Конспект лекций по философии. Конспект лекций по философии Общество и природа краткое содержание

1. Исторические формы отношения к природе

2. Взаимоотношения общества и природы

3. Прогнозирование будущего

1. Исторические формы отношения человека и природы

Античная философия. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу, ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж.Бруно Бог стал природой. Античные философы в силу указанных оснований не могли быть пантеистами. Однако, они часто выступали с позиции гилозоизма, считая Космос живым (гиле - жизнь) целым.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе.

2. Взаимоотношения общества и природы

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество – совокупность форм организации и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системы человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля.

Человек, конечно природное существо, он – венец природы, высший биологический вид. Но он, прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.

В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействия общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течении 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 гг.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

    Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

    Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать «отодвигать» «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природа и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

    Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

    Заняться решением экологических проблем;

    Уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

    Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

    Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

Одна из актуальных тем современного обществознания - взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в. заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий - природоохранительный аспект.

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) - это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) - это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа - это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) - это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) - люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним - «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея - человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда - это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества.

Г еографическая среда оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания.

Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Геосфера - это одна из концентрических оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, земная кора, мантия Земли и ядро Земли. Каждая из геосфер изучается отдельной наукой.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто свое, то, чего нет в природе.

Искусственная среда обитания - это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

  • 1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн - около 30 тыс. лет назад.
  • 2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.
  • 3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время:

«человек умелый» (примерно до 2 млн лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идет о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия {техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, все живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства - отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919).

Экология (по Геккелю) - учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии.

Социальная экология - наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят :

  • уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
  • в значительной мере истреблен лесной покров;
  • стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
  • мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;
  • атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;
  • частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;
  • загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Эти новые знания представлены в ученый о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. - сфера разума) использовал в 1927 г. французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX в. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений.

Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы.

На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы:

  • 1. Природа - не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении ее богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека.
  • 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.
  • 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом.

Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания ):

  • в политической сфере - уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической сфере - развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере - повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в духовной сфере - перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «природа»?
  • 2. В чем отличие естественной и искусственной окружающей среды?
  • 3. В чем смысл понятия «ноосфера»?
  • 4. Какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны?
  • 5. Какие группы глобальных проблем вам известны?
  • 6. В чем состоит стратегия совместного выживания человечества?

Общество и природа находятся в постоянном взаимодействии. Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных. Узнаем, в чем заключается взаимосвязь общества и природы, что такое экология и какие варианты защиты Земли существуют.

Природа

Существует два определения данного понятия:

  • в широком смысле: мир во всех его формах и проявлениях;
  • в узком смысле: естественные условия жизни человека, или биосфера.

Рассматривая этапы развития человечества, можно проследить, какими были отношения общества и природы.

  • первобытность: человек уважительно относился к природе, обожествляя ее, и не мог наносить ей серьезный вред;
  • с развитием науки и техники человек все больше вторгался в окружающую его природу, используя ее ресурсы;
  • сложился новый общественный уклад, в котором природные ресурсы стало выгодно добывать – для продажи и получения средств.

Сейчас можно говорить о настоящем экологическом кризисе. Наступила дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, возникновение озоновых дыр – эти и многие другие проблемы отражают новую обстановку.

Экология

Загрязнение окружающей среды затрагивает все сферы жизни и заставляет общество разрабатывать способы ее защиты. Существует целая наука - экология, изучающая взаимодействие общества и природы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экологические проблемы современности:

  • климатические изменения
  • исчерпание полезных ископаемых;
  • загрязнение пресной воды;
  • загрязнение земли и воздуха;
  • уменьшение озонового слоя;
  • радиационное загрязнение;
  • исчезновение многих видов растений и животных и многие другие;
  • распространение опасных вирусов.

“Чумой” 20 века стал СПИД, лекарство от которого до сих пор не изобретено. Современная медицина, несмотря на имеющиеся технологии, способные продлить жизнь человека. не способна уменьшить количество больных, число которых постоянно растет.

Причины экологических проблем:

  • бурная хозяйственная деятельность человека;
  • техногенные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году);
  • истребление растений и животных с целью получения выгоды (морская корова, голубая антилопа и другие).

Научно-технический прогресс способствует исчезновению 50 тысяч видов растений и животных в год. Сжигаемое заводами топливо загрязняет почву и воздух вредными веществами: серой, золой и пылью.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде , ее защите и охране:

  • разработка безотходных технологий, очистных сооружений;
  • составление Красных книг;
  • уменьшение использования ядохимикатов;
  • разработка экологических программ.

В мире создаются специальные организации по защите окружающей среды:

  • 1948 г. Международный союз охраны природы;
  • 1971 г. международная организация “Гринпис”;
  • Всемирный фонд дикой природы.

Эти организации занимаются созданием национальных парков, защищают от истребления редких животных, проводят пропаганду защиты живой природы от отходов фабрик, заводов.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему по обществознанию «Общество и природа», мы узнали, что общество неразрывно связано с природой и его существование напрямую от нее зависит. Но человек, развивая хозяйственную деятельность, осваивая природные ресурсы, загрязняя землю, воздух и воду подвергает большой опасности свою жизнь, создавая тем самым глобальные экологические проблемы. Решение этих проблем – одна из главных задач современных государств.


Социальная философия изучает человека и общество. Но они неразрывно связаны с природой. Поэтому одним из первых шагов анализа общества является осмысление его отношений с природой, их многообразия, исторических типов.

Термин «природа» употребляется в нескольких значениях:

1) как синоним понятий «мир», «бытие», «вселенная», «материя»;

2) как сущность того или иного явления (например, природа болезни, электричества и др);

3) как относительно противостоящая обществу естественная среда.

В последнем случае природа - все то, что не является результатом труда человека.

В дальнейшем мы будем употреблять понятие «природа» именно в этом смысле – как совокупность естественных условий жизни человека и общества.

Проблема «природа и общество» сложна и многогранна. Она изучается многими науками. Наша задача – выявить философские аспекты взаимодействия общества и природы.

Материалистическая философия выделяет следующие аспекты взаимосвязей. Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество – результат эволюции природы. Процесс антропогенеза и социогенеза может осуществляться только при определенных природных условиях. Во-вторых, онтологическая связь т.е., связь существования. Природа – основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. В третьих, гносеологическая, духовная связь, связь познания. Природа – предмет познавательной активности человека, а также условие его эмоционально-психологической стабильности.

Какая же сторона – природа или общество – является ведущей в их взаимодействии? Географический детерминизм - философское направление, сформировавшееся в XVIII веке в трудах Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, развитое в XIX веке Г. Боклем, Л.И. Мечниковым – утверждало, что ведущая роль принадлежит природе, ландшафту, климату, и т.д. Современный материализм считает, что при всей своей важности природные факторы не играют определяющей роли в историческом развитии, так как их воздействие на общество имеет опосредованный характер. Что, в каких объемах и с какими последствиями берет общество у природы, определяется развитием самого общества: уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений, особенностями социально-политического устройства, состоянием культуры, законодательства и т.д. Например, уже в законах роста народонаселения проявляется ведущая роль социальных факторов. Так, уровень рождаемости в стране определяется не естественной способностью к деторождению, а уровнем развития экономики, культуры, образованности женского населения, состоянием медицинского обслуживания, национальными, религиозными, семейными традициями и др.

Опосредованная зависимость общества от природы ярко проявляется при анализе исторических этапов взаимодействия природы и общества.

I этап – присваивающий, когда слаборазвитое общество берет у природы главным образом готовые к употреблению предметы, вещества.

II этап – переход от присваивающей экономики к производящей, когда человечество начинает развивать скотоводство, земледелие, плавить металлы, развивать ремесла.

III этап – индустриальный – характеризуется переходом к массовому производству. Основной задачей науки и техники провозглашается господство человека над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и счета.

Потребительская практика в отношениях общества и природы привела к возникновению в них дисгармонии. В середине XX века стал очевидным экологический кризис, создающий угрозу существованию самого человека как биологического вида: загрязнение воздуха, воды, почвы и т.д.; нехватка ресурсов (металлов, угля, нефти, газа, чистой воды и т.д.); исчезновение многих видов животных и растений; уничтожение лесов – «легких планеты»; глобальное потепление климата, озоновые дыры; ухудшение здоровья населения; деградация генофонда и т.п.

Истоки современного экологического кризиса: быстрый научно-технический прогресс; расточительное потребление природных ресурсов; экспоненциальный рост народонаселения; особенности сознания современного человека (его потребительская ориентация, вещизм), отношение к природе, растениям, животным как к созданным лишь для блага человечества.

Озабоченность экологией – характеристика массового сознания многих государств. Изменилось отношение к этой проблеме. Если 10 лет назад в состоянии экологии люди видели лишь угрозу самой природе и ее красоте, то сегодня - своему здоровью и благосостоянию. Успехи в экологической политике отдельных стран, например Германии, Голландии (переход к чистому производству, ресурсо- и энергосберегающим технологиям, частичной деиндустриализации тех секторов, которые нельзя сделать чистыми), не решают проблему в целом. Между тем, чужой природы нет. Природа едина, и она накануне катастрофы.

Человечество сегодня стоит на пороге нового этапа взаимодействия общества и природы, который связывают с понятием «ноосферы» (от греч. nous – разум) – сферы разума. Понятие, введенное в научный оборот Ле-Руа, активно использовалось Т. де Шарденом, получило материалистическое истолкование в работах В.И. Вернадского. Ноосфера – высшая ступень интеграции всех форм существования материи, результат человеческой деятельности, перестраивающей биосферу в интересах человека, берущего на себя ответственность за эволюцию биосферы в целом. Но это не власть над природой, подобная власти завоевателя над чужим народом, а коэволюция, параллельное развитие, переплетение, взаимодействие эволюции человека и всего живого. Иными словами, в концепции ноосферы воплощается идея необходимости разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Географическая среда; географический детерминизм; коэволюция; ноосфера; основные типы взаимодействия общества и природы; основные виды связей общества и природы; природа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.3.1. Что такое коэволюция?

7.3.2. Что такое природа с точки зрения философии?

7.3.3. Кто ввел в научный оборот понятие «ноосфера»?

7.3.4. Как современная наука называет всю поверхность земли?

7.3.5. Какую роль играет природная, географическая среда в жизни и развитии общества с точки зрения географического детерминизма?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какой взгляд (диалектический или метафизический) содержится в следующем высказывании: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это несправедливо...Природа и общество - две главы одного романа»?

2. Назовите основные аспекты взаимосвязей общества и природы.

3. Отражением какого социально-философского направления являются мнения: «Немецкие войска были разбиты не противником, а пространством» (А. Гарт), «...грязь, в которой застрял германский транспорт за линией фронта, спасла Москву» (Ф.С. Фуллер)?

4. Какая теоретическая модель построения общества выражена в утверждении: «Судьбы народов и стран записаны на географической карте - надо только уметь ее читать» (В. Кузен)?

5. Кому принадлежит высказывание: «Слишком расточительная природа ведет человека как ребенка на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не область тропического климата, с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала»?

6. Что такое географический детерминизм?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Природа, в предельно широком значении - все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие "природа" выступает как синоним понятий Вселенная, материя, бытие, объективная реальность.

Общество - в широком смысле используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Простейшими из известных современной науке форм материи являются элементарные частицы и поля, составляющие космическую среду. Определенные виды элементарных частиц (нуклоны) формируют атомные ядра, а последние, вместе с электронами, - атомы, т.е. химические элементы. На планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции еще более высокой ступени развития материи - органического мира. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей средой, оказывает обратное организующее и преобразующее влияние на эту среду. По мере развития органического мира возникает особая планетная оболочка - биосфера, включающая живое вещество как организующий элемент и неживое, охваченное его влиянием, возрастающим в процессе эволюции (это проявляется, в частности, в установленном В.И. Вернадским росте биогенной миграции химических элементов).

Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе.

Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп.

Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина "природа" в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане - синоним природной среды (на земном шаре - географической среды).

В эволюции процесса взаимодействия природы и общества можно выделить ряд крупных этапов. На раннем этапе формирующийся человеческий род, подобно всем животным, непосредственно присваивает готовые продукты. На последующем этапе, который можно назвать допромышленным (древняя и средневековая история) на основе стихийного использования природных ресурсов происходит медленное развитие производительных сил. На промышленном этапе эволюции наступает качественный перелом во взаимоотношениях природы и общества, который связан с тем, что природные ресурсы перестают быть практически неисчерпаемыми. Общество переходит от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов, т.е. производству благоприятных для человека природных условий.

Формирование особой, организованной человеческим трудом естественно-исторической среды - сферы взаимодействия природы и общества - существенная черта качественного перелома в их взаимодействии.

В 20 в. понятие о сфере взаимодействия природы и общества под различными наименованиями (техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера), получило развитие в различных отраслях знания. Понятие ноосфера (греч. нппт - разум), употребляемое Владимиром Вернадским, подчеркивает важнейшую сторону следующего процесса: первостепенную активную роль сознания, науки в процессе взаимодействия природы и общества (преобразование одного другим, даже - подчинение, но в целом - противопоставление). В становлении ноосферы, наряду с научно-техническим, первостепенную роль играет социальный фактор. Ноосфера, рождаясь в рамках планеты, по своей сути - не планетная, а космическая (по социальному охвату природы) область. Появление общества отнюдь не подразумевает коренного преобразования самих законов природы - "... на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой,... что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять" (Энгельс, "Диалектика природы"). То есть господство, подчинение природы человеческим обществом происходит не за счет изменения ее законов, а за счет знания их и умения ими пользоваться в своих целях, что стало пониматься равносильным власти над природой (ее управлением). Сам человек - биосоциальное, или природно-общественное, существо, и в той мере, в какой он подчиняет или преобразует природу, он в той же мере воздействует и на свою природу (тело) своим сознанием (разумом). Разум (в форме языкового, логического мышления) в человеке является выражением общественной силы (истории), которая начинает значительно изменять саму природу человека (теория культурно - исторического развития Выготского) путем перевода его биологических свойств в биографические (социальные; напр., физическая память заменяется логической, физическая сила интеллектуальной).

К такому пониманию природы человек приходит в ходе своей истории. Формы восприятия природы можно указать в плане ее философско-научного осмысления:

Античность: Природа понималась как подвижное, изменяющееся, самодвижущееся целое; человек мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом - душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу (полагают, что такие воззрения на природу, ее подчиненное положение и неразумность были использованы гораздо позднее и в другую уже эпоху (индустриальную и постиндустриальную) для оправдания вмешательства человека в природу и стремление ее преобразовать, очеловечить, подчинить, завоевать).

Эпоха Возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...