Муниципальные и школьные библиотеки: сотрудничество необходимо. Взаимодействие библиотеки, школы и семьи как фактор формирования ребенка-читателя Проект сотрудничества школы с центральной библиотекой

Решению многих проблем в деле активизации чтения может и должно способствовать построение системы взаимодействия публичных библиотек и школ. В советский период такая система существовала и давала ощутимый социальный эффект - именно в этой системе закладывался фундамент самой читающей страны, поскольку все ученики школ в составе коллектива класса или индивидуально становились читателями районной библиотеки. Последние пятнадцать-двадцать лет оказались достаточным сроком для того, чтобы работающая система разладилась. Основной причиной этого процесса, очевидно, явились непомерно высокие ведомственные барьеры, установившиеся между сферами образования и культуры в результате отказа от единого идеологического руководства как проявления государственной политики в социально-гуманитарной сфере. Система взаимодействия библиотек и школ переродилась в совокупность отдельных контактов, количество и интенсивность которых зависит исключительно от доброй воли и творческого потенциала педагогов и библиотекарей. Существование и даже некое усиление ведомственной разобщенности публичных библиотек и школ в настоящее время подтверждается тем фактом, что активные попытки преодоления кризиса школьных библиотек предпринимаются вне контекста их взаимосвязи с публичными библиотеками.

Безусловно, сегодня силами специалистов-энтузиастов поддерживаются лучшие традиции приобщения школьников к чтению, унаследованные от советского времени. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные публикации различных сценарных и методических разработок библиотекарей и педагогов в весьма популярном профессиональном издании «Читаем, учимся, играем» (Издательство «Либерея»). Большинство этих материалов ориентировано именно на использование в работе с классами школ. Однако наряду с этим нельзя не отметить явные изъяны во взаимодействии библиотек и школ:

Совместная деятельность библиотек и школ зачастую ограничивается младшим школьным возрастом;

В меньшей степени охвачено среднее звено школ, единичные мероприятия адресованы старшеклассникам;

За редким исключением библиотека работает со всеми классами школы (небольшие гимназии, школы надомного обучения и т.п.);

Не всегда выстраивается система в тематическом наполнении совместных мероприятий.

События последнего времени свидетельствуют о том, что постепенно начинают складываться реальные предпосылки для возрождения или даже построения новой системы взаимодействия публичных библиотек и школ Москвы. Данная проблематика, в частности, стала предметом внимания двух конференций, прошедших в 2010 году под эгидой столичных Департамента образования и Департамента культуры .

Важнейшей реальной предпосылкой решения обозначенной выше задачи являются два документа, принятых в Москве в 2008-2009 гг. и устанавливающих новое правовое поле для объединения социальных институтов различной ведомственной принадлежности, но единых целевых установок - публичных библиотек и школ.

В 2008 году Постановлением Правительства Москвы была принята Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года и план ее реализации. Одним из пунктов плана обозначены мероприятия, направленные на организацию взаимодействия публичных библиотек города с библиотеками федерального и отраслевого ведения, в том числе со школьными библиотеками города. Детализация задач по этому направлению включает:

Развитие справочно-информационного обслуживания с использованием межбиблиотечного абонемента;

Проведение ежегодного Межрегионального интеллектуального марафона «Прими книгу в подарок» (по Федеральным округам России);

Созданию корпоративной телекоммуникационной сети публичных и школьных библиотек Москвы (2011-2012 гг.);

Участие специалистов публичных библиотек города в профессиональных мероприятиях (семинарах, конференциях, совещаниях), проводимых федеральными и ведомственными библиотеками;

Реализация совместных научных, культурно-просветительских, издательских, досуговых и иных программ на основе договоров о сотрудничестве;

Проведение ежегодной общероссийской конференции «Инициатива молодых».

С организационной точки зрения важно, что ответственными исполнителями этих работ обозначены Департамент культуры города Москвы, Департамент образования города Москвы, городские библиотеки, ЦБС и самостоятельные библиотеки.

В 2009 году принят Закон города Москвы «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы». В контексте настоящей публикации важно указать на статью 8 Закона, в которой, в частности, содержатся следующие пункты:

2. Основой системы библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы являются государственные публичные библиотеки. В систему библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы могут быть включены библиотеки различной ведомственной принадлежности и форм собственности, другие организации.

3. Принципом функционирования системы библиотечно-информационного обслуживания является интеграция библиотечных фондов на основе Единого электронного каталога и координации комплектования библиотечных фондов.

4. В целях рационального использования библиотечно-информационных ресурсов участники системы библиотечно-информационного обслуживания населения взаимодействуют с другими организациями культуры, иными организациями, располагающими фондами документов и базами данных.

Первым из перечисленных пунктов закон устанавливает, что основой системы, приобщающей людей к чтению, должны быть публичные библиотеки в силу их общедоступности. Понятие «общедоступность» многопланово. Прежде всего, это доступность библиотеки для всех граждан без ограничения по возрасту, физическим возможностям, социальному положению, месту жительства и месту пребывания. Важным достоинством публичной библиотеки является ее шаговая доступность, которая измеряется 15-20 минутами ходьбы от места пребывания читателя до библиотеки. Не менее важен и временной аспект доступности. Режим работы библиотеки обеспечивает удобный доступ в нее всех групп пользователей и гибко реагирует на изменения социальной ситуации.

Также в законе обозначено, что главное, ради чего должны объединиться библиотеки и школы - это фонды: необходимо обеспечить людей ресурсами для чтения. В последнем из приведенных выше пунктов закона обозначена не менее значимая перспектива развития межведомственного взаимодействия на ниве чтения, когда в орбиту системы «библиотеки - школы» могут вовлекаться и другие структуры - книготорговые организации, клубы, театры, музеи и т.д.

В качестве действенных организационно-содержательных предпосылок построения системы взаимодействия публичных библиотек и школ необходимо упомянуть ещё ряд документов, которые не впрямую ориентированы на активизацию чтения, но их можно и нужно использовать как повод и как средство реально повысить читательскую активность самых разных возрастных, социальных, профессиональных групп. Речь о целевых программах, большинство из которых - межведомственные . Если библиотеки и школы будут руководствоваться приоритетом чтения, то выбирая из всего разнообразия форм работы по целевым программам, им надо отдавать предпочтение тем, которые связаны с книгой, с творчеством по материалам прочитанного, с развитием информационной грамотности.

Организационная форма сотрудничества, основанная на целевых программах, предусматривает определенную ответственность и контроль исполнения позиций программы её участниками и в большой степени благодаря этому приносит ощутимый результат.

Таким образом, правовая основа объединения библиотек и школ имеется. Содержательными основами их объединения являются единые и для библиотек, и для школ миссия и цель их деятельности. Миссию можно сформулировать так: растить грамотное, культурное, высоко нравственное, патриотически настроенное, здоровое поколение. Цель деятельности для выполнения миссии - дети, подростки, юношество должны читать.

Переходя на уровень задач, можно сказать, что для библиотек они, на наш взгляд, заключаются в том, чтобы заполнить библиотечные залы детьми, подростками, юношеством; повысить востребованность библиотечных ресурсов; обеспечить выполнение социальных программ и т.д.

Задачи школ связаны с внедрением новых образовательных стандартов для начального и среднего звена общего образования и включают: освоение учениками универсальных учебных действий (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и др.); воспитание учащихся; информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам.

Несмотря на то, что большинство из перечисленных задач школ в свете нового образовательного стандарта связаны с информационной грамотностью и культурой чтения, в сфере образования недооценивается значение чтения для достижений целей обучения и воспитания. Свидетельство тому - результаты исследования «Чтение с листа и чтение с экрана», проведенного Русской ассоциацией чтения в 2009 году. Исследованием было охвачено несколько школ Москвы и Московской области. В нём приняли участие 162 учащихся 7-х классов. Материалом исследования служили два текста: художественный (сказка) и нехудожественный (повествовательный научно-познавательный рассказ).

Полученные результаты исследования удручают, так как показывают, что более 60% школьников учатся в школе, понимая менее половины содержания учебных и других текстов.

Кроме того отмечено, что уровень понимания научно-популярного текста ниже, чем художественного, так как чтение в средней школе связано в первую очередь с таким предметом, как литература, где школьники знакомятся с художественными текстами. Обучение чтению в начальной школе также велось в основном на чтении литературных произведений. Ни один учитель-предметник не работает над чтением и пониманием текстов по своему предмету, поскольку эта задача перед ним не поставлена, и он не умеет этого делать. У учащихся нет привычки восполнять недостающую информацию даже при наличии Интернет-ресурсов и необходимости это делать. Наибольшую трудность представляют вопросы повышенной сложности - интерпретационные, концептуальные и рефлексивные. С выявлением фактической информации в текстах учащиеся справляются лучше, одновременно им крайне трудно даются формулировки полного ответа и его запись.

Исправлению подобной ситуации будет способствовать активная, инициативная деятельность публичных библиотек. Именно они могут и должны помочь школе внедрить чтение в учебный процесс. В системе взаимодействия со школой публичные библиотеки готовы принять на себя функцию дополнения учебного процесса (с помощью привлечения к освоению учебного материала дополнительной литературы из своих фондов, а также заполняя вторую половину дня учеников занятиями с книгой) и функцию компенсации такого серьезного изъяна школьного обучения, как не использование в учебном процессе современных стратегий и методик работы с различными текстами, и прежде всего, таких методик, которые ориентированы на получение удовольствия от чтения, предполагают совместную деятельность в процессе освоения прочитанного и поощрение читательской активности и учащихся, и педагогов.

Первым шагом на этом пути должно стать доведение до сведения школ информации о возможностях современных публичных библиотек. Применительно к столичному региону в этом плане важно подчеркнуть, что благодаря реализации масштабной Целевой комплексной программы развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров и последующих аналогичных программ окружного и районного уровней библиотеки получили удобные, комфортные, современные помещения, максимально открытый доступ к фондам, оборудованные места для размещения выставок, привлекательные залы для проведения мероприятий. Пополнена и обновлена база компьютерной, копировальной, аудио, видео- и иной техники, обеспечен доступ к электронным ресурсам и Интернету. Образованы центры психологической поддержки, отделы музейной и культурно-досуговой работы, межрегионального и международного сотрудничества, общественных связей. Расширены профильные фонды - отделы литературы на иностранных языках, библиотеки краеведческой литературы, отделы нотно-музыкальных изданий и литературы по искусству, медиатеки. Весь этот потенциал, безусловно, необходимо направить на всемерную поддержку чтения, прежде всего, подрастающего поколения, в том числе и рамках учебного процесса.

Для раскрытия возможностей библиотек перед школами необходимо систематически проводить акции рекламно-информационного содержания и массового характера (в идеале - для каждого класса близлежащих к библиотеке школ), составить планы-графики проведения экскурсий, организовать циклы занятия по библиотечно-информационной грамотности.

В результате этой работы на этапе школьного обучения у детей, подростков и юношества, а также у педагогов, воспитателей и родителей вырабатывается привычка ходить в библиотеку, формируется позитивный стереотип решения учебных, образовательных и жизненных задач с помощью библиотеки.

Стоит отметить, что катализатором процесса объединения публичных библиотек и школ может выступить организация, глубоко и всесторонне занимающаяся проблемами чтения. В данном случае необходимо обратить внимание на деятельность Русской ассоциации чтения, которая входит в состав Международной ассоциации чтения (IRA) и объединяет любителей чтения и специалистов разных областей знаний: педагогов и библиотекарей, психологов и социологов чтения, журналистов, издателей. Основной проект Ассоциации, предполагающий тесное взаимодействие школы и библиотеки, носит название «Школа, где процветает грамотность» и реализуется в России на протяжении 11 лет . Проект базируется на том, что чтение - это основа образования, обучения и воспитания. Даже годовое участие в проекте, по свидетельству его участников, дает ощутимые результаты, выражающиеся в том, что до 70% учащихся начинают больше читать, у 50% отмечается улучшение качества чтения, значительный процент учащихся осваивает эффективные методики работы с текстами и информацией.

Важнейший вопрос и построения системы «библиотеки - школы», и тем более, последующей работы в рамках этой системы заключается в необходимости обучения и постоянного повышения квалификации библиотекарей и педагогов. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит Московскому государственному университету культуры и искусств. К сожалению, в структуре Библиотечно-информационного института МГУКИ на сегодняшний день отсутствует специализированная кафедра по подготовке библиотекарей высшей квалификации для работы с подрастающим поколением, тогда как за период своего существования кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством взрастила немало профессионалов (к их числу причисляет себя и автор данной публикации). Смею надеяться, что актуализация задач по преодоления в стране кризиса чтения, прежде всего, путём погружения в творческую читательскую деятельность детей, подростков и молодёжи, явится весомым аргументом в пользу возрождения профильной кафедры БИИНа МГУКИ.

Целый ряд аспектов поддержки и развития чтения на базе библиотек и школ находится в поле зрения «Школы педагогического мастерства» Русской ассоциации чтения, которую посещают как библиотекари, так и педагоги различных специальностей. Обучение в Школе ведётся по двум курсам, разработанным президентом РАЧ, профессором Н.Н. Сметанниковой: «Стратегиальный подход к обучению чтению» и «Зарубежная методика преподавания английского языка. Текстовая деятельность». Слушатели курсов овладевают современными стратегиями освоения различных текстов, изучают технологии сопряжения чтения с учебным процессом и профессиональной деятельностью, а также способы продвижения чтения в культуру досуга и молодого поколения, и взрослых.

Представляется, что учёт выше изложенных соображений позволит направить вектор проводимых в настоящее время реорганизаций, реформ и экспериментов в сферах образования и культуры в сторону объединения усилий, предпринимаемых в целях повышения читательской активности, развития общей и читательской культуры граждан нашей страны.

Белоколенко Мария Владимировна, заместитель директора ГУК г. Москвы «Централизованная библиотечная система «Юго-Запад», вице-президент Русской ассоциации чтения, кандидат педагогических наук


«Взаимодействие публичных и школьных библиотек: состояние и перспективы»: научно-практическая конференция (Московский городской Дом учителя, 11 марта 2010 года), «Роль публичных и школьных библиотек в формировании культуры чтения»: научно-практическая видеоконференция (ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 16 июня 2010 года).

Вот только некоторые из актуальных тематических программ, в реализации которых задействованы библиотеки и школы Москвы: «Национальная программа поддержки и развития чтения» и «Десятилетие грамотности ООН: образование для всех 2003 - 2012 гг.», 2011 год - год Италии в России, год Испании в России, 2011 год - Год спорта и здорового образа жизни (Москва), «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Культура Москвы», «Молодежь Москвы», «Дети улиц», «Столица многонациональной России», «Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании», «Социальная интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы», «2001-2010 - Международное десятилетие культуры мира», экологическое, правовое просвещение и др.

Информация о проекте «Школа, где процветает грамотность» представлена на сайте Русской ассоциации чтения www.rusreadorg.ru.

Ольга Скандакова

"Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. "

Виктор Астафьев.

Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые : конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия.

Цель этого сотрудничества : раннее приобщение детей к чтению художественной литературы, воспитание маленького человека как увлечённого, думающего читателя .

Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов .

С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости» .

Детям очень понравился приход сотрудника отдела детской библиотеки , ведь она пришла не с пустыми руками, а принесла с собой книги! Новые, интересные, необычные :"живая книга", книга- панорама, книжка-малышка, всех видов и не перечесть!

От такого сотрудничества выигрывают все : библиотека получает новых читателей , воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников , а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности .


Публикации по теме:

«Знакомство с библиотекой». Конспект мероприятия в подготовительной группе Предварительная работа: Воспитатель с библиотекарем заранее обговаривают время проведения экскурсии и её содержание. Педагог предлагает.

Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

В мире современных технологий родители почти не ходят сами и тем более не водят своих детей в библиотеку, поэтому мы решили организовать.

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»В наш век информационных технологий роль книги изменилась,.

Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования.

Доклад «Взаимодействие детского сада с районной детской библиотекой» Слайд 1. Слайд 2. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 426 от 12 июня 2014 года в Российской Федерации 2015 год объявлен.

Занятие Школы юного читателя ко Дню рождения Джанни Родари. Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима» Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима»Цели: познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;.

Роль библиотеки в реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения

//Библиотека и закон. - 2014. – Вып. 37 (2, 2014). – С.125-133.

ФГОС начального общего образования

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это – совокупность требований, которые обязательно должно выполнять каждое образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

С новыми образовательными стандартами в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания. Стандарты второго поколения: развивать умения. Целью такого образования становятся не только знания, но и умения ставить цель и добиваться её, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия. Ключевая установка Стандарта – учебная самостоятельность школьников.

В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не набор знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни. В т.ч. умение вычленять информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.

Кроме этого, в процессе реализации новых образовательных стандартов образовался совершенно иной подход к информационному обеспечению образовательного процесса:



· Появился спрос на тексты стандартов и их разъяснения (учителя, родители, специалисты учреждений дополнительного образования и т.д.);

· Потребовался доступ всех участников образовательного процесса к информационно- методическим фондам;

· Изменились требования к информационному обеспечению: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных носителях;

· Изменилась структура информационного запроса (от конкретного запроса по факту - к проблемному запросу, запрос на методику организации учебной деятельности и т.д.);

· Возникла потребность в обучении учащихся навыкам информационной грамотности.

Если сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, то мы можем получить представление о том, как это было раньше и как это выглядит сейчас.

Раньше Сейчас
Степень успеваемости ученика можно было узнать, только посмотрев его текущие и итоговые оценки. У каждого ученика есть свое персональное портфолио, в котором отражаются все его заслуги (грамоты, дипломы, оценки, результаты тестов и т.д.)
Роль учителя в образовательном процессе сводилась лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, как ученик его усвоил. Сейчас учитель своего рода наставник. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Родители, как законные представители детей, не имели возможности влиять на содержание школьных программ. У школы есть право самостоятельно формировать школьную программу, на основе примерного учебного плана, учитывая при этом и пожелания родителей.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых стандартах на внеурочную деятельность отведено 10 часов в неделю. Школа, учащиеся и их родители самостоятельно выбирают, чем будут заниматься дети в отведенное время.
Роль техники в процессе обучения сводилась к минимуму. Закрепление полученных знаний на практике, используя современную технику - компьютеры, интерактивные доски, видеокамеры и т.д.
В старой школе практические задания по той или иной теме ограничивались лабораторными работами. Учащиеся новой школы углубляют свои знания и отрабатывают полученные навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах процесс обучения проходил с помощью заучивания или многократного повторения, с минимальным применением игры. В новых ФГОСах применяются разные формы обучения. Познание через игру – один из главных принципов новой начальной школы.

Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества

Какое отношение к новому образовательному стандарту имеют библиотеки? Какова роль библиотеки в реализации новых образовательных стандартов?

Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.

Новые образовательные стандарты выводят совместную работу библиотеки и школы на совершенно иной уровень. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.

Как правило, сотрудничество библиотеки со школой, до введения новых образовательных стандартов, осуществлялось традиционными методами:

· организация массовых мероприятий на базе библиотеки;

· совместная работа по определенным направлениям деятельности;

· организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;

· коллективное и индивидуальное информирование;

· реализация совместных проектов.

С введением новых образовательных стандартов этого стало явно недостаточно, и перед библиотеками теперь ставятся другие цели и задачи. И в рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:

l Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.

l Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.

l Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.

l Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.

l Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

l Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения состоит в том, что чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний. Полноценная реализация замыслов нового стандарта предусматривает активную деятельность библиотек в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Каким образом? Что библиотека может предложить? В первую очередь свои фонды, каталоги. Затем - интернет и веб-каталоги. Далее - электронные образовательные ресурсы и развитие информационной грамотности учащихся. Это в идеале. Но, не всегда и не все библиотеки располагают хорошо укомплектованными фондами. Также не все библиотеки имеют в своих фондах электронные образовательные ресурсы. Каталоги тоже у всех разные. Таким образом, напрашивается следующий вывод. Если у библиотеки нет возможности вести активную деятельность в полномасштабном информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, то следует обратить пристальное внимание на один из аспектов данной деятельности - на развитие информационной грамотности учащихся. То есть, занять определенную нишу и осуществлять деятельность по продвижению книги и чтения, исходя из своих возможностей.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения.

В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении.

Стандарт по литературному чтению ставит перед собой различные цели, в их число входят и такие как: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и воспитание интереса к книге и чтению.Все это, как мы видим, перекликается с непосредственной деятельностью детских библиотек по продвижению книги и чтения. Проще говоря, у библиотеки и школы в этом случае одни цели и задачи.

Стандарт по литературному чтению содержит несколько позиций, имеющих прямое отношение к деятельности детских библиотек. Процитируем некоторые из них, заложенные в такое понятие, как «обязательный минимум обучения»:

· понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;

· различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;

· иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения;

· умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Кроме этого в Стандартах заложены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В результате изучения литературного чтения ученик, в том числе должен:

· знать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

· различать жанры художественной литературы (сказка литературная и сказка народная, рассказ, стихотворение, басня, повесть);

· владеть навыками:

Самостоятельного чтения книг;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Далее, если мы заглянем в учебник «Литературное чтение» для начальных классов, то увидим, что в нем есть разделы, при изучении которых также нужна непосредственная помощь библиотеки. К ним относятся разделы «Самое великое чудо на свете» (2,3 класс), «Из детских журналов» (2 класс), «Наши проекты» (темы проектов «О чем может рассказать библиотека», «Самые интересные рубрики из детских журналов») и другие.

Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Например, учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, по которому можно понять историю развития книги. Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов на этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например: «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.

Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности (желательно в библиотеке) и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя. В этой системе подготовки читателя активное участие должны принимать и работники детских библиотек, в функциональные обязанности которых входит непосредственное руководство чтением юных читателей.

Конечно, все вышеперечисленные знания, умения и навыки младший школьник, так или иначе, получит и в рамках урочной программы. Но если учитывать, что в учебной программе на это предусмотрено определенное количество часов (которых явно недостаточно), то помощь библиотеки в процессе обучения крайне необходима.

Не маловажное значение здесь имеет и тот факт, что знания эти идут от специалистов-профессионалов, в силу своей профессии знающих о книге и чтении всё. При этом библиотекари дают не только теоретические знания, но и организовывают при библиотеке практические занятия, используя ресурсы своего книжного фонда. Например, в процессе изучения темы «Справочная литература» библиотека имеет возможность продемонстрировать все разнообразие видов справочной литературы, помогая учащимся получить практические навыки работы с литературой универсального содержания.

Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую в рамках занятий предоставляет библиотека, педагогами школы только приветствуется. Большой плюс педагоги школы от сотрудничества с библиотекой видят и в том, что в систематичных занятиях участвует весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными интересами ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.

При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.

Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но здесь возникает вопрос, в рамках какого правового поля организовывать сотрудничество. И мы вновь обращаемся к Стандартам, в которых оговаривается реализация в образовательных учреждениях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно Стандартам, реализация внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:

· Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

· При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

· Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

· Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения.

· Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим видам, направлениям и формам внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность Художественно-эстетическое
Проблемно-ценностное общение Научно-познавательное
Досугово- развлекательная деятельность Военно-патриотическое
Художественное творчество Общественно полезная деятельность
Социальное творчество Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
Мастерская Клуб
Театр Кружок
Секция Студия

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением:

· Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

· Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов образовательного учреждения. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

· Смешанная модель является самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Благодаря положению Стандарта о внеурочной деятельности, библиотека имеет законодательно закрепленное право активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.

При этом правовая основа сотрудничества библиотеки и школы должна соответствовать положениям Стандарта, и должна быть зафиксирована документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другим учреждением.

ТРУНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ШКОЛА: РЕСУРСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья рассказывает о формах и методах работы БУКОО «Библиотека

им. », способствующих развитию у детей и подростков

интереса к книжной культуре

Во все времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи со школами, дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей. Наша Орловская областная детская библиотека имеет свои традиции, опыт общения с читателями разных категорий: от малыша до его родителей, от ученика до его учителя. Нами налажена система взаимодействия на основе совместного планирования, выступления на педсоветах, родительских собраниях, августовских совещаниях учителей.

Известно, что потребность в чтении у ребёнка начинает формироваться задолго до школы. Поэтому мы уже несколько лет практикуем приглашение в библиотеку подготовительных групп детских садов. Ребятам нравится бывать у нас, нравится, когда мы приходим к ним: ведь такие встречи дают им что-то новое - дети знакомятся с библиотекой, с журналами, с книжками-игрушками. Традиционно для выпускников детских садов мы проводим праздник «В добрый путь с книгой!»

Для первоклассников организуется Праздник посвящения в читатели «В мудрое царство - книжное государство». Вместе с Королевой Книгой и сказочными героями Мальвиной и Незнайкой ребята путешествуют по удивительной Стране знаний, участвуют в занимательных играх, конкурсах, учатся правильно выбирать книги. Так они становятся полноправными читателями библиотеки.

«Я читатель - и это здорово!» - под таким девизом ежегодно посвящаем в читатели пятиклассников близлежащих школ. Мы проводим со школьниками разных возрастных групп познавательные часы, летние чемпионаты чтения, встречи с писателями, громкие чтения по книгам, творческие конкурсы - все то, что способствует развитию у детей и подростков интереса к книжной культуре.

Осуществляя поддержку образования, наша библиотека совместно со школой активно участвует в проведении дней и недель знаний, обеспечивает полную информацию о книгах под девизами: «С книгой в мир интересных наук», «Любознательным астрономам», «Химия вокруг нас», «Математика – царица наук». В прошлом году День знаний сотрудники библиотеки провели в гостях у педагогов и учащихся Некрасовской школы-интерната, куда привезли красочные книжные выставки, электронные игры, викторины.

В целях популяризации лучших образцов мировой и национальной художественной литературы в библиотеке работает проект «Читаем и развиваемся!»: по созданию Школы творческого чтения, организован кружок «Почитай-ка!». Библиотекари делают всё возможное, чтобы привить читателям интерес к книге, развить их творческие способности. В рамках проекта были проведены с учащимися лицея №4: обсуждение повести В. Железникова «Чучело», рассказов: Б. Екимова «Ночь исцеления», В. Быкова «Свояки», Н. Ключарёвой «Рождественская ёлка», читательская конференция по книге В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и др.

«Писатели-орловцы на войне и о войне» - так называлась школьная научно-практическая конференция, посвящённая юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая состоялась в апреле 2010 года. Её организаторами стали наша библиотека и Музей писателей-орловцев. Старшеклассники из семи орловских школ, гимназий, лицеев - читатели «Пришвинки» - выступили с докладами о жизни и творчестве орловских поэтов и писателей - участников войны.

Это уже четвёртая школьная научно-практическая конференция с 2008 года. Первые три конференции были посвящены: («Дорога к другу»), («Мой любимый писатель»), («Мой Пушкин). Прозвучали на них также доклады о жизни и творчестве А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Лескова, И. Бунина и других известных писателей-земляков. Вниманию участников конференции были представлены книжные выставки о писателях и литературно-музыкальные композиции по их творчеству.

Такие формы работы, как конференции, обсуждения имеют большое значение для развития читательской культуры и познавательной активности детей. Они способствуют выработке умений анализировать прочитанное, выражать свое мнение о нём, сопоставлять его с мнениями других читателей, способствуют изучению литературоведческих источников.

В рамках авторских программ: «За датами - имена, за именами – история», «В Стране литературных героев» в библиотеке в честь писателей-юбиляров состоялись литературные часы, вечера-портреты: «России сердце не забудет» (о), «Загадочно-насмешливый мир », «Знакомый и незнакомый » и др. Эти и многие другие мероприятия проходят под девизом: «В школе знания получают, в библиотеке – умножают».

В целях популяризации книг современных писателей нам удалось (в рамках проекта «Автограф на память») организовать встречи орловских школьников с известными детскими писателями Тамарой Крюковой, Эдуардом Успенским, Валерием Воскобойниковым, Андреем Усачевым, Артуром Гиваргизовым, Мариной Бородицкой, Станиславом Востоковым, Владимиром Борисовым, главным редактором издательства «Розовый жираф» - Мариной Козловой. Данные встречи стали настоящими праздниками книги, чтения, поэзии, детского творчества. После них значительно возрастал спрос на книги авторов.

Одно из основных направлений работы школы и библиотеки - экологическое просвещение. Экология тесно переплетена с такими науками, как биология, физика, химия, география. Получая знания на школьных уроках, ребята закрепляют их в библиотеке во время Недели экологической книги «Живи в содружестве с природой», на занятиях экологического кружка «Лесовичок!», в ходе громких чтений и обсуждений книг писателей-натуралистов - таких, как М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский, Ю. Дмитриев, И. Акимушкин.

Ведущим направлением работы библиотеки последних лет стало освоение и распространение информации об истории родного края. Это особенно важно, так как в школах введены курс изучения истории родного края и литературное краеведение. Здесь наша библиотека оказывает школе неоценимую помощь. Именно у нас можно найти информацию о местных писателях и поэтах, которая по крупицам собиралась десятилетиями.

Неделя «Орловская книга собирает друзей», встречи с детскими писателями и поэтами В. Катановым, А Фроловым, Т. Грибановой, литературно-краеведческие часы, презентации книг («Сказки Орловской Губернии», нового сборника стихов и рассказов В. М. Катанова «Берег детства») - лишь малая часть большой работы по привитию любви к родному краю.

27 апреля 2011 года в библиотеке им. М. М. Пришвина состоялась презентация путеводителя «Герои и события Великой Отечественной войны в названиях улиц города Орла». Составителем сборника является ведущий методист библиотеки Елена Фомина, её работа была удостоена Диплома VI-го областного конкурса научных работ им. В. Н. Денисьева в номинации «Законченная научная работа в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения». Путеводитель представлен в двух видах – печатном и электронном. Создатели надеются, что данное издание поможет школьникам познакомиться с малоизвестными страницами истории Орловского края периода Великой Отечественной войны, а для многих станет отправной точкой в их исследовательской и поисковой работе.

В последний день сентября в библиотеке прошла презентация ещё одного нового издания - электронной литературной энциклопедии «Орловские писатели – детям», в которую включена информация о жизни и творчестве многих писателей-орловцев, всего более шестидесяти биографических очерков. Информация содержит: биографическую справку, портрет, произведения автора для детей (или вошедшие в детское чтение), литературу о творчестве. Библиографы библиотеки проделали большую поисковую работу. В настоящее время проект доступен для пользователей на компакт-диске, а в ближайших планах библиотеки - разместить этот информационный ресурс на сайте библиотеки.

В этом году впервые был организован видеомост под названием «Мы знаем ваш город!» между читателями нашей библиотеки и Рязанской областной детской библиотеки. Около часа ребята из 6«В» класса школы № 7 г. Рязани в режиме on-line соревновались с орловскими друзьями из творческого объединения «Юный краевед» Центра развития и творчества №2 Железнодорожного района г. Орла в знании городов друг друга. Выяснилось, что обе стороны замечательно знают историю, географию, достопримечательности и знаменитых людей городов. Участники видеомоста получили памятные призы, которыми библиотеки обменялись по почте.

Активную работу проводит библиотека вместе со школами по эстетическому воспитанию юных читателей, по привлечению детей к чтению литературы по искусству. В эстетическом секторе мастер-классы по технике рисования ведут преподаватели школы искусств, художественной школы. С учителями музыки организуются уроки, литературно-музыкальные вечера, праздники, посвящённые П. Чайковскому, В. Моцарту и т. д.

Ежемесячно открываются художественные выставки. На них представлены работы наших читателей, учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. Художественные выставки, мастер-классы - любимый вид общения читателей, потому что они позволяют детям познать мир искусства не только через чтение книг и журналов, но и через собственное творчество, а встреча с талантливым человеком и интересным собеседником помогает ребёнку стать лучше и пробуждает в нём чувство прекрасного.

Совместно с преподавателями, ведущими уроки ОБЖ для школьников, проводятся познавательные часы «В мире дорожных знаков», встречи с сотрудниками пожарных частей г. Орла «Рыцарям огня посвящается…», встречи с сотрудниками МЧС Орловской области.

Большая работа ведётся в помощь изучению школьниками граждановедения . Каждый раздел предмета находит отражение в деятельности библиотеки. Этикет-класс даёт уроки нравственности, культуры общения . По разделу предмета «Здоровый образ жизни» два года реализуется программа «Будь здоров!», нацеленная на формирование ответственного отношения к здоровью. В рамках программы проводятся игры, громкие чтения «На планету здоровья», игра-путешествие по книге В. Коростылёва «Королева Зубная Щётка», обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий» и др.

В помощь изучению школьниками вопросов права в библиотеке создан Центр правовой информации, работает программа «Восхождение по ступенькам права», оформляются книжные выставки, проводятся беседы, обзоры книг. Уже два года нашей библиотекой совместно с Управлением образования г. Орла и территориальным отделением УФМС России по Орловской области осуществляется патриотическая акция «Я – гражданин России»: самым активным читателям-старшеклассникам в стенах библиотеки вручаются паспорта.

В течение 2010 года отделы обслуживания проводили акцию «Прочти книги о Великой Отечественной войне». Акция предусматривала чтение книг, написание отзывов, сочинений, рефератов, эссе, электронные презентации. Лучшие работы были отмечены призами, размещены на выставке «Мы не вправе их забыть». Активное участие в акции приняли учащиеся лицея №4, областного лицея-интерната.

Большой интерес у детей и взрослых вызвала нетрадиционная выставка-экспозиция под названием «Война, какой она была». Читателей экспозиция привлекла необычными разделами. Первый представлял собой карту-схему с указанием основных сражений Великой Отечественной войны в окружении исторических книг. Особый интерес у детей вызвал второй раздел выставки, ведь книги и экспонаты - каски, автоматы, котелки времён Великой Отечественной войны - были размещены в военной походной палатке. Третий раздел выставки был представлен в виде электронной презентации и ознакомил ребят с книгами, написанными писателями-фронтовиками во время войны.

Информационно-библиографическим отделом нашей библиотеки разработана программа «Информационная культура школьника». Уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с библиотекой лицея № 4, организуем занятия по воспитанию информационной культуры . Для младших школьников в библиотеке работает кружок «Золотой ключик».

В целях продвижения детского чтения, детской книги наша библиотека постоянно ищет новые формы работы. В 2009 году мы стали инициаторами акции «Библиотечный десант «Пришвинка в гостях у детей сельской школы», цель которой - рассказать сельским ребятам и преподавателям о новых детских книжках, о современных писателях, о юбилярах, ознакомить с самой главной детской библиотекой области. Мы уже побывали во многих сельских школах Орловского района. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной.

На летних каникулах 2010 года был дан старт ещё одной акции по привлечению детей к чтению, и наш «библиотечный десант» отправился в детские оздоровительные лагеря. Акция позволила многим школьникам Орловской области окунуться в атмосферу чтения и приятного времяпрепровождения. Мы побывали у отдыхающих детей оздоровительных лагерей «Орловчанка», «Мечта» и «Ветерок».

В целом работники детской библиотеки ориентированы на то, чтобы помощь детям в закреплении школьных программ, не повторяя изученное в школе, а дополняя уроки познавательной литературой, интересными мероприятиями.

Дни информации, дни новой книги, дни периодики мы проводим для педагогов. Все категории преподавателей нуждаются в регулярном информировании по учебным темам, о новых публикациях, о лучших детских книгах.

В 2008 году в нашей библиотеке состоялись первые литературно-педагогические Пришвинские чтения при активной поддержке Орловского института усовершенствования учителей и Музея писателей-орловцев. В феврале 2010 года прошли вторые литературно-педагогические Пришвинские чтения. Их цель - обсудить проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы в школе; проанализировать накопленный практический опыт в работе с детьми по изучению творчества и других писателей-орловцев. В библиотеке состоялось также заседание педагогической секции «Учительский труд и творчество». В работе секции приняли участие учителя русского языка и литературы школ области, библиотекари.

Для областной детской библиотеки традиционным является участие в августовских совещаниях учителей. Мы знакомим педагогов со справочным аппаратом, электронными ресурсами и базами данных нашей библиотеки; нашими электронными изданиями, с библиографическими пособиями, периодическими изданиями и новыми книгами.

«Гордое имя - Учитель» - так называется программа, по которой работала наша библиотека в Год учителя. Для преподавателей-предметников, классных руководителей , вожатых мы организуем книжные выставки «Кто щедро дарит знания и свет», готовим обзоры литературы: «Час книги для педагогов», «Школа творческого роста: из опыта работы педагогов» (по страницам периодических изданий), «Калейдоскоп внеклассных мероприятий, или Для тех, кто работает с детьми».

Главная задача детской библиотеки, школы - научить детей самостоятельному поиску нужной информации, методам её обдумывания, самостоятельной переработки, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее. Ведь при всей важности электронных средств информации именно чтение разносторонне развивает человека, а не только информирует и развлекает, помогает воспитать творческую личность, формирует нравственный и творческий потенциал ребёнка.

ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ

ИМ. Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

Ройтблат Татьяна Федоровна

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет, обретши, ропщет и бунтует…

Ф. Тютчев

Духовно – нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой Родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Чтение - неотъемлемая часть нашей жизни. Перефразируя известное выражение можно сказать: «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты». Трудно переоценить роль библиотек и чтения в процессе духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовность неотделима от нравственности, а нравственность, в свою очередь, напрямую связана с религией.

Начало XXI века ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения. Наступил век компьютеризации и интернета.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно – нравственную, деятельную личность – патриота и гражданина России. Думаем, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентноспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

К сожалению, большинство наших воспитанников лишены элементарного образца воспитанности и нравственности даже в кругу своей семьи. У детей, поступающих к нам в центр, наблюдается дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дошкольники становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников центра.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им образовательный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь воспитанников качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Хотим отметить, что Национальная программа поддержки и развития чтения нацелена на «повышение культурной компетентности граждан России за счет роста читательской активности.

В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь – это семья, школа и библиотека. В нашем случае для ребят «Социально – реабилитационный центр «Гармония» исполняет роль «семьи». Именно эти «три кита» должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно – важных проблем, достижению стратегических целей развития страны».

Делая анализ методов привлечения детей к чтению, учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, мы разработали проект совместной деятельности с библиотекой им. Р. Рождественского, девиз которого: «Библиотека – дом, открытый для каждого ребенка», направленный на создание гармоничных условий для духовно – нравственного воспитания детей в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей.

Целью проекта является организация свободного времени детей и привлечение их к чтению.

Задачи, поставленные в проекте:

    Создание условий, формирующих читательскую и информационную культуру детей и подростков.

    Разработка мероприятий и познавательных программ, направленных на приобщение детей к чтению и культуре.

Опыт работы взаимодействия с библиотекой в деле возрождения традиций по духовно – нравственному воспитанию среди детей и молодежи измеряется не одним годом. Формы работы самые разнообразные.

Формы работы с детьми:

    Занятия, дискуссии, беседы, круглые столы, проектная деятельность.

    Творческая художественная деятельность детей.

    Проведение совместных праздников.

    Тематические вечера эстетической направленности.

    Организация выставок.

    Театрализованные постановки духовно – нравственного содержания.

    Творческие вечера, встречи с интересными людьми.

Очень важно создать уют и комфорт в библиотеке, вызвать интерес детей к книге. С помощью различных форм работы и с учетом разных возрастных категорий были разработаны следующие направления:

    Духовно – образовательное:

    Показ фильмов о духовном возрождении нашей страны и г. Омска

    Организация праздников светского и церковного календарей с показом презентаций и художественных фильмов

    Проведение мероприятий, направленных на изучение русских традиций и обрядов

    Фольклорный праздник украинского культурного центра «Cipiйклiн», посвященный «Дню Святого Николая».

Данное направление позволяет расширить знания ребят об истории России, узнавать новое о традициях и культуре нашего народа.

2.Воспитательно – оздоровительное (мероприятия):

    «Детство, опаленное войной»

    «Честь имею»

    «Путешествие в страну добрых дел»

    «Царство Закон, царство Беззаконие»

    По профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз» (наркомания, алкоголизм и табачная зависимость) с просмотром документальных роликов

Новые информационные технологии стали средством привлечения ребят в библиотеку. «Говорящие книги» позволят прослушивать лучшие детские произведения в исполнении известных артистов. С помощью интернета находим нужные произведения.

    Документальный фильм «Ленинград в борьбе»

    Просмотр художественного фильма «Жила – была девочка»

    «Жизнь животных зимой»

    «Счастливое детство в стране Муми - тролей»

    Культурно – познавательное (мероприятия):

    «Омск – любимый город»

    Мой город – капелька России»

    «По дорогам сказок»

    «Викторина по сказкам Пушкина»

    «Сказки народов мира»

    «Любимые герои сказок Андерсена»

    «У Лукоморья» праздник по произведениям А. С. Пушкина

    Праздник по творчеству поэта – земляка Т. Белозерова «Лесной плакунчик».

    Встреча с детскими писателями Светланой и Николаем Пономаревыми и их книгами.

Наряду с традиционными методами работы в библиотеке используем и нетрадиционные: знакомство детей с книгой через игру, театрализованные постановки произведение детских писателей.

    Встреча с детской писательницей Ольгой Колпаковой «Писатели – детям»

    Праздник «Профессия вечная библиотечная»

    «Веселая переменка» - праздник к дню знаний

    Просмотр х/ф «Первоклашка»

    «Популяризация творчества Роберта Рождественского «Мгновения, мгновения, мгновения…»

    мероприятие «Небесные первопроходцы» к Дню космонавтики.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются не только школы, но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению. А чтение является одной из основ формирования личности гражданина.

Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача нашего учреждения – раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина, способного жить в современном мире.

Надеемся, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.

Список литературы:

    «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. 21 ноября 2006г., Москва.-[электронный ресурс] - Режим доступа.-

http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 06.10.2014г.)

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2009. – 67 с.

    Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -М.: Традиция, 2001.- 280с.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...