем хуже покидаемое предприятие, тем правильнее мое решение об уходе), приукрашивание ситуации (все равно ухожу, лучше рас­статься «по-хорошему»). Ясно, что информация, полученная ме­тодом опроса, нуждается в дополнении и перепроверке данны­ми, полученными другими методами. Поэтому интерпретировать результаты опроса надо при строгом учете их субъективной ог­раниченности и сложности связей между сознанием и поведени­ем людей 6 .

Другой вариант решения состоит в учете информационных аспектов проблемы. Тогда предметом исследования будет ин­формированность увольняющихся о возможностях решения проблемных ситуаций, послуживших причиной ухода, в рамках данного предприятия, а не с помощью увольнения. Такое оп­ределение предмета исследования может основываться на уже имеющихся результатах исследований, свидетельствующих о том, что повышение производственной информированности ра-166

ботников является одним из средств стабилизации кадров 7 . В этом случае объектом исследования станут не только уволь­няющиеся, но и работающие, что позволит анализировать как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. Кроме того, в объект исследования включается содержание информацион­ных потоков внутри предприятия (нормативное описание про­изводственной деятельности, групповых и межличностных вза­имодействий). Соответственно изменяется методика: специали­зированные анкеты, адресованные конкретным группам работников; контент-анализ документов (правил внутреннего трудового распорядка, заводских приказов, коллективного договора, положений о премировании, публикаций заводской многотиражки). Анализ объективных данных позволяет более строго интерпретировать результаты социологического опроса (анкета для изучения информированности работников предпри­ятия, кодировочная таблица и инструкция кодировщику).

Возможен третий вариант определения предмета исследования: состояние удовлетворенности трудом как наиболее существенно-го фактора текучести кадров. Его выбор основывается на предва-рительной информации о том, что резервы существующей на пред-приятии системы стабилизации кадров нуждаются в существен-ном расширении за счет дифференцированного учета уровния удовлетворенности трудом у различных групп работающих. Me-тодическое обеспечение опять-таки связано с обращением к раз-личным объектам исследования, выступающим носителями необ-ходимой информации (получение оценочных суждений об удов-летворенности трудом в целом и отдельными элементами рабочей ситуации, а также данных о намерении сменить место работы). Метод анализа документации позволяет соотнести вербальную информацию об отношении к труду увольняющихся с объектив-ными показателями их трудовой деятельности.

В знаменитом исследовании профессиональных ориентаций школьников новосибирского социолога В.Н. Шубкина, по ре-зультатам которого была выявлена пирамида профессиональных ориентации, изучалась проблема выбора профессии выпускни-ками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных со циальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект ис-следования - школьники и их родители; предмет исследования -

профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.

Итак, предмет исследования - это совокупность существенных признаков (или переменных), в которых описывается изучаемое явление. Предмет исследования чаще всего имеет сложную структу­ру. Вопрос об объекте - это вопрос о том, кому эти признаки при­надлежат, кто исследовался.

Очевидно, что по мере усложнения предмета исследования усложняется методическое обеспечение, растут затраты време­ни и средств и, вместе с тем, растет и надежность информации, расширяются границы интерпретации, повышается ее обосно­ванность.

Шаблоны фраз и формулировок для курсовых и дипломных работы (ВКР, проектов и т.п. исследовательских и учебных работ).

Фразы и шаблоны для исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ
В начале сообщается тема работы и обоснование её выбора.
Предлагаемая Вашему вниманию дипломная / курсовая работа посвящена …
Думали ли Вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на то, что … / задумался над этим вопросом, когда …
Стремление понять … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Мне всегда было интересно, почему …
Тема нашей работы: «…». Выбор данной темы обусловлен тем, что...
Данный вопрос связан с моим профессиональным будущим, поэтому уже сейчас я интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Исследуемый вопрос (тема работы) оказал непосредственное влияние на мою жизнедеятельность (отразился на жизни моих родных и друзей), в связи с чем...
  • Актуальность
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время …
(тема)… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Сегодня мы всё чаще слышим и употребляем слово …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является особенно актуальной, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий и споров в сообществе учёных-юристов/экономистов/историков.. и т.д. в зависимости от научной сферы.
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности т.к. …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На данный момент существует два противоположных взгляда на данный вопрос …
  • Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако, мы решили рассмотреть анализируемую проблему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Существующие теоретические разработки и практические изыскания поверхностно исследуют вопрос..., в связи с чем, возникла необходимость более тщательной разработки данной темы в рамках этой дипломной работы (курсовой работы).
Представленные на сегодняшний день научные разработки в сфере... весьма подробно отражают ключевые аспекты....(тема), однако объективные реалии нынешнего дня требуют изучения данного вопроса в контексте актуальных тенденций... (сфера исследования).
  • Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Цель данной дипломной работы — разработать... / определить... / рассчитать...
Цель данной курсовой работы — исследовать.... /сформулировать...
Основная цель данного исследования — ответить на вопрос … / доказать, что …
  • Задачи
Для реализации сформулированной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
К задачам работы относятся:

Примеры задач:
1. Привести обзор литературы по теме..
2. Сформулировать понятие …
3. Рассмотреть / представить классификацию видов... (предмета исследования)
4. Найти примеры … в … / собрать материал … / исследовать состав … / измерить уровень …
4. Провести опрос / наблюдение / эксперимент /
5. Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты исследования
6. Сделать выводы о …
7. Сформулировать предложения по совершенствованию...

ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)

Основные термины и понятия, история вопроса:

Ключевые понятия для нашего исследования - это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Клюев С.С. понимает под термином …
Петров В.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Вначале обратимся к истории вопроса …
Общепризнанным считается …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте …
Из книги … мы узнали, что …
Согласно позиции Усова И.Н., высказанной в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Вместе с тем,..
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом важно отметить, что …

Вторая глава - описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником приведенных примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 представлены …
На рисунке 3 вы можете видеть …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:...
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной курсовой / дипломной работе, по нашему мнению было бы интересно исследовать …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Данной работой я хотел бы привлечь внимание общественности и научного сообщества к проблеме …
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю
В ходе выполнения работы я узнал/ научился/ выяснил... / открыл для себя …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел важный опыт … Уверен, что полученные мной знания позволят мне... избежать ошибок / помогут правильно …/ добиться...
Исследование в корне изменило мое представление о... / мнение … / понимание...
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей у меня вызвало … (проблемы исследования).

Сборник и фраз и шаблонных выражений для написания исследовательских работ: рефератов, курсовых и дипломных работ.


Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...