Музей палаты в зарядье дом бояр романовых. Палаты бояр Романовых (палаты в Зарядье). Другие постройки комплекса

Усольцевым. Блогерам стало обидно, что на выставку "Романовы" в Манеже были очереди, а рядом, в удивительном музее, где находятся оригиналы, и который посвящён Романовым никого нет.В Зарядье были построены первые каменные жилые дома, от которых сейчас не осталось и следа. От постройки XV - XVI века остался лишь подвал и часть подклета.

01. Сохранившийся подвал


История усадьбы и Палат тесным образом переплетается с судьбой ее владельцев - бояр Романовых, которые происходили из старинной, очень влиятельной и родовитой московской боярской фамилии Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых.

02.

Первым владельцем усадьбы на Варварке был Никита Романович Юрьев. Сын Михаил - будущий первый российский царь из рода Романовых родился 12 июля 1596 г., по всей вероятности, в усадьбе на Варварке.

03. Первый план Москвы

В конце 1600 года Фёдора Никитича, сына Никиты Романовича, Борис Годунов ссылает в монастырь, где он живёт под именем Филарет. Но всё меняется, когда 18 апреля 1613 года на царство ставят Михаила Романова. Филарет становится фактически правителем России при слабом мальчике.

04. Здесь было обнаружено исторически уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века. Самая интересная и важная находка - это производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы - всего около 500 предметов.

В 1626 году пожар в Москве не пощадил и Палаты. А 24 сентября 1631 года, после смерти своей матери, инокини Марфы Ивановны, царь подписывает указ об основании Знаменского монастыря, а грамотой от 1 ноября того же года наделяет обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, в числе которых и уже знакомые нам палаты. Монастырскими усилиями на белокаменных подвалах строятся два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями.

05.

Здесь же ещё были построены деревянные кельи и больница. В 1668 году Знаменский монастырь пострадал от пожара. Пострадали и палаты. Царю Алексею Михайловичу было подано прошение о помощи в восстановлении. Откликнулись царские родственники - Милославские. И с их помощью палаты были восстановлены.

06.

На месте старых палат поставили палаты с крыльцом и назвали "палаты на погребах"

07.

С 1752 по 1762 год в палатах жил грузинский митрополит Афанасий со штатом. Поэтому палаты назвали архиерейскими.

08. Флюгер

09.

В середине XIX века, император Александр II решил устроить в своей родовой вотчине музей "Дом бояр Романовых", один из первых музеев Москвы. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы.

10.

11.

12. Бояре

13. Портет Ф.Н.Романова. Копия с работы И.Репина

14.

15.

16. Портрет инокини Марфы

17. Фрагменты привозных сосудов

18. Отписка пристава при Филарете Романове

19.

20.

21. В этой комнате интересны стены экспозиции, на которых меняется изображение Москвы и экспозиции

22. Карта России из атласа Российской империи. Места ссылки братьев Романовых

23. Ф.Н.Романов (Патриарх Филарет)

24. Город Древск. Из "Чертёжной книги Сибири" Семёна Ремизова, 1701.

25.

26.

Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядье - так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная «за рядами» торговых лавок, примыкающих к Кремлю.


Район расположен к Востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой.

Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.

Палаты Романовых в Зарядье - это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.

Палаты XVI-XVII вв. - филиал Государственного Исторического музея - «Палаты в Зарядье».

Входная плата в музей составляет 150 рублей и 100 фото.

По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XV века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года.

Некогда усадьба была обширной и занимала видное место в топографии Москвы XVI в.

Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара Варварская улица была расширена.

Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на Российский престол.

Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы».

К этому времени при Знаменской церкви на государевом дворе был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира.

Во время пожара 1668 г. сильно пострадали Палаты и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод».

На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев соорудил в камне новые Палаты с крыльцом - нынешние первый и второй этажи филиала музея.

Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника.

Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.

Реставрация была осуществлена в 1857-1858 гг.

Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо.

В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями.

В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями.

И, хотя здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами, легенда стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками и предназначались для мужчин.

Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами.

Женщинам отводился верхний деревянный этаж, который назывался теремом.

Здесь наоборот большие и просторные помещения, освещенные множеством окон.

Самое светлое из помещений - светлица - предназначалось для занятий рукоделием.

В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий.

После революции 1917 г. в музее открыли «Музей старого русского быта» или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет.

С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в

Очень интересный музей. Складывается впечатления, что ты попадаешь в прошлое. Несмотря на выходной день посетителей практически не было, а смотрители кратко рассказывали об экспонатах. Очень удивила потайная деревянная лестница.

Материал взят с сайта

В настоящей статье я не ставлю задачу подробно описать экспозицию музея и раскрыть историческую подоплёку артефактов. Также я не собираюсь в деталях пересказывать историю рода Романовых. Данная публикация может служить подспорьем для гидов-переводчиков при изложении материала иностранным туристам. Поэтому, по возможности, я упростила все имеющиеся в распоряжении данные, постаралась сделать рассказ понятным, доступным и интересным для публики, у которой нет никакой исторической базы для восприятия детальных сведений. В описание включены лишь совершенно необходимые материалы, достаточные для формирования представления о Романовых, их старом доме и быте богатой знатной семьи второй половины XVII века.

Краткие сведения о первых Романовых и истории их дома – “Старого государева двора”

Археологические исследования утверждают, что усадьба на месте современного здания музея существовала ещё в XV веке. С XVI века она принадлежала Романовым – старинному русскому роду.

Первые Романовы

Родоначальником фамилии историки считают Андрея Кобылу. В древней Руси прозвище человека часто заменяло фамилию. Нередко люди звались по имени отца или деда. Иногда одновременно использовали имена и отца, и деда, от поколения к поколению фамилия изменялась. Потомком Андрея Кобылы был Роман Юрьевич Захарьин. Его сын звался Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым. Сыном Никиты Романовича был Фёдор Никитич Романов. В XVII веке фамилии закрепились за родами. (Чтил эту традицию и Пётр I. Путешествуя инкогнито по Европе он называл себя Пётром Алексеевым сыном Михайловым. То есть Пётр сын Алексея сына Михаила).

Никита Романович Захарьин-Юрьев

Владельцем дома, который мы называем «палаты бояр Романовых», был Никита Романович Захарьин-Юрьев. Жил он в XVI веке и этот дом не строил. На этом месте уже стояли каменные палаты, надстроенные деревянною светлицею. Вероятнее всего, Никита Романович получил усадьбу в качестве приданого после женитьбы на Варваре, дочери боярина Ховрина, которому дом и принадлежал до этого.

Когда сестра Никиты Романовича, Анастасия Романовна, вышла замуж за царя Ивана Васильевича IV (Грозного), царский родственник (шурин, брат в законе 🙂) стал одним из самых высоких сановников того времени. Перед смертью Иван Грозный назвал его одним из четырёх ближайших советников сыну Фёдору, последнему царю из династии Рюриковичей.

Первая жена Никиты Романовича, Варвара Ховрина, прожила недолго. От второй супруги, княжны Евдокии Александровны Горбатой-Шуйской, у боярина было 13 детей – шестеро дочерей и семеро сыновей (Фёдор, Александр, Михаил, Иван, Лев, Василий, Никита). Усадьба на Варварке досталась старшему сыну, Фёдору Никитичу. Он слыл первым красавцем в Москве. В XVII веке на Москве даже ходила такая поговорка – если одежда хорошо подходила фигуре, то говорили: «Сидит, как на Фёдоре Никитиче».


На снимке – Фёдор Никитич Романов. Справа – его супруга в монашеском одеянии

Романов Фёдор Никитич

Фёдор Никитич взял в жёны Ксению Ивановну Шестову. Из шестерых детей, родившихся в этом браке, в живых остались только дочь Татьяна да сын Михаил, остальные умерли в младенчестве.

В царствование Бориса Годунова всех Романовых обвинили в заговоре с целью отравить государя и самим занять престол. Братьев пытали, а затем сослали в разные монастыри. Фёдора Никитича – в Сийский монастырь (под Архангельском), где он стал иноком Филаретом, Ксению Ивановну – в Заонежский, где её постригли под именем Марфа. Пятилетнего Мишу разлучили с родителями, вместе с тёткой (А.Н.Черкасской) отослали на Белоозеро. Усадьбу на Варварке отписали в казну.

Романовы. Смутное время

Но с наступлением Смутного времени в судьбе старшего Романова (кроме него в живых остался только Иван Никитич) наступили перемены. Самозванец Лжедмитрий I (монах кремлёвского Чудова монастыря Григорий Отрепьев) назвался сыном Ивана Грозного, сводным братом царя Фёдора Иоанновича. Таким образом, он должен был признать Романовых, ведь они были его родственниками (царь Фёдор Иоаннович и Фёдор Никитич Романов были двоюродными братьями). Последнего вызвали в Москву и возвели в сан митрополита Ростовского и Ярославского. Привезли в Москву и его жену, инокиню Марфу с сыном Михаилом. По всей видимости, содержали Марфу с сыном на Варварке, в их старом доме.

После падения Лжедмитрия I, Филарет вначале оказался в плену у Лжедмитрия II, после освобождения отправился в Смоленск во главе русского посольства к польскому королю Сигизмунду III, где снова был пленён и вернулся в Москву лишь в 1619 году.

Марфа и Михаил после освобождения Москвы от поляков уехали в свои родовые костромские вотчины, затем в Ипатьевский монастырь. Туда и прибыло Великое Посольство с сообщением об избрании 17-ти летнего Михаила Фёдоровича на царство.

Палаты бояр Романовых после 1613 года

С 1613 года Романовы жили в Кремле. Марфа стала инокиней Вознесенского монастыря. В 1619 году, когда Филарет вернулся на родину, его венчали на патриаршество. Он стал соправителем сына.

В 1631 году скончалась инокиня Марфа (похоронена в Вознесенском монастыре). По всей видимости, её смерть побудила царя и патриарха основать Знаменский монастырь и передать ему земли, на которых стояла родовая усадьба. Дом Романовых стали использовать для монастырских нужд.

В 1668 году Знаменский монастырь со всеми постройками выгорел, сильно пострадали и древние палаты. Перестройка палат началась в 1674 году. После этого они долго использовались монастырём как казённые кельи.

Старый государев двор в XVIII – XIX веках. Реставрация

К концу XVIII века монастырь уже не мог сам себя содержать, палаты стали сдавать арендаторам, которые перестраивали их для своих нужд. Пострадали палаты и в 1812 году, после пожара вновь сдавались в аренду. Их вновь переделали, добавив многочисленные пристройки.

Новая жизнь палат началась в 1856 году, когда Александр II принял решение о восстановлении старого государева двора и создании музея «Палаты бояр Романовых». Палаты выкупили у Знаменского монастыря, их восстановление поручили архитектору Фёдору Фёдоровичу Рихтеру. Он самым тщательным образом подошёл к ответственному поручению императора. Со всей скрупулёзностью изучал старые планы, проводил исследования. В результате обнаружились древние части дома, узкие и маленькие двери, подвал из белого камня с печами, остатки росписей в крестовой палате.

Много вопросов вызвал третий этаж дома. Существование деревянного верха подтверждалось старыми планами Москвы, прежде всего, годуновским чертежом, где палаты изображены с вышкой. Кроме того, стены второго этажа достаточно тонкие, чтобы держать каменный верх. Логичнее предположить, что он был деревянным. Также известно, что русские люди не любили жить в сырой и холодной каменной части дома, называли такие покои «нежилыми». Когда надстроили деревянный терем, палаты получили законченный вид.

На шпиле Ф.Ф.Рихтер планировал установить флюгер в виде прапора, но, по указанию Александра II его заменили на герб Романовых – грифона, держащего в лапах щит и меч.

Нижний этаж раскрасили гранями «под бриллиантовый руст» по традиции XVII века.

Если взглянуть на палаты со стороны двора (южной стороны), легко выделить членение на этажи. Каждый этаж использовался по назначению – подклет, клеть и терем. Также традиционно строились и русские избы. Дом стоит углом («глаголем», буквой «Г»), два крыла поставлены под прямым углом друг к другу.

Музейная жизнь

Создание экспозиции было непростым делом. Основные предметы поступили из Оружейной палаты. В музее представлено много подлинных артефактов, личных вещей Михаила Фёдоровича, патриарха Филарета и инокини Марфы. Музей открылся 27 августа 1859 года.

Тщательный ремонт в «Палатах бояр Романовых» проводили в 1913 году, в год празднования 300-летнего юбилея дома Романовых. Музей посетил император Николай II с семьёй. С балкона на северной стене он приветствовал народ, собравшийся на Варварке. (Балкон отлично виден, если идти к дому по Варварке от метро Китай-город).


На кокошнике балкона тоже увидим грифона.

После революции музей переименовали в «Палаты боярина XVII века». Во время Великой Отечественной войны его экспозицию передали ГИМ, а здание занимали посторонние организации и жильцы. Палаты вернули музею в 1951 году, но в них проводились выставки. В 1984-1991 годах вновь провели серьёзную реставрацию, восстановили утраченные в советское время интерьеры. В настоящее время музей «Палаты бояр Романовых» – филиал ГИМ.
Рассказ об экспозиции в следующих публикациях.

Палаты бояр Романовых представляют собой единственную постройку, сохранившуюся от усадьбы семьи Романовых. Находящейся в центре Москвы, музейный комплекс расположен к востоку от Московского Кремля. Сам музей представляет собой не только коллекции предметов быта, но и крупнейшие памятники классической архитектуры XVII века.

В музейны комплекс входят: палаты боярской семьи, несколько небольших церквей, отдельный собор с великолепными куполами, крепостная стена — всего под открытым небом представлено одиннадцать различных сооружений и памятников зодчества.

Церкви, находящиеся на территории музея известны тем, что пережили события революции. Одна из таких церквей — церковь великомученицы Варвары, в честь которой названа целая улица. Не менее известны и остальные церковные строения. Помимо церквей, на территории музея расположены одни из древнейших зданий города — Старый Английский двор и сами Палаты бояр.

Сами палаты разделяются на две части. Первая, названная мужской, включает в себя такие экспозиции, как «Кабинет боярина», «Комната сыновей Романовых», «Библиотека» и «Столовая палата». В женской же половине расположены: «Сени», «Комната Боярыни» и «Светлица». Весь интерьер комнат составлен исключительно из подлинных предметов быта бояр Романовых. В основной экспозиции посетители смогут увидеть древнюю серебряную посуду, ювелирные украшения, работы московских мастеров, изразцовые печи, резные шкатулки и сундуки, предметы мебели и художественного искусства.


Режим работы:

  • четверг-понедельник — с 10:00 до 18:00;
  • среда — с 11:00 до 19:00;
  • вторник — выходной;
  • первый понедельник месяца — санитарный день.

Стоимость билетов:

  • полный — 350 руб.;
  • льготный — 150 руб.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

В историческом центре Москвы на улице Варварка находится единственная сохранившаяся до наших дней постройка от большой усадьбы бояр Романовых. Предполагается, что усадьба была построена в конце XV века - имеется обозначение ее на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь родился первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядьем в старину назывался район Москвы между Варваркой и Москвой-рекой. Название района происходит от того, что он располагался за рядами торговых лавок, которые тянулись от стен Кремля.

Сами Палаты не дошли до нас в своем первоначальном виде, т.к. часто подвергались пожарам и грабежам. Сохранился только белокаменный подвал, который был построен в XVI веке.

Дом бояр Романовых в 1857 году (до реставрации).
Фасады: дворовый и со стороны Варварки.

Внутренний двор.

Фото внутреннего двора - 1883 год

В 2008 – 2009 гг. на северном и восточном фасадах палат был воссоздан родовой герб Романовых – грифон, выполненный архитектором А.В. Черноусовым.

В «Палатах Романовых» представлены в основном подлиные предметы XVII века. Изразцовые печи, сундуки, книги, посуда,старинная мебель - внутренние интерьеры - все это показывает нам быт богатого московского боярства.

Палаты были поделены на две части - мужскую и женскую. Мужская представлена на первом этаже. В нее входили - «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». Женская половина была на втором этаже. В нее входили - «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвале находились сундуки, посуда, одежда, а так же доспехи, оружие.
Лестница в подвал.

Интерьер подвала.

Боярская столовая являлась самой большой из комнат. Окна выходят на улицу Варварка.

Здесь семья собиралась на обед, устраиваились пиры и принимали гостей.
Вдоль стен располагаются традиционные лавки. Слева маленький столик с умывальником и чашей - для мытья рук. В столовой стоят кресла, которые были редкостью для того времени.

Смежная комната со столовой - это кабинет боярина.

Рабочий стол, письменные принадлежности - иньтерьер соответствует рабочей обстановке.

Комната боярина имеет отдельный вход в библиотеку.

Здесь хранились большие красивые сундуки с книгами.

Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом. Чтобы попасть туда нужно протиснуться по очень узкой и крутой лестнице.
Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней - место, где хранились необходимые в повседневной жизни вещи.

По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани.

Из сеней мы попадаем в самое светлое помещение - светлицу. Здесь окна распложены с трех сторон. Помещение предназначалось для занятия рукоделием.

Единственным развлечением для женщины в то время было шитье и интерьер комнаты обставлен в основном предметами шитья.

Осмотрев светлицу мы спускаемся вниз и попадаем в комнату старших сыновей. По достижении шестилетнего возраста сыновья забирались с женской половины дома в мужскую. Здесь дети получали образование, обучались письменности, чтению.

Посетителей в музее немного, в основном школьные группы и немногочисленные иностранные туристы.
Цена входного билета 200 рублей. Фотосъемка разрешена без использования вспышки и дополнительного оборудования.

Всем приятного просмотра.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...