Политическое участие понятие и виды. Виды и формы политического участия. Он может быть

Одной из основных характеристик политического процесса является деятельность субъектов политики, т.е. политическая деятельность. Она представляет собой сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главной побудительной причиной политической деятельности являются жизненно важные интересы и потребности людей, наиболее важными из которых являются экономические и материальные. Именно в них коренятся самые глубокие побудительные мотивы участия людей в политике. Потребности становятся политическими интересами и вызывают определенные действия тогда, когда люди осознают, что удовлетворение их потребностей зависит от их влияния на власть или изменений в политической системе. Кроме интересов и потребностей, мотивационный компонент политической деятельности определяется также уровнем образования субъектов действия; умением анализировать сложившуюся ситуацию, в которой происходят события; системой ценностей и норм, существующей в обществе; эмоционально-психологической предрасположенностью участников событий.

Политическая деятельность имеет достаточно сложную структуру:

В качестве субъектов политической деятельности могут выступать: индивидуальные субъекты (рядовые граждане или профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы, элиты); институциональные субъекты (организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества). Субъекты политической деятельности вступают в определенные отношения друг с другом - политические отношения. Они носят характер конкурентного взаимодействия, которое обусловлено взаимным стремлением субъектов к завоеванию и использованию государственной власти. В силу этого политические отношения часто отличаются напряженностью и конфликтностью. Основным объектом политической деятельности является существующая система социально-политического устройства общества, т.е. политическая система. Одни субъекты политики пытаются ее сохранить и упрочить, другие реорганизовать и тем самым приспособить. Для реализации своих интересов, третьи - подвергнуть кардинальному преобразованию. Средства и методы политической деятельности весьма разнообразны. К ним относят: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, встречи, переговоры, восстания, революции, войны и т.д. Выбор методов и средств политической деятельности зависит от особенностей политической культуры общества.

Политическая деятельность состоит из целого ряда конкретных политических действий, под которыми понимаются определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидами, социальными группами, общностями с целью получить некий политический результат. Эти действия могут быть:

позитивные (их целью является постоянное совершенствование политической системы или ее структурных компонентов, развитие в прогрессивном направлении) или негативные (они часто вызывают развитие конфликтов в обществе, кризисной ситуации, неэффективность государственного управления);

рациональные (отличаются тем, что субъекты имеют четкое представление о целях и используют все возможные методы и средства для их достижения) и иррациональные (для них характерно то, что субъекты не имеют четких представлений о целях);

инерционные (направлены на сохранение традиционных политических отношений и механизмов государственной власти, на воспроизводство принятых в обществе норм поведения) и творческие (вносят в политику перемены, обеспечивают совершенствование политической системы);

стихийные (действия, которые не управляются политическими институтами) и организованные (отличаются высокой сознательностью и целеустремленностью субъектов политики);

институционализированные (порядок осуществления таких действий регламентируется законами, уставами, положениями, инструкциями и т.д.) и неинституциона-лизированные (они связаны как с решением проблем, не предусмотренных официальным протоколом, инструкцией, сложившейся написанной традицией или уставом, так и с нарушением установленных норм).

Многообразие действий субъектов политического процесса предполагает существование различных типов политической деятельности. В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия в сфере политико-властных отношений, выделяют следующие виды политической деятельности:

- политическая реформа - это изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры; постепенное проведение намеченных преобразований общества, в которых акцент делается на доведение этих преобразований до конца. Реформы проводятся, как правило, в законодательном порядке и сверху в целях совершенствования способностей политическои системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования. Проведение политических реформ свидетельствует об эволюционном и ненасильственном характере развития политического процесса, о способности определенной политической системы приспосабливаться к многообразным интересам и требованиям общества, новым экономическим, социальным, этническим, религиозным и иным факторам. Наиболее распространенными типами политических реформ являются конституционные изменения в сфере исполнительной власти, перестройка соотношения сил в партийной системе или парламенте и т.д.;

- революция - коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества; коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Кроме того, термин революция может использоваться и в переносном смысле для обозначения мощных тенденций, способствующих коренному преобразованию, перевороту в качестве какой-либо области жизнедеятельности обществ (научно-техническая революция, информационная революция и т.д.). Характерными признаками революций являются: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка; участие в них большого количества мобилизованных людей; сопровождение революционного процесса насилием. Результаты революций могут быть самыми различными: это насильственное изменение существующего политического режима; замена политической эли-ты^ неспособной управлять, другой, более действенной; кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества - социальной, экономической, политической; радикальный разрыв с прошлым; внесение изменений в нравственные устои общества, воспитание нового человека;

- контрреволюция - политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Для финансирования контрреволюционной деятельности часто используются средства эмигрантов, а также стран, которые заинтересованы в ликвидации революционного режима. В качестве методов борьбы с новыми порядками контрреволюционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти прежних политических сил.

- реставрация - процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или государственного переворота. В большинстве своем реставрации носят реакционный характер, гораздо реже они содействуют установлению более демократического режима (например, республиканская реставрация, осуществленная Шарлем Де Голлем (1890-1970) во Франции в 1945-1947гг., способствовала значительному реформированию политической и социальной сфер французского общества);

- политическая модернизация - это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Политической модернизации присущи четыре основные особенности: высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов, единая централизованная политика с определенными задачами и ориентирами; расширение деятельности центральных административных и политических организаций и их проникновение во все сферы общественной жизни; высокая политическая активность граждан; ослабление традиционных элит и легитимности власти наряду с ростом ответственности правителей перед управляемыми, наделенными потенциальной властью, т.е. способными влиять на принятие решения и формулирование политики;

- государственный переворот - внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом (президента, правительства, штата государственных чиновников), которые не связаны с какими-либо коренными изменениями политического режима, социально-экономических отношений в обществе. Государственные перевороты так же, как и революции, отличаются коллективным и насильственным характером политической деятельности, а также стремлением с помощью пропаганды идеологизировать произошедшие события. Однако в отличие от революции государственному перевороту предшествует заговор, причем хорошо организованный, внутри самих государственных институтов. Главной целью государственного переворота является разрушение легитимности существующей власти и утверждение во главе государства другой политической силы, которая будет удерживать обретенные полномочия силой. Подобные политические действия чаще всего ведут к уничтожению стабильной формы правления и утверждению анархии или диктатуры. Примером подобного государственного переворота может служить переворот в Чили в 1973 году, приведший к власти диктатора Аугусто Пиночета Угарте;

бунт, восстание, мятеж - это различного рода возмущения масс действиями властей, чаще всего они носят вооруженный характер.

Большую опасность в современном мире представляет терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства (угрозы, шантаж, похищения людей, убийства и др.) с целью запугивания правительств и мирных граждан. Существуют различные формы терроризма. Исторически первой формой терроризма явился индивидуальный террор. Со временем он стал дополняться или совмещаться с коллективно-организованным террором. В современных условиях формы терроризма модернизируются; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной, бесчеловечной. Учащаются случаи угонов самолетов, взрывов общественных зданий, захвата заложников, в том числе стариков, женщин, детей, применения изощренных способов угроз, пыток. В конце XX - начале XXI века получил широкое распространение этнический и религиозный террор, усилился международный терроризм. После событий 11 сентября 2001 г. в США ряд государств - членов ООН стали координировать свою деятельность в борьбе против международного терроризма.

Политическое участие - это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

Политическое участие граждан может проявляться:

1) в осуществлении властных полномочий или противодействии их осуществлению (к примеру, в деятельности в представительных органах или в кампаниях гражданского неповиновения);

2) в деятельности формальных политических организаций (политических партий, общественных объединений);

3) в деятельности неформальных организаций (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и референдумах;

5) в виде прямого действия, т.е. участия граждан в публичных манифестациях с целью воздействия на органы власти (митингах, демонстрациях, политических беседах);

6) в чтении политической периодики и литературы, в прослушивании и просмотре политических передач с последующим обсуждением;

7) в выполнении политических обязанностей в рамках государственных органов, в оказании помощи общественности в реализации этих функций (к примеру, при охране правопорядка).

Характер и степень включенности граждан в политику, их политическая активность определяется значимыми для них причинами или факторами участия. Именно они непосредственным образом обусловливают деятельность людей, их политическое поведение.

Формы и типы политического участия граждан достаточно разнообразны. Наиболее часто современные политологи выделяют автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие имеет добровольный характер и целерациональную мотивацию, подкрепленную развитыми представлениями о политике. При таком виде участия человек самостоятельно обращается к политическим формам защиты своих интересов и самостоятельно выбирает формы и каналы проявления своей активности. В свою очередь мобилизованное участие достигается средствами манипулирования, принуждением, насилием, экономическими и иными санкциями. Личность втягивается в политику помимо своей воли, часто становясь заложником воли отдельных политиков или политических сил. Мобилизованный тип политического участия чаще всего присущ тоталитарным режимам, которые стремятся к символическому вовлечению масс в политику для имитации своей общественной поддержки.

Кроме этого различают активное и пассивное, индивидуальное и коллективное (массовое), легальное (соответствует установленному законами порядку) и нелегальное (нарушает законы, противоречит установленным порядкам), традиционное (ориентировано на поддержание политической преемственности и стабильности) и инновационное (нацелено на развитие, изменения), постоянное (оно характерно для политиков-профессионалов) и эпизодическое (характерно для рядовых граждан, например, голосование на выборах), организованное и неорганизованное политическое участие.

Особое значение для государства имеют так называемые протестные формы политического участия. Политический протест является одной из разновидностей негативного воздействия индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию, а также действия властей. Он может протекать как в виде разрешенных властями демонстраций, пикетов или других акций (конвенциональная форма), так и в деятельности запрещенных политических партий, несанкционированных шествиях и т.д. (неконвенциональная форма).

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. В этой связи определенную опасность для демократического устройства общества представляют кризисы политического участия. Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике. Они обусловлены, как правило, претензиями новых социальных групп на соучастие в управлении государством, в осуществлении властных полномочий, на вхождение в политическую элиту. В тех случаях, когда правящая элита считает нелегитимными требования этой новой социальной группы, стремящейся к активному включению в политический процесс, обычно и наступает кризис политического участия.

Существуют разные пути преодоления возникшего кризиса политического участия.

Наиболее эффективным способом разрешения кризиса политического участия является институциональная адаптация. Ее характерной особенностью является то, что в рамках определенной политической системы находится институциональное решение, а именно: обозначаются новые процедуры выборов и создаются электоральные институты, совершенствуется партийная система государства, формируются группы интересов. Только в этом случае можно прийти к соглашению между правящей элитой и контрэлитой, стремящейся к участию в принятии политических решений. Другим, противоположным, способом разрешения кризиса политического участия является авторитарный способ. Для него характерен отказ в расширении сферы политического участия различных групп населения или ее насильственное ограничение путем введения всевозможных запретов, применения репрессивных мер. Обычно это приводит к развитию форм принудительного, мобилизационного, имитационного участия граждан в политике. Третьим способом разрешения кризисов политического участия является умеренно-авторитарный способ. Он предполагает, что правящая элита, не готовая идти на значительные изменения характеристик политической системы, начинает создавать только иллюзорные формы политического участия, пытаясь, тем самым, направить возникшую новую политическую активность в нужное для себя русло, в рамки существующих традиционных структур. В этом случае оппозиционным силам предоставляется формальное право участвовать в политическом процессе, однако существующая система не дает им никаких шансов одержать победу.

ФТ Политология 29.05.2013 (экзамен)

(правильные ответы под №1)

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Мировоззренческая функция политологии нацелена на …

    формирование у личности определенного видения политической реальности и осознанной гражданской позиции

    продвижение и пропаганду политических идей с целью достижения идеологического единообразия

    развитие оппозиционности в обществе посредством формирования протестного инакомыслия

    признание права правящей элиты на абсолютную власть и добровольное подчинение ей

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Законы и закономерности становления, развития и функционирования политической власти и политической системы – это ___________ политологии.

предмет

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Объектом политологии выступает …

    политическая сфера общественной жизни

    сфера частных и личных интересов

    система отношений, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением общественных благ

    система социального контроля, обеспечивающая целостность и порядок в обществе

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Субъективная сторона политической деятельности, влияние сознания и подсознания на политическое поведение, - это предмет исследования политической …

1.психологии 2. философии

3.социологии 4.антропологии

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Оценочные исследования политических институтов и процессов связаны с ___________ функцией политологии.

аксиологической

мировоззренческой

регулятивной

нормативной

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

Политическое участие, имеющее принудительный характер и осуществляемое под воздействием определенных стимулов, называется …

мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 социальные функции политики

Уклонение от участия в политической жизни общества, утрата интереса к политике связаны с проявлением …

абсентеизма

конформизма

авантюризма

экстремизма

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Социальные функции политики

Важнейшей задачей социальной политики является …

достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни

поддержание классового господства экономически могущественных групп

формирование правового порядка внутри страны

обеспечение безопасности и целостности политической системы

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Социальные функции политики

Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества, - это …

политическая социализация

социальная трансформация

политическая модернизация

политическое участие

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Социальные функции политики

Интегративная функция политики имеет своей целью …

обеспечение единства и сплоченности людей в рамках политической системы

отчуждение людей от власти

сохранение классовой конфронтации и классового деления общества

поддержание конкурентной борьбы между политическими субъектами

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Методология познания политической реальности

Традиционная политическая наука делает акцент на …

          формально-юридический анализ государственных и политических институтов

          социально-психологический анализ массового политического поведения

          социологический анализ массовых движений и социальных групп

          культурологический анализ политических субкультур и ценностных систем

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Методология познания политической реальности

К общенаучному методу в политической науке относят...

исторический метод

политическое моделирование

анкетирование

психоанализ

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Методология познания политической реальности

Массовый опрос, контент-анализ, наблюдение, кластерный анализ принадлежат к ________________ методам исследования.

эмпирическим

общелогическим

системным

институциональным

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Методология познания политической реальности

Бихевиористский анализ предполагает …

    концентрирование внимания, прежде всего, на поведении отдельного индивида или группы

    исследование политики как системного явления

    ориентацию на исследование политических режимов

    исследование политических институтов в формально-юридическом понимании политики

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Методология познания политической реальности

К качественным методам прикладной политологии относят …

документальный анализ

статистические исследования

контент-анализ

мониторинговые исследования

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политические отношения и процессы

Развитие местного самоуправления относится к политическому процессу ___________ уровня.

периферийного

базового

естественного

национального

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Политические отношения и процессы

Под политическими отношениями понимается

          взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти

          вся совокупность социальных связей и взаимодействий, функционирующих в обществе

          деятельность государства по реализации его властных полномочий

          система социальных норм, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением

ЗАДАНИЕ N 18 Тема: Политические отношения и процессы

К экстремальному виду политического процесса относят …

путч

забастовку

санкционированный митинг

пикетирование органов власти

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политические отношения и процессы

Политический процесс, главная задача которого состоит в обеспечении представительства различных групп, общин, слоев и классов во властных структурах, называют …

избирательным

интеграционным

законотворческим

институциональным

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политические отношения и процессы

Упорядочная совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти – это политический (-ая) …

процесс

конфликт

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Политико-правовые учения - конфуцианство и легистская школа, которые оказали существенное влияние на формирование современных теорий государства и права, возникли в …

Китае

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Центральной темой политической философии Средневековья стал спор о приоритете между …

политической (светской) и религиозной (духовной) властью

добродетелью и строгостью законов

властью «мудрых» и народовластием

ценностью человеческой личности и коллективизмом

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

«Тимократия» по Платону – это власть

силы и честолюбия

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Формулировку сущности государства как «государство (республика) есть дело народа (res publica est res populi)» дал …

Цицерон

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

К числу «неправильных» Аристотель относил такую форму государственного устройства, как …

демократия

царская власть

аристократия

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: История российской политической мысли

Русский мыслитель-анархист, отрицающий государство, всякую власть вообще, - это …

М. А. Бакунин

Г. В. Плеханов

П. Л. Лавров

П. Н. Ткачев

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: История российской политической мысли

Появление теории «Москва - третий Рим» связывают с именами …

Государя всея Руси, Великого князя Ивана III и «старца» Филофея

Царя Ивана IV и митрополита Макария

Бориса Годунова и Патриарха Иова

Царя Ивана IV и князя А.Курбского

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: История российской политической мысли

Развитие консервативно-монархической политической мысли в России конца ХIХ-начала ХХ вв. связывают с именами …

К. П. Победоносцева и К. Н. Леонтьева

Г. В. Плеханова и В. И. Ленина

П. И. Новгородцева и Б. Н. Чичерина

П. Н. Милюкова и П. Струве

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: История российской политической мысли

Б. Н. Чичерин, отстаивающий идею конституционной монархии, при которой существует оппозиция, называл свою политико-правовую концепцию …

«охранительным или консервативным либерализмом»

«ортодоксальным консерватизмом»

«народным парламентаризмом»

«социал-демократизмом»

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: История российской политической мысли

Распространение марксизма в России и марксистской концепции политики связывают с именем …

Г. В. Плеханова

Б. Н. Чичерина

П. И. Новгородцева

М. Я. Острогорского

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Политическая мысль отцов-основателей США выработала и апробировала на практике знаменитую, действующую по настоящее время, формулу свободы, где свобода- это …

    разделение властей и принцип сдержек и противовесов

    свобода слова и независимость СМИ

    народный суверенитет и общественный договор

    закон и порядок при осознании гражданами своей ответственности

Политическая мысль отцов-основателей США выработала и апробировала на практике знаменитую формулу свободы, где свобода - это разделение властей и принцип сдержек и противовесов (свобода = разделение властей + принцип сдержек и противовесов). Заявленный принцип в формуле впервые был реализован в США, в президентской форме правления. Президентская республика характеризуется наиболее качественным разделением властей, каждая из которых достаточно автономна, профессиональна, что достигается системой сдержек и противовесов (право «вето», «импичмент» и др.).

Зотов, В. Д. История политических учений: учеб. / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. –М. : Юристъ, 2005. - С. 330.

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

С библейским чудовищем Левиафаном государство сравнивал …

Т. Гоббс

Ж. Ж. Руссо

К марксистскому учению о государстве и праве относят …

          характеристику государства как аппарата насилия господствующего класса

          теорию правового государства

          принцип разделения властей

          идею свободы, в основе которой право частной собственности

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

У истоков либерализма как идейно-политического учения стоял …

Дж. Локк

Ж. Ж. Руссо

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Идею народного суверенитета пропагандировал и отстаивал …

Ж. Ж. Руссо

Б. Спиноза

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Немецкий политолог, разработчик «информационно-кибернетической модели» политической системы – это

Карл Дойч

Антонио Грамши

Томас Джефферсон

Макс Вебер

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Внедрение системного подхода в политологические исследования связывают с именами …

Т. Парсонса и Д. Истона

Г. Моска и В Парето

И. Пригожина и И. Стенгерса

Ч. Мерриама и Г. Лассуэлла

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Развитие поведенческого (бихевиористского) направления в исследованиях политических процессов связывают с …

          лидерами чикагской школы Ч. Мерриамом и Г. Лассуэллом

          французским социологом М. Дюверже

          немецким социальным философом М. Вебером

          представителями франкфуртской школы Ю. Хабермасом и Г. Маркузе

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Официальное признание политологии в СССР как самостоятельной науки и образовательной дисциплины произошло …

          в конце 80-х–начале 90-х гг. ХХ в., после официальной отмены руководящей роли КПСС (шестой статьи Конституции СССР)

          с 2000-го года, после избрания В. В. Путина Президентом РФ

          после Карибского кризиса в 1962 году

          c начала 80-х гг., с приходом во власть Ю. В. Андропова

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Представитель французской политологической школы, основоположник современной теории политических партий, который сформулировал «социологические законы» о взаимосвязи избирательных и партийных систем, - это …

М. Дюверже

Г. Алмонд

Т. Парсонс

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Сферу общественной жизни, находящуюся между семьей и государством, Г. В. Ф. Гегель определял как …

гражданское общество

буферную зону

нейтральную зону

периферийное пространство

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Совокупность неполитических отношений граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности и самоорганизации, является характеристикой …

гражданского общества

международного сообщества

правового государства

политического института

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Гражданское общество как условие демократии

К институтам гражданского общества не относят …

парламент и парламентские фракции

благотворительные фонды и общественные движения

ассоциации предпринимателей и союзы потребителей

партии и правозащитные общественные организации

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Экономической основой формирования гражданского общества являются …

частная собственность и свободный товарообмен

правовое государство и юридическое равенство граждан

господство среднего класса и высокий образовательный уровень

свобода слова и наличие независимых СМИ

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Муниципальная власть и другие органы местного самоуправления относятся к …

институтам гражданского общества

органам государственной власти

институтам государственного контроля и надзора

органам правопорядка

Муниципальная власть и органы местного самоуправления (сходы, собрания, советы, комитеты и т.д.) относятся к институтам гражданского общества и не входят в систему органов государственной власти, так как они призваны решать проблемы социально-частного характера местного сообщества и индивидов, проживающих на данной территории; опираются на самоорганизацию граждан.

Конституция РФ, гл. VIII, ст. 3,12.

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Государство как политический институт

Государство с развитой системой социального обеспечения, гарантирующей снижение социального риска для наемных работников, и нормативно закрепленными минимальными стандартами жизни, характеризуется как …

социальное

унитарное

федеративное

тоталитарное

ЗАДАНИЕ N 18 Тема: Государство как политический институт

Устойчивый союз государственно-территориальных образований, обладающих в пределах разделенных с центром компетенций самостоятельностью, - это …

федерация

унитарное государство

парламентская республика

конституционная монархия

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Государство как политический институт

Характерным признаком парламентской республики является …

          формирование исполнительной власти правящей партией или коалицией парламентского большинства

          избрание главы государства и правительства всенародным голосованием

          наличие процедуры импичмента по отношению к главе правительства

          автономность ветвей власти, регулирование отношений между ними системой сдержек и противовесов

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Государство как политический институт

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется …

суверенной

идеальной

тоталитарной

нормативной

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Государство как политический институт

К реализации внутренних функций государства не относят

          участие в решении глобальных проблем

          координацию и регулирование экономическими процессами

          достижение социально-политической стабильности

          формирование и обеспечение системы социального страхования и общественных компенсаций

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политические партии и партийные системы

Основным отличительным признаком партии от иных общественно-политических организаций является …

    борьба за власть и притязания на политическое лидерство

    наличие программы и устава

    социальное представительство, опора на определенные социальные группы и слои

    следование принципу демократического централизма

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Политические партии и партийные системы

Правящей партией в демократическом обществе, как правило, называют партию, которая …

    формирует правительство или участвует в его формировании

    прошла в парламент и формирует свою парламентскую фракцию

    стабильно участвует в выборах и имеет значительную группу своих сторонников

    является лидером оппозиционного движения

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политические партии и партийные системы

Французский политолог М. Дюверже в своей классификации современных политических партий выделяет три группы, а именно …

массовые, кадровые и «партии ярых сторонников»

парламентские, президентские и смешанные

мажоритарные, пропорциональные и смешанные

Французский политолог М. Дюверже в своей классификации современных политических партий выделяет массовые, кадровые и «партии ярых сторонников». К массовым партиям относят те, которые соперничают с целью завоевания новых членов, массовых аудиторий. Кадровые партии ориентированы на поддержку активной политической элиты, профессионалов. «Партии ярых сторонников» - это партии харизматического лидера и его сторонников.

Василенко, И. А. Политология: учеб. для вузов / И. А. Василенко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - C. 120.

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политические партии и партийные системы

Согласно Федеральному закону «О политических партиях», обязательным требованием для регистрации партии является …

наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ

лояльность к политическому режиму, к политике государственной власти

международное признание

нормативная численность от 500 членов

Решение:Согласно Федеральному закону «О политических партиях», обязательным требованием для регистрации партии является наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, что связано с федеративным статусом партии. Кроме этого установлена нормативная численность партии от 50 тыс. членов, при этом в региональных отделениях должно быть не менее 500 членов; все отделения партии должны находиться на территории РФ. Другие требования связаны с организацией «юридического лица».

Василенко, И. А. Политология: учеб. для вузов / И. А. Василенко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - C. 117-119.

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политические партии и партийные системы

Совокупность всех политических партий, действующих на легальной основе в государстве, называют …

партийной системой

гражданским обществом

политическим режимом

политической системой

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Подсистема политической системы, которая выступает интегрирующим фактором и способна с помощью системы ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую жизнь, называется …

культурной

нормативной

организационной

коммуникативной

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

демократическим режимом

конституционализмом

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политическая система, согласно определению Д. Истона, - это

          саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на импульсы извне (модель «вход-выход»)

          способ организации верховной власти в обществе

          государственная власть во всех своих проявлениях

          все многообразие социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих динамичное развитие системы управления

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политический порядок, который характеризуется высокой терпимостью к оппозиции и достаточно широкими возможностями участия общества в принятии социально значимых решений, называется …

знать

  • понятия "участие", "политическое участие";
  • формы и типы, мотивы политического участия;

уметь

Осуществлять анализ причин, определяющих формы и уровень политического участия граждан, причины абсентеизма;

владеть

Методикой анализа факторов и мотивов политического участия в конкретных политических условиях.

Понятие, формы и мотивы политического участия

Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества. Оно дает людям возможность быть субъектами политики, влиять на решения важнейших общественных проблем и определять условия своего существования.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования.

Во-вторых, политическое участие – это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием.

В-третьих, политическое участие граждан не есть "участие за деньги": если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием.

Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т.д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: 1) легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); 2) индивидуальным и коллективным; 3) постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); 4) традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); 5) на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т.д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов , требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления , объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

Мотивы политического участия

Почему люди участвуют в политике? В чем главное предназначение политического участия? В политической науке, как отмечает известный британский специалист в области политического участия Г. Пэрри, сложились три основных объяснения феномена участия. Наиболее распространенной является так называемая инструментальная модель политического участия. Политическое участие – это инструмент влияния на принятие политических решений, с помощью которого граждане реализуют свои цели. Основной мотив участия в политике – реализация индивидуальных и групповых интересов; участвуя в политике, люди добиваются от государственной власти таких решений и действий, которые им выгодны.

Коммунитарная модель политического участия в качестве его источника и главного мотива рассматривает желание людей способствовать совершенствованию общества и сто институтов. Людьми движет не собственный интерес, а чувство сопричастности с жизнью общности, с другими людьми.

В отличие от двух предыдущих концепций образовательная модель обращает внимание не столько на источники участия, сколько на его результаты. Политическое участие рассматривается прежде всего как важнейший элемент политической социализации. Люди приобретают политический опыт и знания в процессе участия в различных видах политической деятельности. При этом участие для некоторых из них становится важной частью их жизнедеятельности, формой самовыражения, возможностью реализовать свой потенциал и способности.

Хотя наиболее распространенными мотивами участия, как показали эмпирические исследования, являются рационально-инструментальные, другие мотивы также могут выступать в качестве его источников. Поэтому данные модели, по сути, отражают три основные функции политического участия – инструментальную, коммунитарную и образовательную.

В каждом социально организованном и структурированном обществе существует определенная реальная вовлеченность граждан в политику. Общность различных методов практической деятельности людей в области использования государственной власти принято считать политическим участием.

Определение 1

Политическое участие – спланированные действия, которые предпринимаются отдельными гражданами для привлечения внимания к существующим проблемам со стороны государственной или общественной структуры.

Само определение «политическое участие» часто используется для обозначения различных форм неофициальной политической деятельности, когда представители политического общества, напрямую не связанные с функционированием правительственного аппарата, пытаются воздействовать на его работу.

Виды политического участия

На сегодняшний день различают такие виды политического участия:

  • принудительное и добровольное;
  • коллективное и индивидуальное;
  • пассивное и активное;
  • легитимное и нелегитимное;
  • новаторское и традиционное.

По масштабу указанный вид политической деятельности может проявляться на региональном, местном, национальном и мировом уровнях. В целом политическое участие представляет собой целенаправленные действия, выполняемые гражданами, которые имеют цель повлиять на существующую господствующую политику на любом уровне (государственном, региональном или местном).

Политическое участие зачастую организовывается спонтанно и хаотично, значительно реже – на постоянных условиях, которые основываются на законных методах. Политологи выделяют два ключевых типа данной деятельности: автономное в виде сознательного участия граждан, осведомленных в сфере политической жизни, и мобилизованное, т. е. вынужденное действие, когда участие в политике напрямую зависит от нелегальных стимулов, таких как подкуп и страх.

Замечание 1

Центральная роль в политическом участии предоставляется выборам в органы государственной власти.

Свободное голосование считается одним из наиболее эффективных и рентабельных способов разрешения политических конфликтов, надежным инструментом легитимации правительственного режима, а также методом грамотной политической социализации.

Формы политического участия

Формы и методы политического участия могут быть многогранными по направлению, значению и своей результативности:

  • действия граждан в политике, выступающие ответом на стороннее воздействие, которое исходит от других людей и государственных институтов;
  • систематическое участие во всевозможных выборах, политических кампаниях;
  • участие, напрямую связанное с передачей полномочий в отборе государственных лидеров;
  • активное участие в деятельности политических движений, организаций и партий;
  • обязательно выполнение всех политических обязанностей в пределах действующих государственных органов, помощь гражданам в реализации их функций и привлечение общественности к организации контрольных мероприятий за работой политических институтов;
  • посещение различных политических собраний, передача и освоение новой информации, участие в общественных дискуссиях;
  • прямое действие – непосредственное воздействие на изменение и функционирование политических систем через митинг акции протеста и так далее.

Функциональные свойства и принципы политической концепции можно выразить посредством конкретных форм, способов, видов, участия граждан в политике. Эти критерии являются хорошим результатом воздействия и формирования правильных политических интересов, расстановки приоритетов и определение всех особенностей политического режима, государственных структур, общественного сознания, культуры и традиций.

Для более авторитарных политических режимов характерно определенное стремление притеснить участие определенных сообществ и групп в политике. Для тоталитарной системы – предоставить мобилизационное и контролируемое вовлечение граждан в политику. Для демократических режимов основной задачей считается создание важных условий для свободного и широкого участия людей в политике.

Политическая культура

Определение 2

Политическая культура – это определенная часть духовной культуры общества, характеризующаяся общепринятой концепцией убеждений, взглядов, традиций и нравственных норм, которая регулирует поведение людей в институтах гражданского общества.

Указанная система состоит из политических идеалов, установок и ценностей, а также включает в себя все действующие нормы политической жизни. Если проводить анализ правительственной культуры на индивидуальном уровне, тогда она будет считаться культурой участия, поэтому в таком контексте можно определить роль политической культуры: формирование совокупностей образцов поведения и взаимоотношения власти и граждан.

Функциями политической культуры в современном обществе выступают идентификация, ориентация граждан в правительственной системе, реализация нужд человека в понимании своей групповой принадлежности и адаптация общества посредством приобщения к навыкам грамотного политического поведения.

С точки зрения указанной деятельности в политике как основной формы взаимосвязи политического сознания и поведения общества, культура участия состоит из четырех компонентов:

  • когнитивный или познавательный – это понимание различных сторон политической жизни общества;
  • аффективный – это определенные переживания и чувства, которые испытывает субъект политической культуры в связи с его активным участием в социально-культурной жизни общества;
  • аксиологический (оценочный) – это предварительно выработанные представителями политики по определенным критериям оценки важных политических отношений с позиций их полного соответствия или несоответствия всем поставленным целям социально-политическим нормам, ценностям и идеалам;
  • поведенческий – политическое воздействие как способ оперативного реагирования на происходящие в общественной и социальной жизни события.

Грамотный анализ культуры лидерства выдвигается на первый план, если понимать концепцию политической деятельности как один из методов анализа существующей правительственной системы. Тогда объектом исследования автоматически становятся качество всех составляющих политическую концепции институтов управления и власти, трактовка и оценка моделей правильного функционирования властных взаимоотношений. Это понятие комплексно отражает ключевые признаки концепции совокупности норм и ценностей, которые в общем определяют пределы и характер воздействия определенного лидера на граждан, а также демонстрирует уровень соответствия реального функционирования власти нормативному.

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах . При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы .

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах . Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...