Налог добычи полезных ископаемых деньги куда. Налог на добычу полезных ископаемых

Объект налогообложения по НДПИ — элемент соответствующего налога, который может быть в ряде случаев корректно определен только при условии последовательного применения норм федерального и регионального законодательства. Рассмотрим данную специфику правового регулирования НДПИ подробнее.

Объект НДПИ: определение по НК РФ

Строго говоря, понятие «объект налогообложения» в контексте НДПИ закреплено на уровне отдельной правовой категории. В ст. 336 НК РФ сказано о том, что соответствующим объектом могут быть:

1. Полезные ископаемые, которые добываются на территории России на месторождении, предоставленном в пользование хозяйствующему субъекту в соответствии с законодательством РФ. На практике это означает получение хозяйствующим субъектом лицензии (ее значимость мы рассмотрим далее).

2. Полезные ископаемые, которые извлекаются из отходов производства, если данное извлечение в соответствии с законодательством должно лицензироваться.

3. Полезные ископаемые, добываемые из недр Земли на территориях, расположенных за границей, но в юрисдикции РФ — например, возникающей на основе права аренды месторождения хозяйствующим субъектом, который зарегистрирован в России.

О ставках, применяемых при начислении НДПИ, читайте в материале .

Что понимать под полезным ископаемым по НК РФ

Полезным ископаемым, которое может рассматриваться в качестве объекта НДПИ, признаются:

1. Продукция горнодобывающего предприятия, в том числе получаемая на этапе разработки карьеров, содержащаяся в минеральном сырье, извлеченном из недр, и соответствующая государственному, международному либо внутрикорпоративному стандарту (п. 1 ст. 337 НК РФ).

В свою очередь, не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, полученная при дальнейшей переработке (посредством обогащения или технологического передела) полезного ископаемого.

2. Сырье или минералы, перечисленные в широком перечне в п. 2 ст. 337 НК РФ. Это общеизвестные ископаемые — нефть, газ, уголь, металлы и т. д.

3. Продукция, являющаяся результатом разработки залежи, а также выпускаемая из минерального сырья при использовании технологий, которые соответствуют специальным видам работ по добыче сырья или минералов. Таких как, например, подземная газификация, гидравлическая разработка россыпных залежей, выщелачивание и иные перерабатывающие технологии.

С одной стороны, сущность объекта налогообложения в рамках НДПИ однозначно закреплена в федеральном законодательстве на уровне НК РФ. С другой — практическое применение рассмотренных нами норм может требовать задействования иных правовых актов с меньшей юридической силой, но необходимых с точки зрения корректного определения соответствующего объекта.

Какие полезные ископаемые признаются объектом налогообложения по НДПИ

Основной нюанс, характеризующий определение объекта налогообложения по НДПИ, заключается в том, что сам факт извлечения каким-либо субъектом сырья либо минерала природного происхождения из залежей не обязательно означает, что соответствующее сырье либо минерал будут фактически признаны объектом НДПИ, несмотря на то что соответствуют критериям, закрепленным в ст. 336, 337 НК РФ.

Объектом налогообложения по НДПИ признаются, прежде всего, сырье или минерал, добытые лицами, официально признанными в качестве плательщиков НДПИ. Данные лица могут быть представлены ИП или юрлицами, являющимися пользователями недр на основе лицензии (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Обязанность в получении лицензии на добычу сырья или минералов возникает у хозяйствующих субъектов, извлекающих сырье или минералы из залежей, расположенных на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). На практике данная обязанность чаще всего устанавливается для фирм, извлекающих сырье или минералы из глубины более 5 метров — соответствующий показатель зафиксирован во многих нормативных актах регионов РФ, например в ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании от 03.11.2010 № 169-3.

Стоит отметить, что в нормативных актах на федеральном уровне критериев определения глубины почвенного слоя или же норм, аналогичных той, которая закреплена в законе № 169-3, не установлено.

В случае если ИП или организация будут извлекать сырье и минералы из залежей без лицензии, их деятельность будет поводом для наложения штрафа в соответствии с нормами п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Вред, нанесенный природе, им придется компенсировать (ст. 51 закона от 21.02.1992 № 2395-I).

В случае если сырье или минерал добывается индивидуальным предпринимателем (при этом данные объекты относятся к категории общераспространенных и используются ИП не в коммерческой деятельности, а в личных целях), НДПИ по данному сырью или минералу не уплачивается (п. 2 ст. 336 НК РФ). Узнать, какие ископаемые относятся к общераспространенным, можно, ознакомившись с рекомендациями, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р.

Кроме того, в подп. 2-6 п. 2 ст. 336 НК РФ прямо перечислены иные виды сырья и минералов, которые не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения в рамках НДПИ.

Итоги

Таким образом, объект налогообложения по НДПИ — это полезное ископаемое, которое:

  • добыто обладателем лицензии на извлечение сырья или минералов из недр Земли;
  • добыто в России или на территориях, которые находятся в юрисдикции РФ (извлечено из отходов производства при условии, что данное извлечение также лицензируется);
  • облагается НДПИ по основаниям, закрепленным в НК РФ (в частности, не является общераспространенным при том, что его добывает ИП для собственных нужд).

Нормы, устанавливающие критерии для определения объектов налогообложения, зафиксированы в НК РФ, дополнены нормами региональных актов, а также разъяснены в ряде подзаконных правовых актов.

Добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, территории РФ, а также на договорных условиях за ее пределами, нуждается в обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту регистрации предпринимателя, организации, физического лица. Обращение в налоговый орган должно состояться не позднее 30 дней с момента регистрации вида деятельности.

Объекты НДПИ

Объектами налогообложения являются все полезные ископаемые, добытые из недр земли на территории РФ, на установленном законом участке. Отходы производства, используемые для дальнейшей переработки и подлежащие лицензированию. Ископаемые, добытые за пределами России, но на территории находящейся в ее юрисдикции.

К таким объектам относятся:

Уголь, сланцы, торф, антрациты;

Нефть, газ и другие углеводороды;

Полезные компоненты руды, а так же составляющие черных, цветных и радиоактивных металлов. Сырье редких металлов;

Неметаллические компоненты (гипс, гравий, галька, песок и т.д.), а так же горно-химические составляющие (фосфоритовые руды, соли, сера и т.д.);

Продукт, используемый в радиоэлектронной и оптической промышленности (Пьезо - иоптический кварц, исландский шпат, оптический флюорит).

Драгоценные камни;

Соль природная;

Подземные минеральные воды.

Налоговая база исчисляется в зависимости от вида ископаемого, каждому из которых присвоены собственные ставки. Отчетным периодом является календарный месяц.

Ставки НДПИ

Ставка, % Виды ископаемых
3,8 Калийные соли
4,0

Апатит-нефелиновые,апатитовыеи фосфоритовые руды;

Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы

4,8 Кондиционные руды черных металлов
5,5

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей), апатит - (за исключением нефелиновых и фосфоритовых руд);

Соли природного и чистого хлористого натрия;

Сырье радиоактивных металлов;

Подземные промышленные и термальные воды;

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

Нефелины, бокситы

6,0

Горнорудное неметаллическое сырье;

Битуминозные породы;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие ;

Иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6,5

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)

7,5 Минеральные воды
8,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни;

Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты комплексной руды,за исключением драгоценных металлов.

16,5 Углеводородное сырье
17,5 Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья
135 рублей за 1000 куб.м. Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья
419 рублей за тонну с учетом коэффициентов Кц и Кв Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная

К основным налоговым ставкам применяются следующие льготы:

Налог с добытых ископаемых с применением коэффициента 0,7 к основной ставке платят те организации, которые самостоятельно ведут разработку и поиск месторождений. Либо на 01.07.2001г полностью возместили их государству и освобождены от «налога на восполнение».

Налоговая льгота в 80% может быть предоставлена для выработанных участков, при условии предоставления данных по учету добытой нефти;

Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.

НДПИ 0% применяется к вновь разрабатываемым месторождениям в части: нормативных отходов, попутного газа, прогнозируемых потерь. А так же добычи полезных ископаемых в отработанном сырье, отвалах и отходах;

Не облагаются налогом подземные воды: вне государственного баланса, используемые для сельскохозяйственных нужд, добытые при проведении контрольно-ревизионных работ, используемые в лечебных целях.

Порядок уплаты налогов

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

Как распределяются налоги на добычу полезных ископаемых

Платежи за добычу углеводородного сырья, а так же использование недр, производятся в соотношении 40:60 в Федеральный и местный бюджеты соответственно. Добыча общераспространенных полезных ископаемых полностью оплачивается в субъекта РФ. Добыча на шельфе и другой зоне, находящейся в юридическом владении РФ, оплачивается исключительно в Федеральный бюджет. При подписании соглашения о разделе продукции, учитывается дата документа, так как действуют правила на момент его подписания.

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр. То есть организации, получившие лицензию на право пользования участком недр или заключившие соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письма Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23, ФНС России от 6 декабря 2013 г. № ГД-4-3/22016).

Организации Республики Крым и г. Севастополя признаются пользователями недр как в соответствии с российским законодательством, так и на основании лицензий и других разрешительных документов, выданных ранее украинскими государственными органами (п. 2 ст. 334 НК РФ).

Применение спецрежима при выполнении соглашения о разделе продукции не освобождает от уплаты НДПИ инвесторов соглашения , предусматривающего раздел продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (п. 1 ст. 346.36, п. 7 ст. 346.35 НК РФ). В этом случае НДПИ рассчитывается в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.37 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.37 НК РФ).

Ситуация: кто из участников договора простого товарищества должен платить НДПИ? По договору одна организация занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии, другая ведет общие дела товарищества (бухгалтерский и налоговый учет).

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Следовательно, плательщиком НДПИ является тот участник договора простого товарищества, который занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии (письмо Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58).

В договоре простого товарищества может быть предусмотрено ведение общих дел конкретным участником такого соглашения (ст. 1044 ГК РФ). Поэтому организация - плательщик НДПИ может поручить участнику договора, на которого возложено ведение общих дел:

  • сдавать декларации по НДПИ;
  • перечислять НДПИ в бюджет (от имени и за счет средств организации, разрабатывающей месторождения на основании лицензии).

Для этого такая организация должна выдать доверенность участнику договора, ведущему общие дела (п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).

Такую позицию поддерживает Минфин России (письмо от 30 июля 2008 г. № 03-06-06-01/20) и некоторые суды (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2005 г. № А29-1942/2005а).

Объекты налогообложения

Объектами обложения НДПИ признаются все полезные ископаемые , которые:

Добыты из недр на территории России на участке недр, полученном организацией в пользование;

Добыты из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией России или арендуемых у иностранных государств (используемых на основании международного договора), на участке недр, полученном организацией в пользование;

Извлечены из отходов, потерь добывающего производства (если такая деятельность подлежит лицензированию).

Это следует из пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ.

Не облагается НДПИ

НДПИ не нужно платить:

  • при общем изучении недр (проведении геологической съемки, региональных геолого-геофизических работ, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских работ, палеонтологических работ и т. д.);
  • при использовании недр без нарушения их целостности (при геологических работах по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, при создании и ведении мониторинга природной среды, при контроле за режимом подземных вод и т. д.);
  • при добыче минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  • при добыче полезных ископаемых при образовании (использовании, реконструкции и ремонте) особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Особо охраняемыми геологическими объектами признаются объекты, изъятые из хозяйственного использования и включенные в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (письмо Минфина России от 2 июля 2008 г. № 03-06-05-01/12);
  • при добыче полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если организация уже уплатила НДПИ при добыче);
  • при добыче дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые извлекаются при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Это следует из пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ и абзаца 3 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Кроме того, для целей налогообложения не признается полезным ископаемым продукция, которая была получена в результате дальнейшей переработки (обогащения, технологического передела и др.) полезного ископаемого и является продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ). Например, не нужно платить НДПИ со стоимости золота или серебра, полученных в результате аффинажа (очистки драгметаллов от примесей и сопутствующих компонентов). Аффинирование представляет собой самостоятельный технологический процесс, не связанный с процессом добычи полезного ископаемого. Поэтому полученные (очищенные) драгметаллы не рассматриваются как добытые полезные ископаемые и объектом обложения НДПИ не являются. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 августа 2013 г. № АС-4-3/15780.

Чтобы отнести деятельность к обрабатывающей или горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, нужно руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-06-05-01/36).

Ситуация: должна ли организация платить НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых?

Ответ: да, должна.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДПИ с общераспространенных полезных ископаемых. Однако эта льгота распространяется только на предпринимателей, использующих такие полезные ископаемые для личных нужд. Организация, которая имеет лицензию на использование участка недр и добывает общераспространенные полезные ископаемые, должна платить НДПИ в общем порядке. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-06-06-01/16.

Постановка на учет

Организации, признаваемые пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ. Для этого организации писать заявление не нужно. Налоговая инспекция по местонахождению участка недр, предоставленного организации в пользование, самостоятельно поставит организацию на учет. Сделает это она в течение 30 календарных дней на основании сведений, полученных от Росприроднадзора. Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ. О постановке на учет в качестве плательщика НДПИ организация узнает из уведомления по форме 9-НДПИ-1 (п. 4 особенностей, утвержденных приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731).

По общему правилу организацию поставят на учет в налоговой инспекции того субъекта РФ, где находится используемый участок недр. Если участок недр полностью или частично занимает территорию нескольких субъектов РФ, то на учет поставят в каждом из них. Это следует из пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

Организацию поставят на учет в качестве плательщика НДПИ по месту ее нахождения, только если она добывает полезные ископаемые:

  • на территории того же субъекта РФ, где она сама и зарегистрирована;
  • на континентальном шельфе России;
  • в исключительной экономической зоне России;
  • за пределами России (если территория добычи находится под юрисдикцией России, арендуется ею у иностранных государств или используется на основании международного договора).

Такое правило установлено пунктом 2 статьи 335 НК РФ.

По реквизитам налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете как плательщик НДПИ, организация будет перечислять этот налог (п. 2 ст. 343 НК РФ). Декларации по НДПИ нужно будет подавать в налоговую инспекцию по местонахождению организации (абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ).

Постановка на учет: Крым и г. Севастополь

Особый порядок постановки на учет действует для организаций Республики Крым и г. Севастополя, которые признаются пользователями недр на основании лицензий или других разрешительных документов, выданных украинскими государственными органами. Такие организации должны представить заверенные копии лицензий или других документов с переводом на русский язык. Сделать это нужно в срок не позднее 1 февраля 2015 года. Подавать документы нужно:

  • в инспекцию по местонахождению организации (если участок находится на территориях Республики Крым или г. Севастополя);
  • в инспекцию по местонахождению участка недр (во всех остальных случаях);
  • в инспекцию по местонахождению одного из участков недр по выбору организации (если у организации есть несколько участков недр).

В течение пяти рабочих дней со дня представления документов инспекция должна поставить организацию на учет в качестве плательщика НДПИ и отправить ей соответствующее уведомление.

Об этом сказано в абзацах 2-4 пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

НДПИ и УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДПИ, если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии на недропользование или соглашения о разделе продукции) ?

Ответ: нет, не нужно.

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23).

Если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии или соглашения о разделе продукции), платить НДПИ по данному участку недр не нужно (письмо ФНС России от 16 августа 2006 г. № ММ-6-21/816). Правомерность такого подхода подтверждают и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2005 г. № А09-8557/04-13).

Внимание: за самовольное использование недр организацию могут привлечь к ответственности. Кроме того, организации придется возмещать государству убыток.

За пользование недрами без лицензии Росприроднадзор и Ростехнадзор могут оштрафовать:

  • организацию - на 30 000 - 40 000 руб.;
  • руководителя организации - на 3000-4000 руб.

Это следует из статей 7.3 и 23.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктов 3, 4, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.

Кроме того, организации придется возместить государству убыток, причиненный в результате самовольного пользования участком недр. Размер убытка будет определяться исходя из ставки НДПИ (распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р). То есть размер убытка будет равнозначен сумме подлежащего уплате НДПИ.

Прекращение уплаты НДПИ

Организация признается плательщиком НДПИ до прекращения права пользования недрами. То есть до момента, когда:

  • истекает срок действия лицензии;
  • организация откажется от прав пользования недрами;
  • исполнится условие, предусмотренное лицензией и исключающее дальнейшее пользование участком недр;
  • досрочно будет прекращено действие лицензии.

Это следует из статьи 334 Налогового кодекса РФ, статьи 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, подпунктов 15.1 и 15.2 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Пользователи недр обязаны платить налог на добычу полезных ископаемых. Начисление и уплата его производится согласно НК РФ и Закону «О недрах». Этот налог представляет собой плату государству за возможность пользования природными богатствами. Каков порядок его начисления? Какие нюансы следует учесть при расчете этого платежа? Расскажем в статье.

Элементы налога на добычу полезных ископаемых

Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:

Элементы Расшифровка Характеристики
Субъекты Плательщики налога Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика
Объект Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд
Ставки Процент платежа, подлежащий уплате Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%.
База То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно
Льготы Не предусмотрены Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке
Порядок перечисления Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно
Период Период времени, за который производится начисление налога Налоговый период определен в один месяц

Что облагается налогом, какие недра?

Налогом облагаются добытые полезные ископаемые. При этом речь идет только об объектах, добытых:

  • из недр РФ;
  • из отходов добывающей промышленности;
  • из недр арендованных РФ участков за рубежом.

Не являются объектом налогообложения те ископаемые, которые не состоят на балансе государства, коллекционные, палеонтологические и прочие ресурсы согласно НК РФ.

База налога на полезные ископаемые

В основу облагаемой базы по этому платежу может быть заложено:

  • количество;
  • или стоимость добытого ископаемого.

Количественный показатель является основным при расчете платежа, если предмет добычи – нефть и газ. По остальным ресурсам в основу при расчете величины платежа берется их стоимостная оценка. И тот и иной показатели рассчитываются плательщиком самостоятельно.

Число добытых в отчетном периоде ископаемых налогоплательщик может рассчитывать одним их двух способов:

Организация обязана утвердить в учетной политике, какой способ расчета количества ископаемых будет применяться на протяжении всего времени добычи. Впоследствии его можно изменить, только если возникают существенные корректировки в техническом проекте или в технологии производственного процесса. Стоимость добытых ресурсов можно рассчитать одним из трех вариантов:

Вычет по налогу на недра

Налоговый вычет по НДПИ заключается в возможности уменьшения платежа на совершенные в отчетном периоде расходы при расчете базы налога. Такие издержки делятся на прямые и косвенные. Прямые включают в себя расходы материалов, на зарплату сотрудникам, принимающим непосредственное участие в производстве продукции, реализации товаров, работ и услуг, на социальное страхование, затраты на амортизацию производственных фондов.

Остальные издержки кроме внереализационных расходов, относятся к косвенным. Величина налога уменьшается на издержки, связанные с модернизацией и реконструкцией оборудования, охраной труда. Косвенные расходы полностью включаются в затраты текущего периода, а прямые – по мере продажи продукции.

Величина расходов, которая может быть принята к зачету, имеет ограничения. Она не должна превышать определенного значения, равного сумме налога за отчетный месяц, умноженной на коэффициент. Коэффициент устанавливается дифференцированно для каждого участка. Его значение в обязательном порядке отражается в учетной политике юридического лица и не может превышать 0,3.

Если возникла ситуация, что расходы произведены, а сумма налога не начислена, их можно зачесть в том месяце, когда налог будет начислен. Если в отчетном месяце расходы превысили предельную величину вычета, то разницу можно зачесть на протяжении последующих трех лет.

Например, ООО «Карьер» добыло в январе 20 тонн бурого угля и 30 тонн антрацита. Ставка налога по бурому углю составляет 11 рублей за тонну, по антрациту – 45 рублей за тонну. В январе предприятием было потрачено на мероприятия по охране труда 4500 рублей. Значение коэффициента по НДПИ зафиксировано в учетной политике предприятия на уровне 0,25. Остальной вычет можно применить в течение трех лет после отчетного месяца.

Ставка налога по разным видам ископаемых

Ставка налога различается по видам добытых ресурсов. По НДПИ различают:

  • адвалторные (в процентах);
  • специфические (в рублях);
  • нулевые ставки.

Нулевая ставка применяется по отношению к некондиционным ископаемым, минеральным водам, подземным водам для нужд сельского хозяйства и другим видам ресурсов, предусмотренным ст.342 НК РФ.

Там же прописана величина прочих налоговых ставок. Например, по торфу она составляет 4%, а по соли – 6%. Поскольку основным показателем для определения налоговой базы по добыче нефти и газа является количественное выражение, то ставка налога определяется не в процентах, а в рублях. На некоторые виды ископаемых распространяется ставка 30%.

Перечисление платежа и предоставление отчета

Перечисление в бюджет проводится не позднее 25 числа месяца после отчетного. Ежемесячную декларацию разрешается предоставлять как на бумажном носителе, так и в электронном формате. Крупные налогоплательщики сдают электронную декларацию.

Особенности и нюансы налогообложения

Расчет НДПИ имеет определенные тонкости. Нюансы касаются нефтепромысла, добычи газа, драгоценных металлов и угля.

Налог при добыче нефти

При расчете НДПИ по нефтедобыче применяется специфическая ставка. Она определена в денежном измерении за 1 тонну продукции. По отношению к ней применяется коэффициент корректировки, отражающий динамику расценок на нефть в мире. Этот показатель рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом средней стоимости барреля нефти «Юрлас» и среднего отношения доллара к рублю.

При определении величины НДПИ в отношении добычи нефти применяются также коэффициенты:

  • обозначения;
  • степени выработки участка;
  • величины запасов участка;
  • степени сложности добычи;
  • степень выработанности углеродного сырья.

Эти показатели рассчитываются недропользователем самостоятельно согласно требованиям законодательства в области налогообложения добычи природных ресурсов.

Ставка налога по газу

Ставка налога по газу также определена в стоимостном выражении за 1 кубический метр ископаемого. Величина налога корректируется с учетом коэффициентов расхода на доставку газа до места обработки и единицу условного топлива. Эти показатели определяются налогоплательщиком по окончании месяца в порядке, установленном налоговым законодательством. По некоторым видам газа, полученного на полуострове Ямал или в ЯНАО, применяется нулевая ставка НДПИ.

Налогообложение при добыче угля

При налогообложении его добычи также используются твердые ставки в стоимостной оценке на 1 тонну полученного угля. Они меняются по разновидностям угля. К налоговой ставке применяется коэффициент-дефлятор, устанавливаемый нормативными актами. Сумма НДПИ в отношении добычи угля может быть снижена на величину расходов по охране труда. Этот вычет применяется либо при расчете НДПИ, либо налога на прибыль.

Налоговый учет драгоценны металлов

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. За текущий месяц добыча полезного ископаемого в ООО «Рассвет» составила 141600 рублей с учетом НДС и акцизов. Сумма акцизов составила 36600рублей, а расходов по доставке добытой продукции 2600 рублей. Ставка НДПИ 10%. Как определить сумму налога на добычу ископаемых?

  • В первую очередь необходимо отделить НДС из общей суммы стоимости продукции:

141600/118*18 = 21600 рублей.

  • Стоимость ископаемых без НДС:

141600-21600 = 120000 рублей.

  • Далее необходимо вычесть акцизы из стоимости продукции:

120000 – 36600 = 83400 рублей.

  • Из полученной величины вычитаем сумму расходов:

83400 – 2600 = 80800 рублей – чистая стоимость полезного ископаемого.

80800*10% = 8080 рублей.

Вопрос №2. Нужно ли платить НДПИ, когда добываемые предприятием ископаемые, применяются для последующей переработки, а не продаются на сторону?

Да, в таком случае у недропользователя возникает обязанность по начислению и уплате НДПИ. Поскольку полученный продукт не продается, а применяется для дальнейшей обработки, то налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из его расчетной стоимости.

Вопрос №3. Возникает ли обязанность уплаты НДПИ по продукции, полученной из отходов собственного перерабатывающего производства?

Когда предприятие получило полезное ископаемое в результате переработки какого-то природного ресурса, НДПИ можно не перечислять. Для этого должно выполняться условие документального подтверждения факта того, что оплата этого налога была произведена ранее при добыче ископаемого. Но если на получение ископаемых из отходов требуется отельная лицензия, то НДПИ необходимо перечислить в любом случае.

Вопрос №4. Как производятся расчеты по НДПИ, если у предприятия отсутствует лицензия на добычу полезных ископаемых?

Если добыча полезных ископаемых осуществлялась без лицензии, то недропользователь не обязан перечислять НДПИ в бюджет. Но в таком случае возникает необходимость компенсировать государству те убытки, которые были нанесены самовольным недропользованием без разрешения.

Вопрос №5. Если добыча полезных ископаемых приостанавливается, нужно ли сдавать декларацию по НДПИ?

В том налоговом периоде, когда начата добыча ископаемых, у недропользователя возникает обязанность предоставлять декларацию. Если добыча приостановлена, то обязанность сдачи отчетности за налогоплательщиком сохраняется.

Налог па добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен в действие в 2002 г. гл. 26 НК РФ. Размеры поступлений от НДПИ в федеральный бюджет весьма значительны и занимают второе место после НДС. Это обусловлено тем, что добывающие отрасли составляют в экономике России существенную долю.

Следует отметить, что НДПИ выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Так, для поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, использования новых технологий для повышения нефтеотдачи пластов в традиционных регионах добычи нефти были введены нулевые налоговые ставки.

Существующий порядок исчисления НДПИ в нефтегазодобыче учитывает условия разработки месторождений полезных ископаемых - добыча полезных ископаемых может осуществляться и из низкодебитных и высокообводненных нефтяных скважин с применением прогрессивных методов добычи. Недропользование - объективно постадийный (при воспроизводстве минерально-сырьевой базы) и поэтапный (при разработке месторождений) процесс, включающий региональные геологические исследования, поиски, оценку, разведку, опытно-промышленную эксплуатацию, доразведку, промышленную добычу полезных ископаемых. Финансово-экономические показатели освоения месторождения изменяются в процессе эксплуатации. Максимальные затраты недропользователь несет на начальном этапе освоения месторождения и завершающем этапе поддержания падающей добычи. Поэтому необходимы экономические стимулы на этих этапах жизненного цикла нефтедобывающего предприятия. В противном случае освоение и разработка новых месторождений либо становятся неэффективными, либо сопряжены с большими финансовыми рисками. В связи с этим платежи при пользовании недрами должны быть разными на каждой стадии воспроизводства минерально-сырьевой базы и на каждом этапе разработки месторождения, что, естественно, невозможно при установлении твердой ставки налога. Поэтому введены корректирующие коэффициенты к ставке НДПИ в зависимости от условий добычи нефти.

ИЗ ИСТОРИИ

Правовую природу НДПИ относят к таким доходным источникам бюджета, как регалии. Изначально регалии определялись как казенные (государственные) предприятия, к которым относились и так называемые горные регалии, включающие добычу полезных ископаемых. Постепенно горные регалии, не устраняя частного пользования недрами, приобрели исключительно фискальное значение.

Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства, так называемым регалиям в широком смысле, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д. В узком смысле слова регалии - это такие права частноправового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе нрав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на правах публичной власти, регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам .

Во Франции и в Пруссии уже в XIX в. существовал НДПИ. Во Франции он назывался "постоянный налог" и "пропорциональный". При этом постоянный налог взимался с площади, занимаемой недропользователем, а пропорциональный - с дохода от добычи полезных ископаемых. Причем оценка дохода производилась особыми комитетами на основании правил, изданных в 1874 г. В Пруссии согласно горному уставу 1865 г. горные промыслы были обложены 2%-м налогом с валового дохода, который оценивался ежегодно.

В Англии "регальное право было постепенно сведено к полицейскому наблюдению за работами в рудниках и к обложению горного промысла подоходным налогом на общем основании, принимая, однако, во внимание, что горный промысел по характеру своему неизбежно хищнический: добываемые продукты не нарастают вновь, и эксплуатируемая площадь из года в год истощается до полного обесценивания, так что в состав дохода непременно входит и часть капитала" .

В советский период право природопользования являлось социалистическим, т.е. производным от права государственной собственности на недра, и осуществлялось через систему государственных народно-хозяйственных планов. Пользование объектами природы, в том числе недрами, являлось бесплатным.

Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. радикально меняли государственную и налоговую политики в сфере недропользования. В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах". При этом платежи, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были неощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства.

До 2001 г. налоговая система включала в себя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также многочисленные платежи за природные ресурсы, установленные Законом РФ "О недрах" и включенные в налоговую систему. При этом важнейшие положения налогообложения недропользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении платежей, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, налоговые льготы устанавливались межведомственными инструкциями. По плате за пользование недрами ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение платежей в бюджет не только в денежной форме, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми .

НДПИ закрепил основные элементы налогообложения. Причем понятие "полезное ископаемое", применяемое в НК РФ, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании. Понятие "полезное ископаемое", используемое в законодательстве о налогах и сборах, шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Нельзя не отметить, что НДПИ довольно часто применяется в мировой практике в территориально небольших странах, в которых природные различия месторождений незначительны, в то время как Россия имеет огромную территорию и месторождения очень сильно различаются между собой.

НДПИ по экономической сущности представляет собой механизм изъятия абсолютной ренты, порождаемой недропользованием в тех странах и в том случае, если рентабельность подавляющего числа предприятий добывающей отрасли выше рентабельности предприятий других отраслей производства в данной конкретной стране.

Использование же ренты на природные ресурсы, в частности на добычу полезных ископаемых, как налогооблагаемой базы имеет следующие преимущества: 1) облегчается начисление налогов (оценить ренту легче, чем доходы);

2) налогообложение становится более справедливым, так как рента - это непроизводственный доход; 3) налог на ренту меньше искажает экономику, так как налогом облагается сверхприбыль, а не труд.

Таким образом, установление и введение в действие с 1 января 2002 г. НДПИ упорядочило систему налогообложения природных ресурсов в России, были законодательно разделены налоги и многочисленные неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, регулируемые не законодательством о налогах и сборах, а законодательством о природопользовании. НДПИ реализовал рентный принцип налогообложения в этой сфере .

Налогоплательщиками НДПИ в ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Пользователи недр определяются в соответствии с Законом РФ "О недрах".

НК РФ в ст. 336 определяет в качестве объекта НДПИ следующие полезные ископаемые:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых па основании международного договора), на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

При этом не признаются объектом налогообложения НДПИ:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся па государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 6) метан угольных пластов.

Налоговая база НДПИ количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база по НДПИ в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых , за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Полезным ископаемым в соответствии с п. 1 ст. 337 Н К РФ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. З ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

При определении добытого полезного ископаемого ключевым моментом является то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, соответствующая стандарту качества. Кроме того, полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) .

Используемое в законодательстве о налогах и сборах понятие "полезное ископаемое" шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Это объясняется тем, что из одного добытого минерала может быть произведено несколько видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе, определяется Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2012 № 265. При этом в целях налогообложения в НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории РФ, признаваемое объектом налогообложения по НДПИ.

Группировка добытых полезных ископаемых по видам приведена в п. 2 ст. 337 НК РФ. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в п. 1 ст. 337 НК РФ.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 т, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.

В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменяется только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

НК РФ в ст. 340 устанавливает, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет первый способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Третий способ оценки используется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом способе расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налоговый период НДПИ, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, установлен как календарный месяц.

Налоговые ставки по НДПИ определены в ст. 342 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ . Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии со ст. 343 НК РФ по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Сроки уплаты НДПИ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  • Озеров И. X. Основы финансовой науки М., 1999. Вып. 1. С. 100.
  • Налоговое право: учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. М. : Юристъ, 2005. С. 295.
  • Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004. С. 244.
  • Моисеенко М. Л. Финансово-правовое регулирование федеральных налогов и сборов, специальных налоговых режимов: учеб, пособие / под ред. И. И. Кучерова. М.: ВПІА Минфина России, 2012.
  • Моисеенко М. Л. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. № 1.
  • Моисеенко М. А. Правовые проблемы налогообложения нефтедобычи в России // Финансовое право. 2010. № 1.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...