На узорах применяется перламутр для. Как работать с перламутром. Секреты мастера. Как ухаживать за украшением из перламутра

Перламутр вырастает на внутреннем слое раковин. Он состоит кристаллов арагонита. Пластинки арагонита преломляют световые лучи, поэтому перламутр кажется переливающимся и содержащим все цвета радуги. Раковины с самыми красивыми сортами перламутра обычно находят в Персидском заливе, Красном море и на островах Тихого океана. Темный перламутр получают из раковины морского моллюска халиотиса, а белый перламутр из индийской морской жемчужницы. Изделия из перламутра носили еще фараоны в древнем Египте до нашей эры. На Востоке его используют, чтобы инкрустировать вазы, ширмы, лаковые шкатулки, пуговицы, зеркала и другие предметы быта.

В домашних условиях его можно получить из чешуи любой рыбы. Производство перламутра может стать интересным химическим экспериментом, который порадует ваших детей. В чешуе рыб находится вещество гуанин, из которого делается перламутровый пигмент. Раньше такой пигмент часто использовался при производстве косметики, например для создания перламутрового лака. Несколько десятков лет назад перламутровый порошок продавался в каждой аптеке, потому что считался полезным для здоровья. Для получения пигмента лучше всего подойдет карп. Купите в продуктовом магазине рыбу, соскоблите с нее чешую и положите в стеклянную банку. Добавьте воду и начните мешать жидкость миксером, пока на чешуе не будет виднеться серебряная плева. Она должна начать отделяться крошечными кристаллами и превратиться в осадок на дне банки. Процедите смесь и подсушите перламутровый порошок.

Рассмотрим заодно как сделать перламутровую акварель из полученного порошка. Такая краска хорошо подойдет для детских рисунков и эффектом волшебной атмосферы. Представьте себе как обрадуется ваш ребенок, нарисовав мерцающих фей или загадочный снежный лес.

Для создания краски понадобится гуммиарабик (то есть смола акации) на водной основе. Это вещество можно найти в магазинах для художников. Подготовьте так же место, куда будете заливать готовую краску. Для этого хорошо подходят емкости из-под использованной косметики. Хорошо подойдет маленький квадратный контейнер от бальзама для губ. Очень аккуратно насыпьте в контейнер перламутр. Он настолько легкий, что разлетается по комнате от малейшего дуновения ветра. Добавьте смолу в пропорции примерно четыре части перламутра к одной части смолы. После перемешивания консистенция не должна быть жидкой и содержать комочки. Прижмите сверху ложкой и краска готова. Есть другой вариант получения перламутровый краски чисто химическим способом без помощи порошка. Найдите тиосульфат бария. Его кристаллики, смешанные с прозрачным лаком для ногтей, придадут лаку жемчужный цвет. Если их ввести в столярный клей и нанести на твердую поверхность, получится перламутровый эффект.

Для имитации перламутровых пластин при изготовлении сувениров и оформления блокнотов можно применить костный клеевой раствор, посыпанный сернокислым магнием. На слой полученных кристаллов соли наносится смесь рыбьей чешуи с клеем и покрывается сверху желатиновым раствором. Искусственный перламутр красиво сочетается с красным деревом и слоновой костью. Украшения из него выгодно оттеняют смуглую кожу.

Приветствую всех, кто решил заглянуть в мою мастерскую, где я расскажу и покажу, как вырезаю вставки из перламутра для инкрустации. Для вставок я использую вьетнамские ракушки-жемчужницы. Они бывают разной толщины и размера. Я ценю в них цветовые переливы, отражательную способность и крепкую структуру.

Из цельной ракушки я вырезаю лобзиком заготовки небольшого размера, зажав её в тисочки с мягкими губками. Эти заготовки имеют определённую толщину для дальнейшей обработки.

Вырезанные пластины перламутра я на точиле обдираю до толщины 2 мм. Они становятся более ровными и плоскими. Их удобно зажимать и обрабатывать.

Зачистив поверхность перламутровых заготовок наждаком, я наношу рисунок. Это будут 2 перламутровые уточки.

Заготовленная пластина перламутра, с нанесённой на неё рисунком, переходит к следующему этапу выпиливания. Фрагменты вставок я выпиливаю электролобзиком.

Электролобзик, конечно облегчает работу по выпиливанию, но ракушечные пластины достаточно крепкие для швейцарских пилочек. Но при достаточном усердии и аккуратности я выпиливаю вставки прямо по контуру.

При достаточной твёрдости материала, перламутровые вставки в виде уточек очень хрупкие и требуют осторожности, т.к. могут сломаться.

Перламутр удобно обрабатывать на точильном круге. Круг позволяет снять большой допуск и облегчить окончательную опиловку вставок.



Сняв лишний допуск, я перехожу к окончательной обработке вставок.

Аккуратно, зажав элемент вставки маленькими тисками, губки которых проклеены кожей для бережного фиксирования деталей, я надфилем разного профиля окончательно обрабатываю контур уточек из перламутра.

Моя цель рассказать и показать Вам как я выпиливаю и обрабатываю вставки для инкрустации из перламутра. Но на этом этапе работа с перламутром не закончена.

Уточки вставлены в изделие и зачищены вровень с поверхностью. Они будут такими безликими до тех пор, пока изделие в виде ложи не будет окончательно доделано. И после того как я проолифлю изделие не один раз и отполирую его, я возвращусь к уточкам из перламутра, которые блестят и переливаются перламутровыми цветами.

Пора их изобразить во всей красе, то есть растушевать. Сейчас я покажу и расскажу, как они растушёвываются. Но сначала тонким карандашом прорисовываю контур крыльев, лап и туловища.

Сразу прорисовывать всю птицу не стоит, т.к. карандаш легко стирается с полированной поверхности перламутра одним неловким прикосновением руки. Взяв граверный резец из твёрдой стали, я начинаю прорезать контур карандаша на перламутре.

Поверьте, растушёвывать перламутр очень сложно. Нужна твёрдая рука и очень острый резец. Ослабление контроля над резцом, и он соскальзывает по твёрдому перламутру, как по стеклу, оставляя царапину, которую трудно вывести. Каждый раз, затачивая резец я потихоньку, не спеша, прорезаю контур и опять карандашом наношу рисунок.

И снова острым резцом прорезаю тонкие перья птиц.

Я стараюсь, как можно крупнее показать для Вас весь процесс моей работы с перламутром. Макросъёмка, это как увеличительное стекло, показывает мелкие недостатки и в тоже время говорит о такой мелкой работе, что глазами приходится приглядываться в детали при естественном просмотре.

Свою работу по выпиливанию перламутра и его растушёвки я закончил.

Я рассказал и показал в своём мастер-классе, как я это делаю. Это изделие что я украсил, люди подарят кому-то, или оставят себе в подарок. Мне будет тоже приятно, потому что мою уточку, уже никто не потревожит и она будет радовать взор.

С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!

В общине Чуенми (уезд Фусуен, Ханой) находятся 7 деревень, где развивается инкрустация перламутром, ремесло, которым занимается большое количество жителей уезда Фусуен и соседних районов. Ежегодно мастера инкрустации перламутром в Чуенми выпускают миллионы единиц инкрустированной продукции. Это и предметы мебели, вывески, традиционные парные изречения, картины и проч.

Расположенная на берегу Красной реки община Чуенми включает в свой состав деревни, жители которых занимаются инкрустацией перламутром: Чуонтхыонг, Чуончунг, Чуонха, Чуоннго и другие. В последнее время здесь работают не только местные мастера, но и привлекается большое количество работников из соседних районов на работу в частные предприятия по инкрустации. Согласно историческим записям деревни Чуоннго, в здешних местах инкрустация перламутром начала развиваться примерно с XI-XVI вв. В общинном доме деревни Чуоннго чтут память господина Чыонг Конг Тханя, известного полководца и талантливого литератора при династии Ли (1009 – 1225гг), которого местные жители Чуенми считают родоначальником ремесла инкрустации.

Мастера инкрустации деревни Чуенми могут создать сверхсложные, тонкие детали любого рисунка из кусков ракушки-жемчужницы. А инкрустация -- это не просто вырезать нужный кусочек перламутра по шаблону и наклеить на заранее приготовленный рисунок, -- все гораздо сложнее: в процесс работы входит очень много стадий, требующих кропотливого труда и таланта мастеров, только таким образом создаются совершенные произведения.

Главное сырье для производства в Чуенми – ракушки-жемчужницы поставляются из разных источников. В работе используются и отечественные ракушки, и импортированные из Гонконга, Сингапура, Индонезии... Ракушки разных видов дают разные оттенки радужных цветов. Из них выбирают подходящие оттенки цветов, так, чтобы создать целые картины с горами, птицами, драконами, или персонажами в драгоценных одеждах.


Парадные ворота в деревню Чуонмичунг (община Чуенми)

На бумаге делают зарисовку будущей инкрустации перед тем, как рисунок перенесут на дерево.


Куски перламутра вырезают с помощью специального прибора


Куски перламутра тщательно наклеивают на картину.


В одной из мастерских в деревне Чуонмичунг.


После наклеивания, детали обрабатывают вручную.

Старый мастер собственноручно обрабатывает свое произведение.


Инкрустированные коробки для украшений.


На работу привлекается большое количество людей, как местных, так и из соседних районов.


Картины, готовые для продажи на рынке.


В выставочном зале кооператива по инкрустации Нгоха.

Одна из самых важных стадий инкрустации это фиксирование. На этой стадии работы, сначала на деревянную основу наносят контуры рисунка, затем по рисунку соответствующим инструментом делают углубления небольшой глубины, в эти углубления вставляют куски перламутра, приготовленные заранее. Заготовку картины после фиксирования перламутра шлифуют, убирают лишнее, и на кусочки перламутра наносят тонкие штрихи, тем самым придавая картине завершенность. На этой стадии работы самая трудная часть -- вырезать куски-вставки из цельного куска перламутра. Сначала ракушку обрабатывают, вымачивают в водке, нагревают на огне, после чего из нее выпиливают небольшие заготовки, на которых рисуют нужные фигуры, зажав заготовку маленькими тисками с мягкими губами, и только потом вырезают фигуры с применением лобзика. Для одной картины требуется порой до сотен тысяч таких кусочков

Инкрустированные картины Чуоннго чрезвычайно разнообразны, на самые разные темы: от фольклорных мотивов до современных. Картины мастеров Чуоннго отличаются тщательностью обработки каждого кусочка перламутра, все детали вставлены в изделие с большой точностью и зачищены вровень с поверхностью, перламутровые ракушки отбирают так, что картины получаются с живым переливом цветов, хорошо отражают свет, и становятся, таким образом, драгоценными предметами мебели или декорации. Все изделия обладают большой художественной ценностью, и соответственно, высокой ценой. Кровать традиционного стиля или чайный шкаф, декорированный инкрустацией в Чуоннго, может стоить от 15 до 100 млн. вьетнамских донгов, в зависимости от качества сырьевой ракушки. Самое дорогое изделие, с инкрустацией перламутром, извлеченным из красной ракушки, может стоить от 80 до 200 млн. донгов.

Посещая кооператив по инкрустации Нгоха, наши корреспонденты осмотрели все хозяйство на производственных площадях в 5.000 кв.метров, и выставочный зал. Они не могли сдержать своего восхищения и процессом работы, и конечным результатом. Госпожа Нгуен Тхи Вуй, председатель кооператива, говорит: «В нашей деревне Нгоха, инкрустация считается главным занятием населения, ведь она дает местному населению 70% дохода. Благодаря этому традиционному ремеслу, сотни семейств в деревне избавились от бедности и тяжелого сельскохозяйственного труда.»

Со средним доходом от 5 до 6 млн вьетнамских донгов на душу населения в месяц, уровень жизни в здешних местах в последнее время улучшается с каждым годом. В кооперативе Нгоха состоит более 50 членов, которые заняты, главным образом, производством сувениров. Кроме производства, при кооперативе открываются и мастер-классы для детей с физическими недостатками. Одновременно, в кооперативе регулярно организуются курсы повышения квалификации и создаются постоянные места работы, дающие дополнительный доход для 1.000 рабочих.

В настоящее время, благодаря упорному труду мастеров по инкрустации, создающих настоящие произведения искусства, в деревнях общины Чуенми ярко выражены традиционные черты вьетнамских деревень дельты Красной реки, и эта культурная наполненность постепенно привлекает к себе большое количество отечественных и иностранных туристов. Мастера инкрустации Чуенми шаг за шагом повышают свое мастерство, создают больше и больше изделий, удовлетворяя спрос потребителей, создавая инкрустированные картины на различные темы, отличающиеся высоким мастерством.

Перламутр — это внутренний слой раковин моллюсков, состоящий главным образом из кристаллов арагонита. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав. При отложении перламутра на инородных частицах, попавших внутрь раковины, образуется жемчуг. Видимо поэтому в переводе с немецкого перламутр означает «мать жемчуга». Примерно также именуют перламутр в английском языке — mother of pearl. А вот на французском языке перламутр называют la nacre от арабского слова nakar — «раковина».

Пластинки из кристаллов преломляют световые лучи, благодаря этому оптическому эффекту перламутр имеет разные оттенки цвета — от белого до почти черного. Раковины с качественным перламутром обитают в теплых тропических морях: в Персидском заливе. Красном море, возле острова Цейлон и островов Тихого океана. На мировой рынок перламутр поставляет Япония и Филиппины. Красивый темный перламутр дают раковины морского ушка-халиотиса (Haliotis). Белый перламутр дают раковины индийской морской жемчужницы (Meleagrinamargaritifera), достигающей в диаметре 10 см.

В Индии, Японии и Китае изделия из перламутра были известны еще за 2500 лет до н.э. В древнем Египте красавицы носили перламутровые серьги, браслеты, ожерелья, которые очень выгодно оттеняли их смуглую кожу, придавая своим переливчатым блеском таинственность и очарование. Только в средние века перламутр попал в Западную Европу. Вещи, изготовленные из перламутра, везли из Индии через Португалию, попадали они только к очень богатым людям — королям и их придворным.

Раньше для ювелирных изделий и других произведений искусства на Востоке была широко распространена инкрустация перламутром ваз, картин, панно, использовали при этом раковины, остающиеся после добычи жемчуга. Теперь же моллюсков ловят ради перламутра, прибыль от которого значительно выше, чем от добычи жемчуга.

Перламутр используют при изготовлении украшений, сувениров, пуговиц, в косметическом производстве и многих других областях. Не только знамениты, но и до сих пор пользуется непременным успехом лаковые миниатюры, шкатулки, изготовленные федоскинскими мастерами с применением перламутра. Много красивых сувениров, поделок можно изготовить, используя для отделки порошок перламутра. Очень давно вплоть до XVIII века растертый в порошок перламутр и жемчуг можно было купить в любой средневековой аптеке, считалось, что они могут помочь при всевозможных заболеваниях.

Оказывается, для получения перламутрового порошка не обязательно искать подходящие раковины моллюсков, его вполне можно получить в домашних условиях из чешуи рыбы, при этом он будет природного происхождения. В чешуе некоторых рыб присутствует гуанин, из него и получают перламутровый пигмент, который ранее использовался в косметике. В настоящее время в косметике его применяют редко, заменяя на синтетические пигменты (оксихлорид висмута и др.).

Получить перламутровый порошок можно из чешуи разных рыб, в частности, подойдут для этих целей чешуя уклейки, иваси, карпа. Известно, например, что из чешуи уклейки раньше добывалась так называемая жемчужная или восточная эссенция.

Технология получения перламутрового порошка :
Соскобленную (тупым ножом) чешую кладут в стеклянную банку. Добавляют воду и с помощью миксера размешивают до тех пор, пока на чешуе не останется серебряной плевы, которая отделяется в виде небольших кристаллических пластинок и падает на дно сосуда. Затем содержимое процеживается через мелкое ситечко в другую посуду. Когда порошок отстоится, воду следует аккуратно слить, стараясь не слить перламутр. Остается только подсушить, и порошок будет готов.
Для ускорения процесса часто советуют после слива воды добавить немного ацетона и снова дать отстояться. Когда порошок осядет, ацетон необходимо слить, а осадок вылить в широкую посуду (тарелку) и поставить в хорошо проветриваемое помещение до полного испарения ацетона. Из рыбьей чешуи можно получить также перламутровые пластины и использовать их для различных изделий. Правда, порошка получится мало: с чешуи 3-4 кг рыб можно получить 1-2 г перламутрового порошка. Подмешанный в краску перламутровый порошок придает краске изумительный переливчатый блеск.

Есть и другой способ получения перламутрового порошка — неприродный . Для получения перламутрового порошка используется тиосульфат бария. Кристаллики этого вещества, смешанные с каким- либо бесцветным лаком, превращают его в «жемчужный». Если же их ввести в желатиновый или столярный клей и нанести слой его на изделия из дерева, картона или папье-маше, то можно добиться полной имитации перламутра.

Иногда для изготовления сувениров, поделок необходимы перламутровые пластины . Для имитации перламутровых пластин сначала готовят светлый костный клеевой раствор, разливают его в формочки и посыпают сернокислым магнием. На образовавшийся слой выкристаллизовавшейся соли мягкой кистью наносят смесь мелкой рыбьей серебристой чешуи с раствором клея. Сверху все покрывают раствором желатина и прижимают грузом.

Изделия из природного перламутра :
Перламутровый порошок можно использовать для изготовления сувениров, в отделочных работах, подмешивая его в небольшом количестве в краску, а из пластин можно сделать различные украшения, выпилить и сделать маленькие шкатулки для драгоценностей. Искусственный перламутр прекрасно сочетается с деревом, костью.

Затраты на производство природного перламутра будут небольшие, ведь купленную рыбу можно будет употребить в пищу, а ваш доход будет зависеть только от ваших фантазии и трудолюбия.

Рекомендации :
Перламутр можно использовать для изготовления своих изделий, а можно предлагать в виде порошка и пластин тем, кто занимается изготовлением сувенирной продукции, и реставраторам. Изготовление сувениров лучше приурочить к какому-нибудь празднику, скажем, к 8 Марта, Новому году. Реализацию организуйте через сувенирные отделы, торговые точки на рынке, художественные лавки.

Рентабельность :

  • Начальные затраты: от 1 ООО рублей
  • Месячный доход: 3-10 тыс. рублей.
  • Последние материалы раздела:

    Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
    Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

    26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

    Плов из говядины пошаговый рецепт
    Плов из говядины пошаговый рецепт

    Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

    Гадания думает ли он. Гадания на картах
    Гадания думает ли он. Гадания на картах

    ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...