Психология девиантного поведения учебное пособие для вузов. Менделевич В.Д. Гилева Н. С.Психология девиантного поведения. Учебно-методическое пособие

Эмоции

08.07.2017

Снежана Иванова

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом.

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда

На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Употребление алкоголя и наркотиков

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.

У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.

Постоянная критика

Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.

Классификация девиантного поведения

Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.

Аддиктивное поведение

Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.

Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.

Делинквентное поведение

Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.

Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.

Антиморальное поведение

Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.

Самоубийство

Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения у детей, подростков и взрослых. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологиче-ского, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены культуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводятся описания основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций.
Учебное пособие соответствует учебному курсу «психология девиантного поведения». Оно может использоваться студентами, изучающими психологические и медицинские науки, а также врачами-психиатрами, психотерапевтами, медицинскими (клиническими) психологами, социальными работниками для самостоятельного овладения данным курсом.
Предисловие................................................................................ 5
Глава 1. Поведенческая норма, патология, девиации................ 9
Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций..... 15
Идеальная норма, креативность и девиации поведения............... 18
Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов... 23
Программированный контроль знаний.................................. 32
Рекомендуемая литература.................................................... 36
Глава 2. Психология гармоничного и нормативного поведения 37
Темпераментальная сбалансированность..................................... 43
Классификация А.Томас и С.Чесс................................................ 50
Гармоничность характера.............................................................. 51
Личностная гармония................................................................... 69
Программированный контроль знаний.................................. 82
Рекомендуемая литература.................................................... 86
Глава 3. Типы, формы и структура девиантного поведения....... 88
Структура девиантного поведения................................................ 88
Взаимодействие индивида с реальностью..................................... 94
Делинквентный тип девиантного поведения........................ 96
Аддиктивный тип девиантного поведения........................... 98
Патохарактерологический тип девиантного поведения... 103
Психопатологический тип девиантного поведения............. 105
Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях........................................................................ 106
Агрессивное поведение................................................................. 109
Аутоагрессивное поведение.......................................................... 114
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния
измененной психической деятельности.................................. 121
Нарушения пищевого поведения.................................................. 129
Сексуальные девиации и перверсии............................................. 136
Сверхценные психологические увлечения.................................... 148
Сверхценные психопатологические увлечения............................. 160
Характерологические и патохарактерологические реакции
и расстройства личности........................................................ 163
Коммуникативные девиации......................................................... 168
Безнравственное и аморальное поведение................................... 186
Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения............ 186
Программированный контроль знаний.................................. 190
Рекомендуемая литература.................................................... 197
Глава 4. Этнокультуральные варианты девиантного поведения... 199
Программированный контроль знаний.................................. 218
Рекомендуемая литература.................................................... 220
Глава 5. Тендерные варианты девиантного поведения............... 221
11рограммированный контроль знаний.................................. 248
Рекомендуемая литература.................................................... 250
Глава 6. Возрастные варианты девиантного поведения............. 251
Программированный контроль знаний.................................. 272
Рекомендуемая литература.................................................... 275
Глава 7. Профессиональные варианты девиантного поведения... 276
Программированный контроль знаний.................................. 287
Рекомендуемая литература.................................................... 290
Глава 8. Девиантное поведение у хронически больных............. 291
Программированный контроль знаний.................................. 318
Рекомендуемая литература.................................................... 322
Глава 9. Психологическая и психофармакологическая
коррекция и терапия девиантного поведения................. 323
Способы и методы психологического консультирования,
психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии...... 326
Психологическое консультирование......................................... 330
Психологическая коррекция....................................................... 341
Психотерапия.............................................................................. 346
Психофармакотерапия............................................................... 349
Методы и способы психологической и психофармакологической коррекции и терапии девиаций поведения....................... 350
Программированный контроль знаний.................................. 378
Рекомендуемая литература.................................................... 385

В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества объективно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения, что и обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения , способов коррекции, профилактики и реабилитации. Все это также стимулировало развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов: психологов, педагогов, юристов, менеджеров, медиков, социальных работников и др.

Психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм , а также способы и методы их коррекции и терапии.

Отклоняющееся поведение, по мнению американского психолога А. Коэна, - это «...такое поведение, которое идёт в разрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы».

Девиантное поведение всегда связанно с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, распространённым в обществе нормам, правилам поведения, идеям, ожиданиям, ценностям.

Как известно, система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных и общественных отношений. и правила выполняют различные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, воспитательную, информационную и др. В соответствии с нормами индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют свое поведение. Именно в регулировании сознания и поведения суть социальных норм. Регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования и .

Социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом индивидуального сознания. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля.

Свойствами социальных норм являются:
- объективность отражения действительности;
- однозначность (непротиворечивость);
- историчность (преемственность);
- обязательность воспроизводства;
- относительная устойчивость (стабильность);
- динамичность (изменчивость);
- оптимальность;
- организующая, регулирующая способность;
- коррекционно-воспитательная способность и др.

Однако не все отклонения от «нормы» могут быть деструктивными, есть и недеструктивные варианты; в любом случае нарастание отклоняющегося поведения свидетельствует о социальном неблагополучии в обществе и может находить свое выражение как в негативных формах, так и отражать возникновение нового социального мышления, новых стереотипов поведения.

Поскольку девиантным признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только и разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежи, правила поведения «богемы» и т.п.), постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а, следовательно, относительно и девиантное поведение. Исходя из самых общих представлений, девиантнос поведение определяется как:
- поступок, человека,
- социальное явление.

Нормативное гармоничное поведение предполагает: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств ), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответственность, совестливость (на личностном уровне). Так же как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, человека можно обозначить как систему поступков (или отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности , нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Проблема девиантности впервые начала рассматриваться в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как: М. Вебер, Р. Мертон, Р Миллз, Т. Парсонс, Э. Фомм и др.; из отечественных ученых следует назвать Б.С. Братуся, Л.И. Божович, Л.С. , Я.И. Гилинского, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, М.Г Брошевского и других ученых.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие «аномии» (труд « »,1912) - это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, т.е. социальная дезорганизация.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Существует несколько подходов к проблеме девиантного поведения.

1. Биологический подход.
Ч. Ломброзо (итальянский врач-психиатр) обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. У. Шелдон обосновал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс в результате (60-е годы) пришел к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию.

2. Социологический подход.
Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.
1) Интеракционистское направление (И. Гофман, Г. Беккер). Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность есть следствие социальной оценки (теория «клеймения»).
2) Структурный анализ. Так, С. Селин, О. Турк причины девиаций видят в между нормами субкультуры и господствующей культуры на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные и др. группы с несовпадающими или противоречащими ценностями.

Другие исследователи считают, что главной причиной всех социальных отклонений служит социальное неравенство.

3. Психологический подход
В качестве критерия нормы психического развития выступает способность субьекта к адаптации (М. Гербер, 1974). Неуверенность в себе и низкая
рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

В основным источником отклонений обычно считается постоянный конфликт между бессознательными , образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно» и социальными ограничениями естественной активности ребенка. Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В случае невротической защиты формирование принимает аномальный характер (). , Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого обращения матери с ребенком в первые годы жизни. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этиологии отношений и Э. Эриксон. корни отклонений видит в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто решающее влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к мнительности, инфантильности, комплексу неполноценности.

Большой популярностью в США и Канаде пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Акцент здесь переносится на неадекватное социальное научение (Е. Маш, Е. Тердал, 1981).

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Представители психодидактического подхода акцентируют роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978).

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания.

Эмпирический подход заключается в феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название ( , и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию. Д. Халаганом и Дж. Кауфманом были выделены четыре типа синдромов (аномалий):
1) нарушение поведения;
2) нарушение личности;
3) незрелость;
4) асоциальные тенденции.

Таким образом, существуют взаимосвязанные факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения:
1) индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую индивида;
2) педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
3) психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности индивида со своим ближайшим окружением в , на улице, в коллективе и проявляющийся прежде всего в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде , к нормам и ценностям своего окружения, саморегулированию своего окружения;
4) социальный фактор, который определяется социальными, экономическими, политическими и др. условиями существования общества.

Предметом изучения психологии девиантного поведения являются причины девиантного поведения, ситуационные реакции, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе, нарушению самоактуализации и д.т.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Гилева Н. С.
Психология девиантного поведения. Учебно-методическое пособие

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом учебном пособии нашли отражение воззрения и подходы, появившиеся в отечественной психологической науке в последние годы, поскольку психологическая практика предъявила требования к созданию обоснованной платформы для осмысления механизмов формирования поведенческих девиаций и создания эффективных методов их коррекции.

Неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, определении его границ, проявлений, в причислении к патологии или условной норме привела к тому, что эта сторона психической жизни индивида и соответствующая научно-практическая область психологии длительное время оставалась без должного внимания и изучения.

Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались как несущественные и малозначимые, стали рассматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психическим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненными) формами психических расстройств. Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстройства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми.

Проблема изучения механизмов поведенческих отклонений становится значимой, поскольку подобное поведение однозначно причислено к девиантному, определены его клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особенности девианта. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением специалисты считают научно обоснованным.

Цель курса – обозначить проблематику особого направления в психологии – психологии девиантного поведения.

Задачи:

– выявить причинно-следственные связи и специфику проявления девиантного поведения в подростковом возрасте;

– дать типологию и модели девиантного поведения;

– представить методы диагностики отклоняющегося поведения подростков.

ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ

1. 1. Основные понятия девиантного поведения

В зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука пока не имеет такого теоретического эмпирического опыта: она на пути становления и развития.

Психология девиантного поведения – это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей.

Психология девиантного поведения в данном контексте не представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому – столкновение ортодоксально психологических и ортодоксально психиатрических взглядов на отклоняющееся от нормативного поведение. Не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения: психологическая коррекция или психофармакологическая терапия. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных ученых нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».

А. Коэн рассматривает девиантное поведение как поведение, идущее вразрез с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы .

И. С. Кон считает, что девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы психического здоровья, права, культуры или морали .

У В. Д. Менделевича девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением .

Таким образом, во всех определениях девиантное поведение связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, установкам, ценностям и ожиданиям.

При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета (нормы) использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

Ю. А. Клейберг утверждает, что девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.

1. 2. Классификация причин девиантного поведения

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. В человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня – биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения.

Существуют концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам); концепции, делающие акцент на психологических факторах; социологические концепции, объясняющие девиантное поведение исключительно социальными причинами. Рассмотрим эти подходы.

Биологический подход. В XX веке предпринимались попытки объяснить девиантное поведение биологическими факторами. В частности, У. Шелдон обосновал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс в результате генетических исследований в середине 60-х годов пришел к выводу, что наличие лишней хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию. Х. Айзенк, изучая заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, что детерминировано на генетическом уровне. Однако в целом биологические концепции девиантного поведения мало популярны в современном научном мире.

Социологический подход. Исследования социологов конца XIX нач. XX века Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати. Л. Леви-Брюля и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений за определенный исторический отрезок времени показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теории «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии Э. Дюркгеймом, который использовал ее в своем классическом исследовании сущности самоубийства.

В рамках социологического подхода, которого придерживаются Ф. Танненбаум, И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер, можно выделить интеракционистское направление и структурный анализ. Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо социальному поведению, а следствие социальной оценки (стигмации, «клеймения») определенного поведения как девиантного. Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям определенные стандарты.

Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т. е. исследованием того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

Структурный анализ предлагает три объяснения причин девиации:

1. Культурологическое – причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры, на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, политические, социальные и другие группы с несовпадающими или противоречащими ценностями.

2. Девиация выступает как результат противодействия нормам капиталистического общества и обусловлена социально-экономической природой капитализма.

3. В теории «социальной аномии» Р. Мертона девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институционализированными средствами их достижения.

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумя причинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны и несоответствием требований жизни интересам данной личности – с другой.

Это вызвано противоречивостью развития общества. Основным здесь является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. С одной стороны, общество ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой – объективно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и неконформное поведение.

Психологический подход. Для западной психологии и психотерапии критерием нормы психического развития выступает способность субъекта к адаптации. Отечественная психология рассматривает адаптацию как один из аспектов психического развития, порой теряющего для человека свое ведущее значение. Это понимание предполагает включение в круг критериев нормы не только успешное приспособление к социальной среде, но и прогрессивное, хотя и неравномерное развитие творческих способностей, прежде всего связанных с процессом формирования личности. Естественно, что при таком подходе должны выделяться качественные новообразования.

В качестве организующего «ядра» личности признается «Яконцепция», определенное качество которой рассматривается как ключ к нормальной адаптации. Эта концепция включает как «хорошую» интеграцию личности (в духе Г. Оллпорта) – гармоничную «Яконцепцию» (при минимуме внутренних противоречий и едином взгляде на жизнь), так и относительную автономию (в смысле способности к независимому, самостоятельному поведению).

Автономия связывается с формированием коммуникативных способностей и уверенностью в себе (положительной самооценкой) на их основе. Неуверенность в себе и низкая самооценка, например, М. Гербертом рассматриваются, как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

Данное представление, сформировавшееся в русле гуманистической психологии, согласуется с целым рядом представлений отечественной психологии о важной роли отношения к себе и самосознания в целом в процессе формирования личности.

Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими в интернализованной форме структуру «Я» и «сверх-Я».

Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. Поэтому в случае невротической защиты, формирование личности принимает аномальный характер. К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни . Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этиологии отклонений и Э. Эриксон .

А. Адлер в качестве важного фактора формирования личности выделяет структуру семьи, различное положение в которой ребенка и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто и решающее влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к развитию мнительности, инфантильности, комплекса неполноценности.

Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения пользуется большой популярностью в США и Канаде. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное научение. Данный подход носит подчеркнуто эмпирический характер и сосредоточивает свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения.

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Ребенок рассматривается как субъект нарушений в той мере, в какой он оказывается объектом нарушающих воздействий со стороны социальной микросреды. Коррекция здесь понимается как оптимизация этого взаимодействия путем взаимного изменения позиций научения ребенка навыкам сотрудничества. Представители этого направления выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможность коррекции отклонений в создании специфического для данного подхода контакта учителя с ребенком, позволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебные ситуации без традиционной дидактической конвергенции (расхождения) позиций и игнорирования интересов ребенка.

Эмпирический подход к определению и диагностике отклонений получил широкое распространение в западной психологии. Сущность этого подхода заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый и устойчивый симптомокомплекс получает название (аутизм, депрессия, виктимность и т. д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию и поэтому использует для описания типов отклонений понятие синдрома как некоторого устойчивого образования в структуре личности.

Таким образом, существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения:

индивидуальный фактор , действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, затрудняющих социальную и психологическую адаптацию индивида;

педагогический фактор , проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

психологический фактор , раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, проявляющийся в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения;

социальный фактор , определяющийся социальными, экономическими, политическими и другими условиями существования общества.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Кто находился у истоков исследования девиантного поведения и ввел понятие аномии?

3. Какие типы стигмы выделяются?

4. С чем связаны проблемы девиантного поведения в отечественной психолого-педагогической литературе?

5. Раскройте причины девиантного поведения?

6. Какие подходы в анализе причин девиантного поведения существуют?

ГЛАВА 2
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ: ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ

2. 1. Понятие нормы

Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), которая зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются как следствие коммуникации и кооперации людей и являются основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы в обществе выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют поведение. Нормы могут содержать требования относительно использования средств их достижения.

Понятие «социальная норма» достаточно широкое и в научной литературе имеется большое количество работ анализирующих это понятие. Однако систематического методологического анализа норм на сегодняшний день все же не существует. Тем не менее, в науке столько определений этого феномена, сколько авторов, занимающихся разработкой этой проблемы.

Это зарубежные ученые Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Самнер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Миллз. Из российских ученых – М. И. Бобнева, С. А. Даштамиров, Ю. А. Клейберг, В. М. Пеньков, В. Д. Плахов, А. А. Ручка. В. А. Ядов и др.

Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного поведения, необходимо представлять от каких именно норм общества они могут отклоняться.

Рассмотрим различные определения нормы. М. И. Бобнева считает, что «нормы социальные – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп», А. А. Ручка что «нормы социальные – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца». Ю. А. Клейберг утверждает, что «социальная норма – обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества». К. К. Платонов полагает что «норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его».

Из приведенных определений видно, что они полифункциональны и пронизывают буквально все стороны нашей жизни. Суть социальных норм заключается в регулировании сознания и поведения людей в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Таким образом, социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, проектирования текущих управленческих и воспитательных решений. А так же становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, стимулирования творческой и социальной активности человека.

Выделяют следующие нормы:

1) правовые;

2) нравственные;

3) эстетические.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание.

2. 2. Генезис и механизм развития норм

Исследование социальных норм сопряжено с трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Поэтому необходимо опираться на целый ряд научных дисциплин, так как проблематика нормы является пограничной, поскольку норма является точкой пересечения многих социальных процессов, следовательно, ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Как известно, развитие человека и сознания происходит по объективным законам; взаимосвязь человека, общества и природы сегодня не представляется спорной, поскольку доказана многочисленными работами естествоиспытателей и обществоведов разных времен и направлений (Платон, Гуго Гроций, Леонардо да Винчи и др.).

Природа исторически предшествует человеку, поэтому результатом его общественной жизнедеятельности являются законы. Являясь порождением и продолжением природы, человек обладает естественной предрасположенностью к организованному существованию, природной склонностью к порядку, поэтому она предстает как естественно-историческая предпосылка возникновения отдельных социальных норм.

Вся история человечества свидетельствует о том, что люди для своего существования и развития используют образцы, создаваемые природой, учатся у нее, перенимают способы и принципы саморегуляции, адаптируют и преобразуют их с учетом своих социальных условий и потребностей. Овладевая природой, познавая ее законы, люди опираются на свойство устойчивости, являющееся необходимым условием существования органических и неорганических объектов и социального мира.

Законы природы разнообразны и не оказывают прямого непосредственного регулирующего воздействия на социальные процессы, поведение людей. Это воздействие опосредованное, косвенное, но не локальное – целостное, всеобщее.

С одной стороны, упорядочивание, происходящее в обществе, имеет прототипом саморегуляцию в природе, а с другой стороны, само общество и человек – часть органического мира и собственная природа человека создает аналогичные образцы. Результатами саморегуляции природы являются неорганические и органические элементы (норма природы), а результатами общественного упорядочивания – социальные нормы.

Генезис и функционирование законов (норм) природы это естественный и объективный процесс, возникновение и действие социальных норм выражает субъективную активность, творчество людей, отражение общественных отношений и потребностей.

Изучение взаимосвязи социальных норм и общественных потребностей имеет особое значение на современном этапе развития общества. При углубленном анализе детерминации норм потребностями выясняется, что потребность – потенциальное основание, причина возникновения нормы.

Последние материалы раздела:

Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...