Требования к дизельным топливам. Требования к дизельному топливу

Параметр

«Топливо дизельное. Технические условия»

ГОСТ Р 52368-2005.

«Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия»

Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу…»

Цетановое число, ед., не ниже

для холодного и арктического климата: классы 1,2 – 49,0, класс 3 – 48,0, классы 4,5 – 47,0

Класс 2 – 45,0

Класс 3, 4, 5 – 51,0

Для ДТ для холодного и арктического климата – 47,0

Полициклические ароматические углеводороды, % по массе, не более

Не нормированы

Класс 2 – не нормированы;

Класс 3 и выше – 11,0

Массовая доля серы, ppm, не более

Вид I – 5000 (для арктического ДТ - 4000)

Вид II - 2000

Вид I – 350; вид II – 50; вид III – 10

Класс 2 – 500; класс 3 – 350; класс 4 – 50;

класс 5 - 10

Температура вспышки в закрытом тигле, 0 С, не выше

Для дизелей общего назначения: летнее – 40, зимнее – 35, арктическое – 30

для арктического климата – 30

Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна контакта, мкм, не более

Не нормируется

Предельная температура фильтруемости, 0 С, не ниже

Летнее – 5

зимнее, арктическое –

не нормируется

Для умеренного климата по сортам:

А: 5; В:0; С:-5;

D:-10; E:-15;F:-20

Для холодного климата: -20

Для арктического климата: -38

Современный дизель очень чувствителен к качеству топлива. Не нужно заправлять старый дизель современной соляркой, а новый – древней. Евро IV допускает содержание серы только 50 ppm (то есть 50 частей на миллион), а Евро V вообще выводит на предел определяемости – 10 ppm.

(Кстати, надпись «ЕВРО IV на колонке – чаще всего маркетинговый ход. Такого в наших ГОСТах нет!»).

Это соответственно в 100 и в 500 раз меньше. У «ЛУКОЙЛА» всего 60 ppm. В современных нормативных документах на дизтопливо жестко нормируется его смазывающая способность – характеристика противоизносных свойств (диаметр пятна контакта). Вместо серы и сернистых соединений роль смазки выполняют специальные присадки (У «ЛУКОЙЛА» пятно контакта самое маленькое – 268 мкм – это хорошо). Для рабочего процесса любого дизеля важны не содержание серы, канцерогенов (полициклические ароматические углеводороды – потенциальные носители канцерогенов – бенз(а)пирена) или смазывающая способность, а его состав, цетановое число, вязкость, плотность, коэффициент поверхностного натяжения, наличие катализаторов горения. Кроме того, важной задачей является снижение смол, механических примесей, воды и т.д. Концентрация 0,01-0,03% (100-300 ppm) – это вполне приемлемый и безопасный уровень содержания серы.

10. Контроль качества дизельного топлива

Кинематическая вязкость. В топливах для быстроходных дизельных двигателей нормируется кинематическая вязкость при 20 °С, а для тихоходных - при 50 °С. При данных температурах в соответствии с требованием ГОСТ 33-66 вязкость можно определять в вискозиметрах типа ВПЖ-1, ВПЖ-2 и Пинкевича. Вискозиметры ВПЖ-1 рекомендуются для определения вязкости прозрачных (просвечивающихся) жидкостей при положительных температурах, а ВПЖ-2 и Пинкевича как при положительных, так и отрицательных температурах. Вискозиметры выпускаются с разными диаметрами капилляров, что позволяет определять вязкость от 0,6 до 30 000 сСт. Вискозиметр нужно подбирать так, чтобы время движения жидкости при проведении опыта было не менее 200 и не более 600 с. Вязкость дизельных топлив определяют при 20 °С.

Вязкость дизельных топлив должна быть оптимальной . Как слишком малая вязкость, так и слишком большая нарушают работу топливоподающей аппаратуры, процессы смесеобразования и сгорания топлива. В ГОСТах на топлива для быстроходных дизельных двигателей нормируются нижний и верхний пределы кинематической вязкости при 20 °С.

При пониженной вязкости топливо просачивается через зазоры в плунжерной паре топливного насоса, нарушается дозировка топлива, уменьшается цикловая подача. Топливо может подтекать через отверстия форсунок, что вызывает повышенное нагарообразование. Топливом смазываются прецизионные пары топливного насоса, при уменьшении вязкости смазочные свойства ухудшаются, что может привести к повышенному износу топливной аппаратуры.

Давление, создаваемое ТНВД настолько велико, что смазывающие свойства дизельного топлива для его деталей жизненно важны.

При распыливании маловязкого топлива образуются более мелкие и однородные по размеру капли. Это улучшает процессы испарения, смесеобразования и сгорания. При отрицательных температурах топливо с невысокой вязкостью обладает лучшей текучестью в трубопроводах, фильтрах тонкой очистки, насосах, затрачивается меньше энергии на преодоление внутреннего трения.

Если топливо обладает большой вязкостью , то при распыливании образуются крупные капли, поэтому требуется больше времени на испарение, что приводит к неполному сгоранию топлива и дымлению двигателя, увеличивается нагарообразование, повышается расход топлива. Особенно сильно влияет повышенная вязкость на пусковые свойства зимой. При повышении температуры вязкость уменьшается незначительно, а при отрицательных температурах резко повышается (рис. 4).

Рис. 4. Зависимость вязкости дизельных топлив от температуры

Чем выше началь ное значение вязкости (+20 °С), тем сильнее изменения, происходящие при понижении температуры, что приводит к резкому возрастанию сопротивления при движении жидкости по топливопроводам, в результате чего может нарушаться нормальная подача топлива и работа насоса высокого давления. Поэтому вязкость зимних сортов дизельных топлив должна быть меньше, чем летних.

Испытаниями установлено, что оптимальная вязкость топлив для быстроходных дизелей при 20 °С находится в пределах 2,0-6,0 сСт, причем летние топлива должны иметь вязкость ближе к верхнему пределу, а зимние - к нижнему.

Низкотемпературные свойства. Важной эксплуатационной характеристикой дизельного топлива являются его низкотемпературные свойства, которые определяют подвижность топлива при отрицательных температурах. Низкотемпературные свойства оцениваются температурами помутнения, начала кристаллизации и застывания.

Температурой помутнения называют температуру, при которой теряется фазовая однородность топлива. Визуально топливо начинает мутнеть из-за выделения мельчайших капелек воды, микроскопических кристаллов льда или твердых углеводородов. Постепенно при понижении температуры количество твердой фазы увеличивается, кристаллы растут. Температуру, при которой в топливе появляются первые кристаллы, видимые невооруженным глазом, называют температурой начала кристаллизации. Температура полной потери подвижности носит название температуры застывания.

Определение температур помутнения и застывания . Общий вид прибора для оценки низкотемпературных свойств дизельных топлив показан на рис. 5.

В пробирку 5 наливают испытуемое топливо в таком количестве, чтобы ртутный шарик термометра 2 был в середине жидкости. Пробирку плотно закрывают пробкой 3 с укрепленным в ней термометром. Собранную пробирку 5 помещают в воздушную ванну, которой служит другая пробирка 6, большего диаметра. В стакан 4 с охлаждающей смесью помещают термометр 1. В качестве охлаждающей смеси можно использовать многие составы. При испытании летних сортов дизельных топлив можно пользоваться смесью снега и поваренной соли. При испытании зимних сортов удобно работать с твердой углекислотой (сухой лед). Сухой лед небольшими кусочками (пинцетом) опускают в бензин, происходит интенсивное испарение углекислого газа, что вызывает понижение температуры. Температура до минус 45-50° достигается легко, а этого вполне достаточно для испытания зимних топлив.

Помешивая охлаждающую смесь, понижают ее температуру примерно до 0 °С. Затем в охлаждающую смесь в вертикальном положении устанавливают собранный прибор и по термометру 2 следят за понижением температуры испытуемого топлива.

Начиная от +5 °С может нарушаться фазовая однородность топлива. Для определения температуры помутнения прибор быстро вынимают из охлаждающей смеси и в проходящем свете наблюдают за изменением внешнего вида топлива. Если образец остается прозрачным, прибор помещают в охлаждающую смесь и понижают температуру до 0 °С (помешивая смесь). При проведении опыта нужно постепенно понижать температуру охлаждающей смеси так, чтобы разница между температурами смеси и топлива была не больше 5-7 °С.

Наблюдения за изменением состояния топлива повторяют при понижении температуры через каждые 5 °С. Отмечают первую температуру, при которой замечено изменение фазовой однородности (помутнение). После этого продолжают понижать температуру до тех пор, пока топливо не застынет (т. е. не потеряет подвижность). При температуре застывания уровень топлива в пробирке, находящейся в охлаждающей смеси и наклоненной под углом 45°, должен оставаться неподвижным в течение 1 мин. В этом опыте температуры помутнения и застывания можно определить с точностью до 5 °С. Для большей точности нужно очень медленно понижать температуру охлаждающей смеси и наблюдать за изменением состояния топлива через каждые 2-3 °С.

Температуры помутнения, кристаллизации и застыва ния зависят от химического состава дизельных топлив. У парафиновых углеводородов эти температуры очень высокие, часто даже положительные, поэтому нефти парафинового основания используют для получения летних сортов дизельных топлив. Многие нафтеновые углеводороды имеют низкие температуры застывания (ниже минус 50 °С). Зимние сорта дизельных топлив вырабатывают из нефтей с высоким содержанием нафтеновых углеводородов. Подбирая сырье, технологию его переработки и очистки, получают зимние сорта дизельных топлив с температурами застывания минус 45 или минус 30 0 С. Содержание ароматических и непредельных углеводородов в дизельных топливах крайне нежелательна: первые имеют высокие температуры застывания и ухудшают качество горения, вторые снижают стабильность.

Оценка качества дизтоплива по нагарообразованию . Способность обеспечивать чистоту деталей двигателя и топливоподающей системы - очень важный эксплуатационный показатель топлива для быстроходных двигателей. Особенно большие неприятности создает закоксовыва-ние отверстий распылителей форсунок. Кроме этого, нагар и другие углеродистые отложения образуются в камере сгорания, на клапанах, глушителях, в продувочных окнах (двухтактные двигатели) и др. Закоксовывание форсунок ухудшает распыл топлива, снижает его цикловую подачу, а иногда и прекращает подачу топлива. Нагароотложения ведут к перегреву двигателя, а, следовательно, к снижению его мощности и экономичности.

Повышенному накоплению нагара способствуют неполнота сгорания топлива, которая может быть из-за повышенной вязкости и тяжелого фракционного состава, снижения давления впрыска, износов деталей форсунки, а главное, наличия в топливе высокомолекулярных смолистых веществ, лакообразующих соединений, повышенной зольности и наличия механических примесей. На накопление в топливе смолистых веществ существенно влияет его стабильность, т. е. способность сохранения физико-химического состава и свойств топлива при хранении. Наихудшей стабильностью обладают непредельные углеводороды, которые под действием времени, температуры, кислорода воздуха образуют смолы и органические кислоты, поэтому содержание непредельных углеводородов в дизельных топливах не допускается.

Показатели качества дизельного топлива, влияющие на образование нагара и нормируемые ГОСТом, следующие: коксовое число, или коксуемость, содержание фак тических смол, золы, механических примесей, часто также определяется содержание лака. Но полностью ни один из этих параметров не характеризует эксплуатационных свойств топлива.

Коксовое число - способность топлива давать углистый остаток после его испарения и разложения без доступа воздуха при температуре 800 °С. Количество остатка зависит от вязкости, фракционного состава топлива и глубины его очистки от смолисто-асфальтовых соединений. Допускается коксовое число не более 0,05%. Поскольку эта величина очень невелика, часто определяют коксуемость 10% остатка топлива после его разгонки. В этом случае допустимая величина кокса для топлив, используемых в быстроходных дизелях, будет в 10 раз больше, т. е. 0,5%.

Фактические смолы . Высокомолекулярные продукты, содержащиеся в топливе в момент определения в виде твердых или полужидких веществ, остающихся после испарения топлива. Количество фактических смол определяется при температуре 250 °С.

Зола - минеральный остаток после сжигания топлива в атмосфере воздуха при температуре 800-850 °С. Зола, остающаяся после сгорания топлива, участвует в образовании нагара и, кроме этого, увеличивает износ деталей, поэтому ее содержание строго ограничено и не может превышать 0,02%.

Определение склонности топлива к лакообразованию . Хорошим показателем, оценивающим склонность топлива к образованию высокотемпературных отложений, на наш взгляд, является содержание в нем лакообразующих веществ. Прибор показан на рис. 6.


Дизельные топлива (ДТ) предназначены для дизелей и являются нефтяными фракциями, выкипающими при температуре от 200 до 350 °С.Дизельное Топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;

Эксплуатационные требования к дизельным топливам. Дизельные топлива должны обеспечит:

– бесперебойную подачу топлива как из бака к топливной аппаратуре, так и в цилиндры двигателя;

– надежное смесеобразование, т.е. обладание оптимальными вязкостью, плотностью, фракционным составом, поверхностным натяжением и давлением насыщенных паров;

– хорошую воспламеняемость, что обеспечивает мягкую работу двигателя, полное сгорание без образования сажи и особо токсичных и канцерогенных продуктов в отработавших газах;

– минимальное образование нагара и отложений в зоне распылителей форсунок и в камере сгорания;

– минимальную коррозионную активность;

– возможно большую физическую стабильность при длительном хранении и транспортировке;

– невысокую токсичность.

2. Свойства и показатели дт, влияющие на подачу и смесеобразование

На подачу топлива в двигатель существенно влияютнизкотемпературные свойства дизельных топлив, а также его физическая и химическая стабильность, наличие механических примесей и воды .

На смесеобразование оказывает влияниевязкость, плотность, поверхностное натяжение, испаряемость (фракционный состав) и давление насыщенных паров топлив .

Если вязкость топлива слишком высокая, то оно будет с трудом проходить через фильтры, форсунки и т.д. Низкая вязкость ДТ ухудшает смазывание плунжерной пары насоса высокого давления и уменьшает цикловую подачу топлива. Кроме того, от вязкости зависит качество распыления.

Для определения вязкости дизельных топлив используют вискозиметры (например ВПЖ-4).

ДТ-Л-К4(К5), Сорт C

14 Вязкость при 40 0 С, мм 2 /с

СТБ ИСО 3104

Низкотемпературные свойства

Низкотемпературные свойства характеризуются температурой помутнения, предельной температурой фильтруемости и температурой застывания .

Температура помутненения – это наивысшая температура, при которой топливо теряет прозрачность. При этом топливо не теряет своей текучести.

Температура застывания это наивысшая температура, при которой топливо теряет свою текучесть.

Предельная температура фильтруемости – это температура, при которой топливо при охлаждении в соответствующих условиях способно еще проходить через фильтр с установленной скоростью.

Низкотемпературные свойства можно улучшить, удалив из топлива часть парафиновых углеводородов, т.е. депарафинизацией. Однако следует помнить, что при депарафинизации удаляются высокоцетановые компоненты и снижается цетановое число дизельного топлива.

Второй путь - добавление в дизельные топлива депрессорных присадок , которые существенноснижают температуру застывания и предельную температуру фильтруемости топлив и практически не влияют на температуру помутнения. В качестве депрессорных присадок используются присадки полимерного типа.

В зависимости от климатических условий применения по предельной температуре фильтруемое для дизельного топлива умеренных климатических зон установлено шесть сортов, для арктических и холодных климатических зон - пять классов.

Предельные значения цетанового числа классов топлив для арктического и холодного климата, приведенные в таблице 5, ниже значений для сортов топлив для умеренного климата, приведенных в таблице 3, что отражает зависимость воспламенения от плотности и более низкие значения плотности классов топлив для арктического и холодного климата.

Таблица 4 – Сорта топлива для умеренного климата

Таблица 5 - Арктический и холодный климат

Наименование

Значение для класса

Метод испытания

показателя

измерения

1 Предельная темпера­тура фильтруемости (CFPP)

2 Температура помут­нения

СТБ ЕН 23015

3 Плотность при 15 °С)

СТБ ИСО 3675

ЕН ИСО 12185

4 Вязкость при 40 °С

СТБ ИСО 3104

5 Цетановое число

СТБ ИСО 5165

6 Цетановый индекс

СТБ ИСО 4264

7 Фракционный состав:

% (V/V) перегоняется при 180 °С

СТБ ИСО 3405

% (V/V) перегоняется при 340 °С

Наличие воды и механических примесей

Топливная аппаратура современных дизельных автомобилей предъявляет высокие требования к чистоте применяемых топлив. В них не должно содержаться механических примесей и воды. При транспортировке, хранении и заправке велика вероятность попадания в топливо механических примесей. Это может быть атмосферная пыль и влага, продукты коррозии, микроорганизмы.

ДТ-Л-К4(К5), Сорт C

ДТ-З-К5, класс 2 («Арктика») по СТБ 1658-2012

Плотность и поверхностное натяжение.

С повышением плотности увеличивается дальнобойность факела, снижается экономичность и растет дымность отработавших газов.

Степень распыливания топлива полностью зависит от поверхностного натяжения : размер капель прямо пропорционален величине поверхностного натяжения. С утяжелением фракционного состава топлив, с повышением их плотности поверхностное натяжение возрастает. Для дизельных топлив поверхностное натяжение составляет 0,027-0,030 Н/м.

Свойства и показатели ДТ, влияющие на самовоспламенение и процесс сгорания

Цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы

Цетановое число - это показатель воспламеняемости дизельного топлива; численно равный объемному процентуцетана С 16 Н 34 в его смеси сальфа-метилнафталином С 10 Н 7 СН 3 , которая по самовоспламеняемости аналогична испытуемому топливу. Для определения цетановых чисел составляют эталонные смеси. В их состав входят цетан и альфа-метилнафталин. Склонность цетана к самовоспламенению оценивают в 100 единиц, альфа-метилнафталина - в 0 единиц. Если смесь, например, состоит из 30% цетана и 70% альфа-метилнафталина, то принято считать, что ее цетановое число равно 30.

Температура самовоспламенения ипериод задержки воспламенения зависят от содержания и строения углеводородов, входящих в состав топлива. Цетановые числа парафиновых углеводородов (алканов) самые высокие, причем наибольшие цетановые числа имеют соединения нормального строения.

При цетановом числе ниже 45 дизели работают жестко (происходит нарастание давления до 0,6…0,9 МПа при повороте коленчатого вала на 1)°, особенно зимой, а выше 45 – мягко. Однако использовать топлива с цетановым числом выше 60 нерентабельно, так как жесткость работы при этом изменяется незначительно, а удельный расход топлива возрастает. Последнее объясняется тем, что при повышении ЦЧ свыше 55 период задержки воспламенения (время с момента начала подачи топлива в цилиндр двигателя до начала горения) настолько мал, что топливо воспламеняется вблизи форсунки, и воздух, находящийся дальше от места впрыска почти не участвует в процессе сгорания. В результате топливо сгорает не полностью, снижается экономичность двигателя.

ДТ-Л-К4(К5), Сорт C, Сорт F

ДТ-З-К5, класс 2 («Арктика») по СТБ 1658-2012.

Повышение цетанового числа ДТ достигается двумя способами : изменением химического состава и введением специальных присадок.

При первом способе одновременно увеличивают концентрацию в топливе нормальных парафинов и уменьшают содержание ароматических углеводородов. Однако нормальные парафины имеют высокую температуру кристаллизации, поэтому рост их концентрации приводит к ухудшению низкотемпературных свойств ДТ.

Введение в ДТ специальных кислородсодержащих присадок способствует легкому выделению активного кислорода. К таким присадкам относятсяорганические перекиси, сложные эфиры азотной кислоты .

В международной практике для характеристики воспламеняемости топлива наряду с цетановым числом используют цетановый индекс , который можно определить по номограммам в зависимости от плотности иt 50 . Для дизельного топлива, выпускаемого поEN-590 цетановое число составляет не менее 51,0, а цетановый индекс – не менее 46,0.

Коррозионные свойства ДТ

Коррозионная агрессивность дизельных топлив ограничивается стандартами на дизельные топлива по следующим показателям

Свойства ДТ, влияющие на образование отложений

Нагарообразование в двигателе зависит от следующих параметров дизельного топлива: содержание фактических смол и серы, фракционного состава, количества непредельных и ароматических углеводородов, зольности и коксуемости.

С повышением содержания фактических смол в дизельном топливе склонность к нагарообразованию возрастает.

Склонность к нагарообразованию возрастает при увеличении содержания в дизельном топливе ароматических углеводородов.

Нагарообразование и отложения на деталях двигателя зависят от коксуемости топлива и содержания в нем золы.

Коксуемость определяется процентным соотношением количества образовавшегося твердого остатка (кокса) после коксования (разложения без доступа воздуха при температуре 800...900 °С) навески топлива в специальном приборе

Зольность топлива характеризует содержание в нем несгораемых примесей. Содержание золы повышает нагарообразование. Попадая в масло, зола вызывает ускоренный износ деталей.

ДТ-Л-К4(К5), Сорт C, Сорт F

Дизельное биотопливо на основе рапсового масла

Дизельное биотопливо - сложный метиловый эфир жирных кислот (МЭЖК или по-английски FAME) с качеством дизельного топлива, производимый из масла растительного происхождения, и используемый в качестве биотоплива.

Как показывают исследования, использование биотоплива не снижает ресурс двигателя. В то же время оно более агрессивно, чем дизельное топливо нефтяного происхождения, по отношению к резиновым деталям автомобиля. Поэтому необходимо адаптировать соответствующие части автомобиля к дизельному биотопливу.

Согласно СТБ 1657-2006 (ЕН 14214:2003) «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Технические требования и методы испытаний» в зависимости от климатических условий применения по предельной температуре фильтруемости для FAME, используемых в качестве топлива в умеренных климатических зонах, установлено шесть сортов (А, В, С, D, Е и F) (табл. 2), а в арктических и холодных климатических зонах - пять классов (0, 1, 2, 3, 4) (табл. 3).

Рисунок 1 - Схема производства дизельного биотоплива

Смесевое дизельное биотопливо.

Согласно СТБ 1658-2006 «Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Топливо дизельное. Технические требования и методы испытаний» предусматривается производство смесевых дизельных биотоплив с содержанием МЭЖК, не превышающим 5 % .

В зависимости от климатических условий применения по предельной температуре фильтруемости для смесевого дизельного топлива умеренных климатических зон установлено шесть сортов: А, В, С, D, Е и F, арктических и холодных климатических зон - пять классов: 0, 1, 2, 3, 4.

Для применения в условиях Республики Беларусь пригодны смесевые дизельные топлива сортов В, С и F.

Дизельное биотопливо является экологически наиболее чистым из всех видов широко используемых в настоящее время моторных топлив. При его применении снижается дымность отработавших газов и выброс окислов азота на 20...22 %. В выбросах отсутствуют окись углерода (угарный газ), углеводороды и соединения серы, что дает возможность устанавливать нейтрализаторы отработавших газов. Кроме того, биотопливо, попадая во внешнюю среду, полностью распадается в течение 10... 15 суток на неагрессивные по отношению к природным объектам компоненты. К тому же биотопливо относится к возобновляемым источникам топлива.

В соответствии с Техническим регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот(т.е. в маркировке это не указывается)

В соответствии с СТБ 1658-2012 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо дизельное. Технические условия» допускается

Марки дизельных топлив

В соответствии с Техническим регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.

Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.

Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

Примеры обозначения дизельных топлив: топливо дизельное ДТ-З-К5, класс 2 по СТБ 1658-2012; топливо дизельное ДТ-Л-К4, Сорт C по СТБ 1658-2012; топливо дизельное ДТ-Л-К5, Сорт C по СТБ 1658-2012; топливо дизельное ДТ-З- К5, Сорт F по СТБ 1658-2012.

Ассортимент автомобильных дизельных топлив, выпускаемых в Республике Беларусь, их свойства

В Республике Беларусь действует государственный стандарт Республике Беларусь СТБ 1658-2012 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо дизельное. Технические условия» . В соответствии с данным стандартом дизельные топлива и методы их испытаний должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3

Таблица 3 – Общие требования и методы испытания

Наименование показателя

измерения

Значение показателя

Метод испытания

1 Цетановое число

СТБ ИСО 5165

2 Цетановый индекс

СТБ ИСО 4264

3 Плотность при 15 °С

СТБ ИСО 3675

ЕН ИСО 12185

4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов

СТБ ЕН 12916

СТБ ИСО 20846

ЕН ИСО 20847 ЕН ИСО 20884

СТБ ИСО 20846

ЕН ИСО 20884

6 Температура вспышки

СТБ ИСО 2719

7 Коксуемость 10 %-ного остатка3"

СТБ ИСО 10370

8 Зольность

СТБ ИСО 6245

СТБ ИСО 12937

СТБ ЕН 12662

11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С)

Единицы по шкале

СТБ ИСО 2160

12 Стойкость к окислению

СТБ ИСО 12205

13 Смазывающая способность:

Скорректированный диаметр пятна износа (WSD 1,4) при 60 °С

СТБ ИСО 12156-1

14 Вязкость при 40 °С

СТБ ИСО 3104

15 Фракционный состав:

% (V/V) перегоняется при 250 °С

% (V/V) перегоняется при 350 °С

95 % (V/V) перегоняется при температуре

СТБ ИСО 3405

16 Объемная доля метиловых эфиров жирных кислот (FAME)k)

Белорусские нефтеперерабатывающие заводы выпускаю дизельное топливо следующих марок.

Для эксплуатации в условиях умеренного климата предлагаются следующие марки топлива дизельного по СТБ 1658-2012:

ДТ-Л-К4(К5), Сорт C – предельная температура фильтруемости не выше -5°C;

ДТ-З-К4(К5), Сорт F – предельная температура фильтруемости не выше -20°C.

Остальные технические требования и нормы представлены в таблице 6. В зависимости от содержания серы подразделяется на два экологических класса: К4 и К5.

Качество топлива дизельного экологического класса К5 соответствует требованиям европейского стандарта EN 590.

Топливо дизельное соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011.

Таблица 6 - Технические характеристики дизельных топлив для умеренного климата, выпускаемых в РБ ДТ-Л-К4(К5), Сорт C, Сорт F

Показатель

Норма по ТР ТС 013/2011

Метод испытаний

Значение по СТБ 1658-2012

1 Цетановое число, не менее

СТБ ИСО 5165

2 Цетановый индекс, не менее

СТБ ИСО 4264

СТБ ИСО 3675

4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более:

Экологический класс К5

Экологический класс К4

СТБ ЕN 12916

Экологический класс К5

Экологический класс К4

СТБ ИСО 20846

Не ниже 30

СТБ ИСО 2719

7 Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более

СТБ ИСО 10370

СТБ ИСО 6245

СТБ ИСО 12937

СТБ ЕN 12662

СТБ ИСО 2160

СТБ ИСО 12205

13 Смазывающая способность:

Скорректированный диаметр пятна износа (WSD 1,4) при 60 0 С, мкм, не более

СТБ ISO 12156-1

СТБ ИСО 3104

15 Фракционный состав:

При 250 0 С перегоняется, % (об.), менее

При 350 0 С перегоняется, % (об.), не менее

СТБ ИСО 3405

Для эксплуатации в условиях холодного климата предназначено топливо дизельное ДТ-З-К5, класс 2 («Арктика») по СТБ 1658-2012.

Показатель

Норма по ТР ТС 013/2011 в отношении экологического класса К5

Метод испытаний

Значение по СТБ 1658-2012

1 Цетановое число, не менее

СТБ ИСО 5165

2 Цетановый индекс, не менее

СТБ ИСО 4264

3 Плотность при 15 0 С, кг/м 3

СТБ ИСО 3675

4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более

СТБ ЕN 12916-1

СТБ ИСО 20846

6 Температура вспышки в закрытом тигле, о С

Не ниже 30

СТБ ИСО 2719

7 Коксуемость10%-ного остатка, %, не более

СТБ ИСО 10370

8 Массовая доля золы, %, не более

СТБ ИСО 6245

СТБ ИСО 12937

СТБ ЕN 12662

11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 0 С), класс

СТБ ИСО 2160

12 Стойкость к окислению, г/м 3 , не более

СТБ ИСО 12205

13 Смазывающая способность:

Скорректированный диаметр пятна износа(WSD 1,4) при 60 0 С, мкм, не более

СТБ ISO 12156-1

14 Вязкость при 40 0 С, мм 2 /с

СТБ ИСО 3104

15 Фракционный состав:

При 180 0 С перегоняется, % (об.), не более

При 340 0 С перегоняется, % (об.), не менее

95 % (об.) перегоняется при температуре, 0 С, не выше

СТБ ИСО 3405

16 Предельная температура фильтруемости (CFPP), 0 С, не выше

17 Температура помутнения, о С, не более

СТБ ЕН 23015


К атегория:

Ремонт топливной аппаратуры автомобилей

Топливо для дизельных двигателей


Требования, предъявляемые к дизельному топливу. Основным топливом для дизельных двигателей являются дизельные топлива.

Дизельное топливо представляет собой сравнительно вязкую жидкость желтоватого цвета, со слабым характерным запахом.

К дизельным топливам при эксплуатации предъявляются аналогичные требования, что и к бензинам. Однако из них можно выделить ряд специфических требований, обусловленных особенностями смесеобразования и воспламенения в дизельных двигателях. Эти требования в общем виде следующие: сохранение текучести и определенной вязкости топлива до возможно более низких температур с целью обеспечения надежной подачи в цилиндры двигателя; хорошее смесеобразование и воспламеняемость топлива при впрыске в камеру сгорания.

Показатели качества дизельных топлив. Соответствие дизельных топлив перечисленным выше требованиям оценивается по их физико-химическим показателям в соответствии с ГОСТ 4749-73 и 305-73.

Все дизельные автомобильные топлива по климатическим условиям их применения делятся на летние, зимние и арктические. Летние дизельные топлива и могут применяться при температурах воздуха выше 0 °С. Зимние дизельные топлива марок ЗС (зимнее северное) и ДЗ предназначены для применения при температурах от 0 до -30 °С, а топливо лишь до температуры -20 °С. Арктические топлива предназначены для применения в холодной климатической зоне зимой: топливо марки ДА - до температуры -30 °С, а топливо марки А - до температуры -50 °С.

В связи с этим топлива по ГОСТ 305-73 разделены на две подгруппы. Вторая подгруппа топлив содержит серы примерно в два раза больше, поэтому применять их можно в двигателях, где используется масло с присадкой, уменьшающей вредное воздействие серы.

Цетановое число является наиболее важным физико-химическим показателем качества дизельных топлив. Этот показатель определяет самовоспламеняемость дизельных топлив, т. е. способность их паров воспламеняться без источника зажигания (в определенных условиях). Цетановое число оказывает решающее влияние на легкость пуска и характер работы двигателя. Чем выше цетановое число топлива, тем легче пуск двигателя и мягче его работа. Цетановое число зависит от количества и группового состава углеводородов, входящих в дизельное топливо.

Парафиновые углеводороды термически менее устойчивы, легко окисляются с образованием перекисей, поэтому относятся к наиболее легковоспламеняющимся и имеют высокие цетановые числа.

Ароматические углеводороды для воспламенения требуют более высоких температур и значительных интервалов времени на окисление, вследствие чего их цетановые числа невелики.

Нафтеновые углеводороды занимают промежуточное положение по воспламеняемости среди парафиновых и ароматических углеводородов.

Повышение цетанового числа может быть достигнуто изменением группового состава углеводородов дизельного топлива или введением присадок. Второй.способ наиболее прост, так как позволяет сравнительно легко влиять на воспламеняемость топлива. Такие присадки, как этилнитрат или изопропилнитрат, введенные в дизельное топливо в количестве 1%, вызывают повышение цетанового числа на 10-15 единиц.

Оценка воспламеняемости дизельного топлива проводится, как и для бензинов, сравнением работы одноцилиндрового двигателя на эталонном топливе и на испытуемом топливе. В качестве эталонного топлива применяют смесь углеводородов цетана и а-ме-тилнафталина. Воспламеняемость цетана принимают за 100 единиц, а а-метилнафталина - за 0.

Составляя эталонное топливо из этих углеводородов в разных соотношениях, можно при работе одноцилиндрового двигателя на испытуемом топливе и на эталонном добиться одинаковой воспламеняемости. В этом случае процентное содержание цетана в эталонном топливе будет численно равно цетановому числу испытуемого топлива.

Фракционный состав дизельных топлив является показателем их испаряемости. В дизельном двигателе испарение топлива происходит в среде очень сильно нагретого воздуха. Поэтому, несмотря на слишком малое время для смесеобразования, большая часть топлива успевает испариться и образовать рабочую смесь. При этом фракции топлива с очень низкими температурами перегонки плохо воспламеняются. Следовательно, дизельное топливо должно иметь оптимальный фракционный состав, чтобы он не затруднял испарения и не ухудшал воспламеняемости.

В ГОСТ ах для дизельных топлив фракционный состав характеризуется температурами перегонки 50 и 96% топлива. Эксплуатационная оценка дизельного топлива по этим точкам не производится. Начало перегонки дизельных топлив происходит при 180- 200 °С, а конец - при 330-360 °С.

Вязкость дизельных топлив относится к важнейшим показателям их качества. Она определяет возможность подачи топлива в цилиндры двигателя. При эксплуатации недопустимо использование дизельных топлив с чрезмерно высокой или низкой вязкостью, так как это вызывает нарушение в работе двигателя.

ГОСТ ы на дизельное топливо устанавливают для каждой марки топлива, вязкость при температуре 20 °С в единицах кинематической вязкости - сантистоксах.

Подача топлива в цилиндры двигателя может нарушаться и без потери текучести вследствие образования в нем микрокристаллов парафина или льда при понижении температуры. Это явление наступает при температуре помутнения.

Температура помутнения характеризуется потерей прозрачности топлива из-за выделения в нем микрокристаллов, причем кристаллы льда начинают образовываться уже при температуре немного ниже 0°С, а парафины дают помутнение и при более низких температурах. Для надежной подачи топливо должно иметь температуру помутнения на 3-5 °С ниже его рабочей температуры.

Если температура понижается ниже температуры помутнения на 5-15 °С, то топливо застывает и полностью теряет текучесть.

Температура застывания характеризуется величиной, при которой дизельное топливо загустевает настолько, что уровень его не изменяется в течение 1 мин при наклоне стандартной пробирки с топливом на угол 45°. Температура застывания определяет возможность использования топлива при данной температуре воздуха.

Коррозионные свойства дизельных топлив, как и бензинов, зависят от содержания в них серы и ее соединений, минеральных и органических кислот, щелочей, фактических смол и непредельных углеводородов. Наиболее агрессивное воздействие на металлы оказывают активная сера, кислоты и щелочи. Поэтому содержание серы в дизельных топливах ограничивается, а кислот не допускается.

Фактические смолы и непредельные углеводороды в дизельных топливах являются причиной отложений и нагара в камерах сгорания, на клапанах, форсунках и других деталях двигателя. Они нарушают нормальный тепловой режим двигателя, ухудшают его экономичность и снижают мощность.

Кислотность характеризует содержание органических кислот в дизельном топливе и выражается в миллиграммах щелочи КОН , требующейся для нейтрализации кислот, которые содержатся в 100 мл топлива. По химической стабильности, т. е. способности окисляться и давать смолистые отложения, дизельные топлива значительно превосходят бензины. Для дизельных топлив установлен гарантийный срок хранения 5 лет.

Качество дизельных топлив проверяют в условиях эксплуатации сопоставлением паспортных данных требованиям ГОСТ ов. В паспорте указывают цетановое число, кинематическую вязкость при 20 °С, температуры помутнения и застывания, содержание серы и фактических смол. При оценке качества дизельного топлива по паспорту определяют минимальную температуру, при которой данное топливо допустимо использовать, а также по подгруппе марки топлива назначают использование соответствующего масла для двигателя.

Основные параметры дизельного топлива, влияющие на износ двигателя, следующие: вязкость, фракционный состав, содержание серы, смол и механических примесей.

Вязкость топлива оказывает существенное влияние на процессы смесеобразования и сгорания его в двигателе, а также на износ прецизионных деталей топливного насоса и форсунок.

При использовании топлива с малой вязкостью увеличивается угол конуса струи и уменьшается глубина проникновения топлива в камеру сгорания. Поэтому воздух, содержащийся в камере сгорания, используется неэффективно, увеличивается износ прецизионных пар и утечка топлива в зазорах между прецизионными деталями топливного насоса и форсунок.

При использовании топлива с высокой вязкостью уменьшается угол конуса струи и увеличивается ее дальнобойность; часть топлива при этом попадает на стенки камеры сгорания, что способствует образованию нагара и лаковых отложений. Ухудшение процесса смесеобразования вызывает повышенный расход топлива и дымный выхлоп.

Стендовые испытания двигателя ЯАЗ -204 показали зависимость износа деталей поршневой группы от фракционного состава дизельного топлива. Повышение температуры выкипания 50-процентных фракций топлива с 230 °С до 350 °С вызывает увеличение зазора в замке кольца за 500 ч работы двигателя почти в два раза.

Большое влияние на износ двигателя оказывает наличие серы в дизельном топливе, особенно при работе его с низкой температурой воды в системе охлаждения.

Экспериментально установлено, что при снижении температуры охлаждающей воды с 70 °С до 35 °С износ двигателя на сернистом топливе увеличивается в четыре раза. Поэтому соблюдение оптимального температурного режима двигателя является эффективным средством уменьшения коррозионно-ме-ханического изнашивания. При работе двигателей на сернистом топливе увеличивается отложение нагара лаков, интенсифицируется процесс старения картерной смазки и пр.

Уменьшение вредного действия серы в дизельном топливе достигается путем добавки к нему специальных щелочных присадок (ЦИАТИМ -339), а также применением коррозионностой-ких металлов.

Согласно ГОСТ 305-62 при использовании дизельного топлива с содержанием серы более 0,2% одновременно должно применяться дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ -339 или с другой, более эффективной.

Основным параметром, характеризующим качество процесса сгорания дизельного топлива, является цетановое число. В зависимости от цетанового числа изменяется величина максимального давления р и давления по углу поворота кривошипа

Если дизельное топливо имеет небольшое цетановое число, то двигатель работает со стуком и с высокой механической нагрузкой в деталях поршневой группы. При повышении цетанового числа снижается жесткость работы двигателя, уменьшается нагрузка на детали поршневой группы и увеличивается надежность и долговечность двигателя.

Наличие механических примесей в дизельном топливе вызывает серьезные неполадки в работе двигателя: забивание топливных фильтров и перебои в подаче топлива, интенсивное изнашивание прецизионных деталей топливной аппаратуры.

К атегория: - Ремонт топливной аппаратуры автомобилей

Основные требования к дизельным топливамОбеспечивать хороший пуск двигателя, т.е.
воспламеняться с малой задержкой.
Иметь оптимальный фракционный состав и вязкость,
обеспечивающие хорошую испаряемость, распыление
топлива и смазку насоса.
Давать малое нагарообразование.
Обеспечивать установленные требованиями
низкотемпературные свойства.
Не вызывать коррозию оборудования, иметь низкую
кислотность.

Дизельные топлива

По ГОСТ выпускаются ДТ:
- для быстроходных дизелей
оборотов коленчатого вала более 1000 об/мин);
- для тихоходных дизелей
вращения коленчатого вала менее 1000 об/мин).
(с числом
(с частотой
По техническим условиям выпускаются ДТ:
- экспортные ДЛЭ, ДЗЭ;
- с депрессорными присадками ДЗп, ДАп;
- экологически чистые и с улучшенными экологическими свойствами
(содержание серы 0,01 и 0,005 %) ДЭК-Л, ДЭК-З, ДЛЭЧ, ДЗЭЧ и др.

Дизельные топлива

Для быстроходных дизелей используются
нефтяные фракции выкипающие в
пределах 180-350 ºС
Для тихоходных дизелей используются
более тяжелые нефтяные фракции (240-350
ºС)

Дизельные топлива для быстроходных дизелей

Дизельные
топлива
Летнее (ДЛ)
Зимнее (ДЗ)
Арктическое (ДА)
Не выше
минус 10 ºС
Не выше
минус 35 ºС
Не выше
минус 50 ºС
85%
14%
1%

Основные показатели качества

Воспламеняемость
Испаряемость
Вязкость
Коррозионная активность
Низкотемпературные свойства
Экологические свойства

Воспламеняемость

Воспламеняемость характеризует способность ДТ к
самовоспламенению в среде разогретого от адиабатического
сжатия в цилиндре двигателя воздуха
Время с момента впрыска жидкого топлива в камеру сгорания до
самовоспламенения называется индукционным периодом
топлива (период задержки воспламенения)
Чем меньше индукционный период, тем плавнее протекает
сгорание, тем выше качество ДТ

Воспламеняемость (ЦЧ)

Наименьший индукционный период имеют нормальные парафины
Наибольший – ароматические углеводороды
Промежуточное положение занимают - нафтеновые
Разница в индукционном периоде дала возможность выбрать
эталоны для определения качества ДТ
Мерой воспламеняемости ДТ принято считать цетановое
число (ЦЧ)
Эталоны
- цетан (н-гексадекан С16Н34) - воспламеняемость принята за 100
единиц ЦЧ (ЦЧ=100)
- α-метилнафталин - воспламеняемость принята за 0 (ЦЧ=0).

10. Цетановое число углеводородов

Углеводороды
Цетановое число
Парафиновые
60-100
Олефиновые
50-90
Нафтеновые
20-40
Ароматические
0-30

11. Воспламеняемость (ЦЧ)

ЦЧ - показатель воспламеняемости ДТ, численно равный
процентному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином,
которая по самовоспламеняемости в стандартном двигателе
эквивалентна испытуемому топливу.
Определение воспламеняемости ДТ производится на
специальной установке со стандартным одноцилиндровым
двигателем ИТ9-3 и заключается в сравнении испытуемого топлива
с эталонными топливами
Методы определения
- по критической степени сжатия
- по периоду запаздывания воспламенения
- по совпадению вспышек

12. Воспламеняемость (расчет ЦЧ)

Расчетные методы определения ЦЧ:
ЦЧ = tа – 15,5
где tа – температура анилиновой точки
ЦЧ = 0,85П + 0,1Н - 0,2А
где П, Н, А – содержание в топливе парафиновых, нафтеновых и
ароматических углеводородов в % мас. Соответственно
ЦЧ = 60 – 0,5ОЧ
где ОЧ – октановое число топлива

13. Воспламеняемость

Товарные ДТ должны иметь ЦЧ в определенных оптимальных
пределах:
- Применение топлив с ЦЧ < 40 приводит к жесткой работе дизеля и
ухудшению пусковых свойств топлива.
- Повышение ЦЧ > 55 нецелесообразно, т. к. возрастает удельный
расход топлива в результате уменьшения полноты сгорания;
возрастает дымность выхлопных газов.
ЦЧ ДТ зависит от его фракционного состава и химического
состава
В ГОСТах ЦЧ ДТ нормируется в пределах 45–55.

14. Воспламеняемость (присадки)

Для повышения ЦЧ товарных ДТ применяют специальные
присадки, улучшающие воспламеняемость топлив (изопропил-,
амил- или циклогексилнитраты и их смеси).
Их добавляют к топливу не более 1% масс, преимущественно к
зимним и арктическим сортам, а также к низкоцетановым
топливам.
Присадки позволяют:
- повысить ЦЧ на 10-12 единиц;
- улучшить пусковые характеристики;
- уменьшить нагарообразование.

15. Воспламеняемость

Положительное влияние на работу дизеля оказывают:
- повышение степени сжатия;
- увеличение числа оборотов коленчатого вала;
- применение для изготовления блока цилиндров металла с
низкой теплопроводностью, например чугуна;
- применение топлив с оптимальной воспламеняемостью.
Работу дизеля ухудшают повышение влажности воздуха и
низкие температуры окружающего воздуха.

16. Испаряемость ДТ

Испаряемость ДТ – оценивается фракционным составом
Пусковые свойства ДТ оцениваются t 50%. Чем ниже эта
температура, тем легче запуск дизеля
tн.к. ДТ должна составить 180–200°С, т.к. наличие бензиновых
фракций ухудшает их воспламеняемость и пусковые свойства,
повышает пожароопасность
Нормируеется t 96% в пределах 330–360 °С - характеризует
присутствие в топливе высококипящих фракций, которые могут
ухудшить смесеобразование и увеличить дымность отработавших
газов.

17. Вязкость ДТ

Топливо в системе питания дизельного двигателя выполняет
одновременно и роль смазочного материала
Ограничивают нижний и верхний допустимые пределы
кинематической вязкости при 20 °С (в пределах от 1,5 до 6,0 сСт).
При недостаточной вязкости топлива:
- повышается износ плунжерных пар насоса высокого давления и игл
форсунок;
- растет утечка топлива между плунжером и гильзой насоса.
При повышенной вязкости топливо:
- плохо прокачивается по системе питания;
- недостаточно тонко распыливается;
- неполностью сгорает.

18. Низкотемпературные свойства

Температура застывания
- летнее (tзаст менее -10 °С)
- зимнее (tзаст менее - 35-45 °С)
- арктическое (tзаст менее - 50 °С)
Температура помутнения
Предельная температура фильтруемости

19. Низкотемпературные свойства

В состав ДТ входят высокомолекулярные н-алканы, имеющие
высокие температуры плавления
При понижении температуры эти углеводороды выпадают из
топлива в виде кристаллов различной формы, и топливо мутнеет.
Возникает опасность забивки топливных фильтров кристаллами
парафинов
Температура помутнения характеризует нижний температурный
предел возможного применения ДТ
При дальнейшем охлаждении помутневшего топлива кристаллы
парафинов сращиваются между собой, образуют
пространственную решетку, и топливо теряет текучесть
Для ориентировочного определения возможных условий
применения топлива используется условная величина -
температура застывания.

20. Для улучшения низкотемпературных свойств ДТ применяют

- облегчение фракционного состава;
- карбамидную депарафинизацию;
- цеолитную или каталитическую
депарафинизацию;
- депрессорные присадки (не снижают
температуры помутнения, препятствуют образованию
каркаса из парафинов).

21. Коррозионная активность

Коррозионная активность зависит от содержания в топливе
коррозионно-агрессивных кислородных и сероорганических
соединений: нафтеновых кислот, серы, сероводорода и
меркаптанов
Она оценивается содержанием:
- общей серы (не более 0,2-0,05%);
- меркаптановой серы (не более 0,01%);
- сероводорода (отсутствие);
- водорастворимых кислот и щелочей (отсутствие);
- кислотностью (не более 5 мг/100 г топлива);
- испытанием на медной пластинке.
Для борьбы с коррозионными износами деталей дизеля выпускают
малосернистые топлива и добавляют к ним различные присадки
(антикоррозионные, защитные, противоизносные и др.).

22. Экологические свойства

Экологические свойства – оцениваются
пожароопасностью ДТ
Пожароопасность ДТ оценивают по температуре
вспышки в закрытом тигле
Для всех марок быстроходных ДТ
- tвсп не ниже 30-35 °С;
Для топлив, предназначенных к применению на
кораблях
- tвсп не ниже 61 °С;
В особо опасных условиях (в подводных лодках)
- tвсп не ниже 90 °С.

23. Требования к качеству дизельного топлива по ЕN 590

Показатели
Цетановое число, не менее
Плотность при 15ºС, кг/м3
Содержание ПЦА, %, не более
Массовая доля серы, %, не более
Окислительная стабильность, не
более
Смазывающие свойства при
60°С, мкм, не более
Кинематическая вязкость при
40°С, мм2/с
95% перегоняется до, ºС
Стандарт по ограничению
содержания вредных веществ
1993
1996
45
49
820-860
820-860
Не нормируется
0,5
0,05
EN590
2000
51
820-845
11
0,035
Не нормируется
25
Не нормируется
460
2005
51
825-845
11
0,005 и
0,001
2008
54-58
825-830
2
-
-
0,001
2,0-4,5
2,0-4,5
2,0-4,0
370
370
360
340-360
340-350
Евро-1
Евро-2
Евро-3
Евро-4
Евро-5

24. Показатели нового ГОСТ 305 для ДТ без депрессорных присадок

Показатели
ДЛ
ДЗ
ДА
Цетановое число, не менее
49
45
45
Вид I
0,05
0,05
0,05
Вид II
0,1
0,1
0,1
Вид III
0,2
0,2
0,2
Цвет, ед., не более
2,0
2,0
2,0
Массовая доля серы,%, не
более

25. Преимущества дизельных двигателей

На 30-35% меньше расход топлива
Более устойчивы в работе, допускают
большие перегрузки
Нет детонационного горения топлива
Менее пожароопасны
Выхлопные газы менее токсичны
Возможность использования топлива с
различной испаряемостью

26. Недостатки дизельных двигателей

Большая удельная масса
Менее быстроходны
Трудности при запуске в зимних условиях

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...