ООН обеспокоена сообщениями о геноциде шорцев в Российской Федерации! Четырехугольный срубный дом шорцев - сенек Шорцы кто они

Очень многонациональный город,одна из национальностей Шорцы, про которую я расскажу. Самоназвание шорцев - шор. Другие этнонимы, применявшиеся по отношению к шорцам: кузнецкие татары (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII - ХVIII вв.), кондомские и мрасские татары (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII - ХVIII вв.), абинцы (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII - ХVIII вв.).

Основная территория расселения - бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков Кондома и Мра-Су - Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский р-ны, гг. Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово. Численность шорцев в [Российской Федерации]: 1989 г. - 15,7 тыс. чел., в т.ч. в Кемеровской области - 12,6 тыс. чел. Общая численность 16,6 тыс. чел.

Среди шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная ("абинская"), и южная, или горнотаежная ("шорская"). По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы. В то же время по ряду морфологических и краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и южносибирского антропологических типов.

Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Шорский язык подразделяется на 2 диалекта: мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта. Шорский язык считают родным 57,5% (1989 г.). Письменность создана в 1927 г. на основе русской графики.

С 1858 г. до начала ХХ в. шорцы были крещены православными миссионерами и официально считались [православными христианамио наряду с православием сохранялись прочно сохранялись традиционные верования.

Шорцы - потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных (главным образом, уйгурских и енисейско-кыргызских) племен, мигрировавших на территорию современной Кемеровской обл. в период господства тюрок в Центральной Азии и Алтае-Саянском нагорье (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты, середина VI - начало Х в.) и позже - вплоть до ХVIII в., когда с уже тюркизировавшимися местными племенами "кузнецких татар" (известных в русских источниках с 1618 г.) смешиваются пришедшие с Алтая группы телеутов.

У горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел; у лесостепных (северных) - кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была развита у всех групп шорцев, но у северных несколько больше (отсюда наименование, данное шорцам русскими - кузнецкие татары и название г. Кузнецка). Подсечно-огневое мотыжное земледелие было распространено в горных районах. С приходом русских поселенцев получило развитие пашенное земледелие как в горных, так в степных районах, изменился и состав культивируемых растений: если раньше преобладал ячмень, то с ХVII - ХVIII вв. - пшеница; изменилась форма скотоводства - на смену кочевому пришло оседлое (стойловое содержание скота), в составе стада преобладающим стал крупный рогатый скот.

Поселения шорцев (улусы на севере и аилы на юге) были небольшими. Они состояли из нескольких низких четырехугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей. Они отапливались глинобитным очагом типа чувала. Временным жилищем служили: летом - одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой - агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.

Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины - шапки. Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты.

В ХIХ - начале ХХ вв. у шорцев были сильны родовые отношения. Границы административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения патрилинейных родов, они управлялись выборными родовыми старейшинами.

Верующие шорцы официально считались православные христиане (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы - гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств - Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.

С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых "национальных" праздников - праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.

Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в 6-9 веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на две этнографические группы:

  1. горнотаёжная (южная), проживают в области, именуемой с 20 века Горной Шорией;
  2. лесостепная (северная), шорцев из этой группы называют абинцами.

Где живут

Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область. Проживают в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.

Название

Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания - шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.

Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.

Язык

Большое количество шорцев говорят на русском языке, 60% считают его родным. В шорском существует два диалекта:

  1. кондомский, относится к северно-алтайской группе западно-тюркских языков;
  2. мрасский, относится к кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространен в Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и ее притоков.

Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.

История

С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.

Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.

С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.


Религия

Традиционная вера шорцев - пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня - верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом - звезды и луна, на восьмом - солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.

Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.

В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.

Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.


Еда

Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат . Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак , масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.

В кухне шорцев существует три вида супа:

  • суп с лапшой
  • бульон
  • суп с крупой

Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.

Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.

Самое любимое блюдо шорцев - пельмени пелбен . Готовят их тоже по-особенному:

  • тесто делают из ржаной муки, иногда с добавлением пшеничной;
  • фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины;
  • в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко;
  • варят пельмени в молоке, иногда разведенном с водой;
  • лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники, не залепляя ушки.

Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка .

Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан , если использовать ливер вместо крови, получится ыста - домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой -кюрмек .


Внешность

Шорцы являются представителями монголоидной расы, у них зауженные глаза темных оттенков, выраженные скулы. Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей.

Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо портянок мягкой травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы начали носить более практичную одежду и нижнее белье.


Жилище

Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи.

Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.

В конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг - деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.


Второй тип жилья - низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.

Шорцы строили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.

На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тесом.


Жизнь

Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака, принятие христианства.

На общем собрании проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось.

Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землей.

В конце 18 века кузнечество стало исчезать, так как появилось много привозных русских изделий. Ослабла связь с кочевниками и усилился контакт с русскими. Основным занятием шорцев стала охота. Поначалу охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. До 19 века охотились с использованием лука, затем начали применять ружье, которое получали от русских купцов. В те времена охотой занималось до 90% шорцев. Одним из основных источников питания была рыба, присутствовало собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много собирали ягод и орехов, которые в 19 веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались бортничеством, позже у русских заимствовали пчеловодство.


В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева.

На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.

Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу. Те, кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.

Культура

Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров:

  • сказок
  • преданий «ербек», «пурунгу чоок»
  • легенд
  • охотничьих рассказов
  • поговорок
  • песен
  • загадок «тапкак»
  • пословиц «кеп сос», «улгер сос».

Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса - щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие музыкальные инструменты народа:

  • бубен - тююр;
  • колотушка - орба;
  • трехструнный инструмент - тулу пуяк;
  • двухструнный инструмент - кайгомысек;

К большому сожалению, сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали возобновляться традиционные праздники народа. Они сопровождаются исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями.

Традиции

У народа есть свои праздники:

  • Шор-Пайрам
  • Мылтык-Пайрам
  • Чыл пазы
  • праздник прародителя Огульдека
  • весенне-летний праздник Пайрам

Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.

Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).

Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.

На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:

  • лучшее представление национального костюма;
  • лучший стан;
  • лучшее исполнение народной песни;
  • конкурс национальных блюд;

Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:

  • тебек
  • куреш
  • стрельба из лука
  • камчы

На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.

Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка - березку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.

Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем, кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая девочка начинает собирать еще с детства.

В шалаше молодые принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.

Общая информация

Самоназвание — шор. Официальное название шорцы и самоназвание шор утвердились в годы советской власти. До этого у шорцев общего самоназвания не было, они называли себя по наименованию рода (сеока) или по месту жительства. В основе современного этнонима шорцев лежит название одного из самых многочисленных родов Шор, обитающего в бассейне реки Кондомы. По имени этого сеока называли всех шорцев и их соседи - телеуты, хакасы и др. Русские в XVII-XVIII вв. чаще всего называли шорцев кузнецкими татарами.

Говорят на шорском языке, относящемся к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Выделяются два диалекта - мрасский (бассейн реки Мрас-Су и верховья Томи) и кондомский, примыкающий к северным диалектам алтайского языка. Письменность на основе кириллицы впервые была создана православными миссионерами в 80-е гг. XIX века.

В VI-IX веках шорцы входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с алтайскими, монгольскими, енисейско-киргизскими племенами.

Территория расселения и численность

Основная территория обитания шорцев (Горная Шория) - бассейн среднего течения Томи и ее притоков. В административном отношении в настоящее время она входит в состав Таштагольского, Междуреченского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Часть шорцев живет в Аскизском и Таштыпском районах Хакасии. Территория расселения шорцев за последние сто лет изменилась мало. Произошла лишь концентрация населения в более крупных населенных пунктах. По состоянию на 01.01.1998 г. шорцы проживали в 77 селах и поселках области, а также в городах Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Мыски и др. В большинстве поселений они живут совместно с другими народами.

Бурная индустриализация Кемеровской области в годы советской власти, создание новых городов и рабочих поселков стимулировало процессы урбанизации и миграции шорского населения. В настоящее время на исконных родовых землях проживает только 56,3 % шорцев. Наибольшими приверженцами своей родовой территории являются представители родов Кереш, Себи, Тарткын и Аба. За последние 20 лет исчезли многие населенные пункты - Акколь, Бал-бынь, Тутуяс и др. Есть поселения, где живут либо одиночные семьи шорцев, либо пенсионеры.

Общая численность шорцев составляла в 1989 г. - 16600 чел. В Кемеровской области на момент переписи проживало 12585 шорцев. В 2002 г. в России проживало 13975 шорцев, в том числе в Кемеровской области - 11554 человек. Динамика численности шорцев в XX веке свидетельствует, что до 1970 г. шел прирост шорского населения. Спад произошел в 70-е г. в связи с усилением миграционных и ассимилятивных процессов. Снижение численности шорцев в Кемеровской области отчасти можно объяснить тем, что часть их переселилась в Хакасию к родственникам. Последняя перепись вновь зафиксировала рост численности шорцев, причем существенный. Как и у других малочисленных народов, это связано с возросшим в конце 80-х гг. этническим самосознанием. Многие шорцы, относившие до этого себя к другим национальностям, вспомнили о своих этнических корнях.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

В начале XVII века главным занятием значительной части шорцев было кузнечество. На этом основании в русских документах район их обитания именовался «Кузнецкой землей», а сами они - «кузнецкими людьми». Кузнечное производство исчезло к концу XVIII века вследствие прекращения спроса на железные изделия со стороны кочевников. С этого времени основным занятием шорцев стали охота на пушного и копытного зверя, земледелие, а также потребительское и товарное рыболовство. Каждый род, позднее большая семья, владели определенной территорией, память о которой сохраняется до сих пор. Шорское земледелие было двух типов: плужное в северной части Горной Шории и мотыжное на юге.

В советские годы традиционные отрасли шорцев развивались в рамках колхозного производства и государственных промысловых хозяйств. Значительная часть шорского населения стала работать в промышленности, других отраслях экономики. Большинство шорских семей имеют в настоящее время приусадебные участки, где выращивают огородные культуры, ячмень. Многие держат домашний скот, лошадей, птицу.

В период рыночных реформ чрезвычайно обострилась проблема занятости коренного населения. Обанкротились госпромхозы, где работали охотники-шорцы, ликвидирована артельная золотодобыча, по причине нерентабельности практически прекратили существование леспромхозы. Создание сети фермерских хозяйств на основе родовых общин, начатое в Таштагольском районе, было поддержано органами власти чисто символически. В результате в настоящее время действует всего несколько таких хозяйств - «Палам» в Новокузнецком районе, «Азасс» в Междуреченском, общинное хозяйство п. Усть-Анзас Таштагольского района. Создано 5 шорских предприятий по сбору и переработке лекарственного и технического сырья, пищевых дикоросов (орехи, папоротник, грибы, черемша и т. д.), подготовлены бизнес-проекты, однако они не могут быть воплощены в жизнь без государственной или иной финансовой поддержки. Центральной проблемой в развитии экономики шорского населения, по оценке экспертов и самих шорцев, является развитие предпринимательской деятельности, становление малых предприятий и общинных хозяйств, закрепление за ними территорий традиционного природопользования.

Этно-социальная обстановка

В общей численности населения Кемеровской области в 1989 г.(3171134 чел.) шорцы составляли 0,4 %. Большинство шорцев - жители городов и поселков (74 %), в селах живет всего около 3,5 тыс. человек. В городах и рабочих поселках, где наиболее высок удельный вес шорского населения, они составляют незначительную долю: в Таштаголе - 5,4 %, в Мысках - 3,5 %, в Междуреченске - 1,5 %. Находясь в ином этническом окружении, городские шорцы, казалось бы, подвержены более быстрой ассимиляции, чем сельские жители, однако, именно у городских шорцев этническое самосознание проявляется более отчетливо. У них относительно высокая степень знания родного языка, они в большей степени ориентированы на этнические культурные ценности. На основании отрывочных данных можно утверждать, что естественный прирост шорцев в последние годы существенно снизился, а в отдельные годы смертность населения превышает рождаемость. В 1997 г., например, естественная убыль составила 40 человек. Таежные коренные жители вообще ни разу не проходили медицинскую диспансеризацию. Проведенное в 1999 году углубленное медицинское обследование шорцев в Междуреченском и Таштагольском районах выявило высокую заболеваемость сердечно-сосудистой системы (более 15 %). Развитие программ по медицинскому обслуживанию коренного населения, особенно в труднодоступных районах (медицинские обследования, лекарственная поддержка пенсионеров и детей, строительство больниц и ФАПов) является неотложной задачей.

Этно-культурная ситуация

Одной из актуальных проблем в жизни шорского народа является проблема языка. Родным языком, согласно переписи 1989 г., шорский считает 56.7% шорцев. В настоящее время письменность на шорском языке переживает период возрождения. Шорский язык преподается в начальных классах в 8 школах области (поселки Ключевой, Кабырза, Сензас и др.), разработаны учебники до 5 класса включительно. Всего родной язык изучает около 600 детей. В г. Осинники обучение родному языку идет в воскресной школе, в г. Таштаголе - на станции юных туристов. Педагогические кадры с конца 80-х гг. готовятся в Новокузнецком педагогическом институте на кафедре шорского языка. В данный момент там обучается около 60 студентов. В г. Таштаголе местное телевидение ведет передачи на родном языке. Общественные организации шорцев выпускают информационные бюллетени на родном языке, однако в целом ситуация с функционированием шорского языка остается сложной.

Органы управления и самоуправления

С 1925 г. у шорцев существовал Горно-Шорский национальный район, сыгравший важную роль в этнической консолидации шорского народа, в развитии его экономики и культуры. Развитие в Кузбассе мощной индустрии, приток приезжего, преимущественно русского населения, снижение доли коренных жителей стали основанием для его ликвидации в 1939 г. С этого времени шорцы не имели собственных органов управления, хотя принимали участие в работе районных представительных и исполнительных органов власти. Новые попытки создать собственные органы управления были предприняты в начале 90-х гг. Решением облсовета Кемеровской области в 1992 г. Чувашинский сельский совет (Новокузнецкий район), на территории которого компактно проживают шорцы, получил статус национально-территориального образования. Позднее такой же статус был присвоен Чилису-Анзасскому и Усть-Анзасскому сельскому совету в Таштагольском районе. В структуре областной администрации с 1997 г. работает комитет коренных малочисленных народов. В области создано несколько общественных самоуправляющихся организаций: Ассоциация шорского народа, общество «Алтын-Шор», общества «Шория», «Горная Шория», Совет старейшин шорского народа. В других регионах шорцы также объединены в свои организации, либо работают в рамках региональных Ассоциаций.

Правовые документы и законы

В области действует региональная программа «Социальное и экономическое развитие коренных малочисленных народов». Соответствующие разделы по проблемам коренных малочисленных народов имеются в целевых программах службы занятости, малого предпринимательства. В области принят ряд законодательных и нормативных актов, предусматривающих государственную поддержку коренных народов.

В Уставе Кемеровской области (принят в 1997 г.) коренным народам посвящена специальная статья. Им гарантируется сохранение исконной среды обитания, право на свободное изучение, использование и сохранение родного языка, возрождение и развитие национальной культуры, традиционных отраслей хозяйства, создание национально-культурных объединений и др. Устав предусматривает создание в местах компактного проживания малочисленных народов национальных муниципальных образований.

В апреле 1999 г. принят Закон Кемеровской области «О правовом статусе коренных малочисленных народов». В стадии согласования находится законопроект «О территориях традиционного природопользования». На законодательном уровне принято решение о льготах при подготовке специалистов с высшим и средним образованием. Предусмотрены льготы при пользовании лесным фондом.

Современные проблемы окружающей среды

В Горной Шории наибольшим нарушениям подверглись земли вблизи городов Междуреченск, Мыски, Осинники, пос. Мунды-баш, Шергеш. Нарушения в основном произведены горнодобывающими предприятиями, обогатительными фабриками. Добыча угля открытым способом (1 млн. т.) сопровождается полным уничтожением ландшафта и литосферы до глубин 300-600 м. Рекультивация нарушенных земель ведется крайне низкими темпами. Всего в -области разрушено около 200 тыс. га земель, рекультивировано менее 20 % площади. Очень сильно загрязнены воды в местах компактного проживания коренных народов. Даже Томь в ее верховьях и ее верхние притоки загрязнена сбросами сточных вод золотодобывающих артелей, рудников, обогатительных фабрик. Коренное население, употребляя воду для питья с поверхностных источников, наносит сильный ущерб своему здоровью.

Перспективы сохранения шорцев как этноса

Шорцы обладают устойчивым этническим самосознанием, продолжают сохранять национальную специфику в области материальной культуры, проявляющуюся в пище, средствах передвижения, промысловой обуви и т. п. В области духовной культуры сохраняется религиозный комплекс, включающий в себя элементы христианских и дохристианских верований, фольклор. Разрушение природной, социальной и культурной среды, имевшее место в последние десятилетия, вызывает негативную реакцию в сознании народа, способствует сплочению этноса, осознанию необходимости бороться за свои права. Для нормального развития шорского этноса необходимо комплексное решение проблем социально-экономического и культурного характера при государственной поддержке. Многое будет зависеть от консолидации самого народа и его лидеров.

Лишь небольшая «горсточка» кузбассовцев - около 0,4% - может сегодня заявить: «Наши предки жили первыми на этой земле!» Шорцы, или кузнецкие татары - аборигены Кемеровской области.

Чем занимались инородцы?

Когда русские казаки в начале XVII в. пришли на кузнецкую землю, они обнаружили здесь местный народ - кузнецких татар или шорцев. «Как и когда коренные жители оказались здесь - вопрос, который мучает учёных много лет. Достоверных архивных сведений нет, поэтому бытует с десяток версий», - говорит руководитель Центра языков и культуры народов Сибири, кандидат педагогических наук Елена Чайковская.

Долгое время шорцы более-менее благополучно соседствовали с русскими, продолжали жить своим укладом, платили русскому государю ясак пушниной, питались рыбой, дичью и другими дарами рек и тайги, выращивали ячмень, из которого делали обыртку (алкогольный напиток, по вкусу напоминающий сухое вино) и толкан (муку из жареного ячменя).

Бородино - шорская национальная деревня. Фото: АиФ / Анна Иванова

Со второй половины XIX в. сюда приехали священники из алтайской духовной миссии, которые крестили шорцев в православие. При Николае II отношение к инородцам было бережным - их не брали в армию, охраняли особым царским указом. В 1885 г. миссионеры создали первую шорскую азбуку. В первые годы советской власти это уважение к коренным жителям сохранилось: дети получили возможность учиться, причём уроки для них вели на родном языке.

История уничтожения

Катастрофа грянула в 1939-м: в богатой земле нашли золото и руду, и национальный Горно-Шорский район, существовавший с 1926 года, был упразднён. Здесь открыли ГУЛАГ. Заключённых, которые работали на золотых драгах, поселили по соседству с местным населением. Ради добычи природных ископаемых, ради строительства городов вырубали тайгу-кормилицу - шорский народ оказался на грани этнического уничтожения. По задумке Иосифа Сталина, все должны были обрусеть, поэтому в школах не просто отменили уроки родного языка, а запретили говорить на нём, сжигали книги. Народ, лишённый традиционной среды обитания, постепенно перебирался в города, русел.

Монумент высотой 6 м изображает лося, на котором верхом сидит юная наездница. В руках у девушки - чаша с огнём ритуального подношения. Фото: АиФ / Анна Иванова

Планомерное уничтожение шорского быта и культуры продолжалось до конца 80-х годов прошлого века. О национальной идентичности заговорили только при Горбачёве. В 1989-м собиратель шорского фольклора, профессор Андрей Чудояков открыл в Новокузнецке единственную в стране кафедру шорского языка, и молодёжь смогла получать высшее образование, а учёные-лингвисты - собирать, изучать и сохранять многовековой опыт коренного этноса.

Позже появилась ассоциация шорского народа, общественные объединения, фольклорные коллективы. В начале 90-х шорцы мечтали о национальной республике, какие удалось создать в те годы в Хакасии и Алтае. У аборигенов появилось бы собственное министерство, которое защищает интересы этноса на государственном уровне, национальные школы, деньги на национальные программы. Но мечта так и остаётся мечтой.

Социальные плакаты в городе Мыски. Фото: АиФ / Анна Иванова

Национальный след

Что бы не делали с коренным народом, его культура оставила глубокий отпечаток и в жизни современных кузбассовцев. Шорский язык увековечен в названиях большинства рек, гор, посёлков. Казыр, Балыксу, Ортон, Карлык… Даже на первый взгляд русские имена имеют далеко не русское происхождение. Например, деревня Суета названа так не потому, что там жизнь суматошная, а происходит от шорского «суу» - вода. Больше всего шорских топонимов учёные-лингвисты находят в верховьях Томи, Кондомы, в бассейне Мрассу, т.е. в местах традиционного проживания коренных кузбассовцев.

Наша металлургия своим происхождением обязана шорцам. И монгольские племена, и русские казаки ещё в XVII в. заметили, что стрелы у местных жителей обладают небывалой прочностью. Позже этот секрет выплавки металла лёг в основу кузнецкой металлургии. Да и какой кузбассовец не ел пироги с колбой и яйцами? А между тем рецепт этого блюда - исконно шорский. Ещё миссионер Василий Вербицкий в конце XIX в. писал, что в посёлках и в домах у кузнецких татар стоит невыветриваемый запах колбы.

Деревянные скульптуры - современное веяние. Шорцы не поклонялись рукотворным памятникам. Фото: АиФ / Анна Иванова

Живые традиции

По наблюдениям Елены Чайковской, сегодня лишь 2% шорцев говорят на родном языке. Единицы остаются жить в отдалённых посёлках прежним укладом, им нелегко приходится без света, без работы, а большинство переехало в город. Один из таких ассимилировавшихся шорцев - писатель Вениамин Борискин .

Он живёт в Междуреченске и говорит, что его не тянет на натуральное хозяйство, накосился уже, напахался, хочется комфорта городской квартиры. Но связь с корнями старается не терять: пишет рассказы на шорском языке, участвует в фольклорной самодеятельности - поёт песни, как старинные, так и современные. «Мне нравится общение, нравится петь. О какой-то высокой миссии сохранения родной культуры я при этом не задумываюсь.

Но всё же рад, что, благодаря моему увлечению песней, мои дети что-то услышат и запомнят», - говорит он. Писатель признаётся, что его продолжает манить тайга. И если выезжает на рыбалку или охоту, то не забывает покормить духов - побрызгать водкой и попросить удачи. Т.е. обряд благопожелания - шачиг - шорцы продолжают использовать в повседневной, пусть и поглощённой цивилизацией, жизни. Кузнецкие татары приняли православие в конце XIX в., до этого исповедовали шаманизм, однако, как и некоторые языческие традиции у русских, у шорцев, вопреки крещению, остаётся вера в духов земли, воды, леса.

Шорцы продолжают верить в духов земли, воды и леса. Фото: АиФ / Анна Иванова

Один из шорских обрядов «ушёл» в широкие массы: дети и туристы охотно завязывают ленточки-чаламы на дереве. Миссионер Вербицкий описывал такие деревья, призывал шорцев отказаться от чаламов, но в свой очередной приезд замечал, что в деревнях продолжают следовать древней традиции. По шорским поверьям, ленточки вяжут только на берёзу. Считается, что через это священное дерево просьбы доходят до духов.

Обряд проводят на Чыл-пажи (Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия 21 марта), заранее готовят ленты чёрного, голубого, розового и белого цвета. Во время празднования чёрный чалам полагается кинуть в огонь - с ним сгорят все беды и болезни. Оставшиеся ленты вяжут на берёзу с пожеланиями благополучия всем людям, своему народу, семье и только в последнюю очередь себе.

Будет этнический толчок?

В последние годы стали возрождаться национальные праздники - Пайрам, Чыл-пажи, Мылтык. «Инициатива проведения праздников исходила от учёных и общественников. Потом идею подхватила власть, стала выделять деньги. Т.е. происходит реконструкция традиций, причём сверху. Но главное - дети видят обряды, участвуют в них, и, может, через такое вовлечение национальное самосознание будет жить», - полагает исследовательница шорской культуры Чайковская.

Заброшенный шорский посёлок Казас. Фото: Из личного архива / Вениамин Борискин По её мнению, от подлинной культуры сегодня мало что осталось. В основном реконструкция или стилизация. Остался героический эпос, записанный Андреем Чудояковым и его последователями, есть собранные ими же песни, пословицы, загадки. А вот сувениры, которые выдают туристам за шорские, имеют большее отношение в Горному Алтаю, нежели к Горной Шории.

Разве что берестяные туеса да кай-комус (двухструнный музыкальный инструмент) имеют местное происхождение. Деревянных украшений у шорок не было, они носили бусы из речных ракушек или кованую бижутерию. Деревянные скульптуры, изображающие животных или духов, - тоже современное веяние. Шорцы поклонялись не рукотворным, а природным памятникам - таким как священная гора Мустаг в Таштагольском районе. Там до сих пор проводятся обряды, куда инородцев не пускают.

«Цивилизация вытеснила шорцев с родной земли, фактически уничтожила культуру. Такова судьба многих коренных народов мира. Сейчас шорцы активизируют все силы, которые остались, чтобы сохранить свой этнос. Я вижу два варианта развития. Один пессимистичный, он связан с понятием «старения народа»: наверное, шорцы относятся к древнему народу, чей век заканчивается и ему суждено исчезнуть с земли.

Второй выход - пассионарный толчок Гумилёва: давление на народ вызовет этнический всплеск. Сегодня моменты этого всплеска я наблюдаю по тому, как ведёт себя шорская молодёжь. Например, в соцсетях появилось сообщество, где люди общаются только на родном языке. Набирают популярность свадьбы, которые проводятся по шорским обычаям. Молодых никто не заставляет это делать - ни родители, ни чиновники. Им самим интересно вспомнить традиции предков. Молодёжь не стесняется национальности, а гордится ею. У неё есть национальная идентичность - важное условие сохранения этноса», - делает вывод Елена Чайковская.

82% от общего количества шорцев живёт в Кузбассе (остальные – в Хакасии, Красноярском и Алтайском краях). Всего в России 12188 шорцев (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Шорцы – на 5 месте в Кузбассе по количеству, после русских, татар, немцев и украинцев. На 7,6% сократилась численность шорцев с 2002 по 2010 гг. Наибольшее число проживает в Таштагольском районе (42% всех шорцев Кузбасса), Междуреченске (18%), Мысках (16%), Новокузнецке (14%). 20% шорцев владеют родным языком.

Шорцы

ШО́РЦЫ -ев; мн. Народность, живущая на юге Кемеровской области России; представители этой народности.

Шо́рец, -рца; м. Шо́рка, -и; мн. род. -рок, дат. -ркам; ж. Шо́рский, -ая, -ое. Ш. язык.

шо́рцы

(самоназвание - шор), народ в России, в Кемеровской области (Горная Шория). Численность 16 тыс. человек (1995). Язык шорский.

ШОРЦЫ

ШО́РЦЫ, народ в Южной Сибири, коренное население Горной Шории в Кемеровской области. Численность в Российской Федерации - 13,9 тысяч человек (2002). Среди шорцев выделяются северная, или лесостепная (абинская) группа, и южная, или горнотаежная (шорская) группа. Шорцев принято относить к уральскому антропологическому типу большой монголоидной расы. Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, подразделяется на два диалекта: мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта. Письменность создана в 1927 году на основе кириллицы.
В русских исторических документах 17-18 веков шорцев называли кузнецкими, кондомскими и мрасскими татарами, абинцами. Они населяли главным образом в бассейн реки Томь и ее притоков Кондомы и Мрас-Су. В прошлом формально шорцы считались православными, фактически у них сохранялись шаманство и промысловые культы. Шорцы сформировались в ходе смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племен. По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов.
У горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел; у лесостепных (северных) - кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была развита у всех групп шорцев, но у северных несколько больше (отсюда наименование, данное шорцам русскими - кузнецкие татары и название города Кузнецка). Подсечно-огневое мотыжное земледелие было распространено в горных районах. С приходом русских поселенцев получило развитие пашенное земледелие как в горных, так в степных районах, изменился и состав культивируемых растений: если раньше преобладал ячмень, то с 17-18 веков - пшеница; изменилась форма скотоводства - на смену кочевому пришло оседлое со стойловым содержанием скота, в составе стада преобладающим стал крупный рогатый скот.
Поселения шорцев (улусы на севере и аилы на юге) были небольшими. Они состояли из нескольких низких четырехугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей, отапливались глинобитным очагом типа чувала. Временным жилищем служили: летом - одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой - агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.
Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины - шапки. Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты.
Еще в начале 20 века у шорцев были сильны родовые отношения. Границы административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения патрилинейных родов, они управлялись выборными родовыми старейшинами. Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы - гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств - Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение шаманы (камы), была развита мифология.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "шорцы" в других словарях:

    Самоназвание шор кижи Совр … Википедия

    - (самоназвание шор) народность общей численностью 17 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (16 тыс. чел.). Язык шорский. Религиозная принадлежность верующих: православные … Современная энциклопедия

    - (самоназв. шор) народ в Российской Федерации, в Кемеровской обл. (Горная Шория). 16 тыс. человек (1992). Язык шорский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

    ШОРЦЫ, шорцев, ед. шорец, шорца, муж. Народность тюркской языковой группы, живущая гл. обр. в северном Алтае. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (самоназвание шор), народ в Российской Федерации, в Кемеровской области (Горная Шо рия). 16 тыс. человек. Язык шор ский уйгурской группы тюркских языков. Верующие православные. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 1 народность (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Шорцы - (самоназвание шор) народность общей численностью 17 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (16 тыс. чел.). Язык шорский. Религиозная принадлежность верующих: православные. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (мн.) – название тюрк. народности на Кондоме, к северу от Алтая, бывш. Кузнецк. у. Томск. губ.; см. Корш, Этногр. Обозр. 84, 116. Из шор., тел., алт. šоr – то же (Радлов 4, 1027); Аристов (ЖСт., 1896, вып. 3–4, 343) производит это название от… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (самоназвание шор; в рус. исторических документах 17 18 вв. Ш. называют кузнецкие, кондомские и мрасские татары) народность, живущая на Ю. Кемеровской области РСФСР (Горная Шория), главным образом в бассейне р. Томь и её притоков Кондомы… … Большая советская энциклопедия

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...