Сергей Александрович Есенин. «Буря. Анализ стихотворения есенина буря Есенин буря анализ

Сергей Александрович Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка.

Иван Захарович Суриков

Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.

«Буря» - превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, — благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль - растения долго томились без влаги. Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет. Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.

Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки.

Сергей Александрович Есенин и Айседора Дункан. Америка. Фото - 1922 год

Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему была Америка и насколько родной всегда оставалась деревня.

Стихотворение «Буря» относится к ранней пейзажной лирике С. Есенина. Поэт создал его для публикации в журнале «Млечный путь». Но издание закрыли, а стихотворение увидело мир только после смерти поэта в 1959 г. на страницах газеты «Чарджоуская правда».

Тема анализируемого произведения – сильная буря. Автор показывает, что человек бессилен перед стихией. В то же время С. Есенин воспевает могущество природы, преклоняясь перед ним.

Стихотворение «Буря» – пейзажная зарисовка, в центре которой непогода. Картины природы динамичные, что соответствует содержанию. Динамизм достигается при помощи глаголов. Их С. Есенин использует практически в каждой строке. Слова данной части речи позволяют отобразить не только движения, но и звуки.

В достаточно лаконичном произведении Сергей Александрович сумел показать, как начинается буря и воспроизвести самые сильные порывы ветра. Сначала поэт замечает, как «дрогнули листочки, закачались клены», струсив с ветвей пыль. Они, кажется, почувствовали приближение ветра – первого вестника стихии. Их волнение передается всему лесу. Тот отчаянно охккает, понимая, что ничего не сможет сделать незваной гости. Его эхо раздается в округе, доносясь до ковыля.

Во второй строфе стихотворения отчетливее проявляет себя лирический герой. Он пережидает бурю в доме, наблюдая за ней из окошка. Проказы погоды напоминают герою плач. В мутные стекла заглядывают принагнутые ветви, будто бы тоже хотят в дом. В полумгле деревья кажутся унылыми.

Лирический герой всматривается вдаль и замечает, что оттуда ползут черные тучи, а это значит – буря затянется надолго. Настроение погоды передалось и речке. Она стала грозной, сердито ревет, разбрасывает вокруг брызги. В завершении произведения автор сравнивает стихию с сильной рукой, которая мечет землю, как игрушку. Этот образ можно толковать как руку Господа.

По смыслу стихотворение С. Есенина «Буря» условно делится на три части: рассказ о начале бури, наблюдение за непогодой из окна, описание наползающих туч и сердитой реки. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение состоит из трех октав, буря усиливается в каждой следующей строфе. Стихи объединены кольцевой рифмовкой. Стихотворный размер – трехстопный хорей. Такая ритмико-мелодическая организация позволяет отобразить бушующую погоду.

Пейзажную зарисовку С. Есенин создал при помощи художественных средств. Важную роль в «Буре» играет метафора, помогая автору показать душу и характер природы: «охнул лес», «зашептался с эхом высохший ковыль», «плачет у окошка…буря», «качают ветки, голову понуря», «ревет… река». Детализируется описание посредством эпитетов: «золотистые ветки», «лес зеленый», «пасмурная буря», «мутная буря», «тоска угрюмая», «сильная рука».

Некоторым строкам выразительности придает аллитерация, например, шепот ковыля воспроизводится при помощи слов с согласными «з», «ш», «с»: «зашептался с эхом высохший ковыль».

«Буря» Сергей Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

Анализ стихотворения Есенина «Буря»

Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) – русский поэт-самоучка. Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.

«Буря» – превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, — благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль – растения долго томились без влаги. Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет. Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.

Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки. Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему был город и насколько родной всегда оставалась деревня.

Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина - "Буря". Здесь тоже все в природе живое - все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее "настроении".

В первой строфе Есенин показывает, как от грома ухнул лес, как зашептались взолнованно камыши, как зашумели ветра... симфонию звуков дополняет, конечно, и то, как закачались деревья, дрогнули листья. И немного красок добавляет Сергей Есенин в картину бури - с веток летит золотая пыль.

Во второй строфе автор как бы притягивает к себе как к наблюдателю эту бурю. О пишет, что она плачет у окошка. А к его мутному стеклу наклоняются ветлы. Они даже качают головами и угрюмо смотрят. Создается тревожное и печальноеиощущение.

Третья строфа показывает, на что с опаской смотрят деревья. Вдали черные тучи, они, как грозные хищники, выползают. Река бушует, ревет сердито, поднимает воду. Сам автор употребляет сочетание "водяные кручи", которое прекрасно передает ощущение опасности. И в самой последней строке показана "сильная рука", которая и создает всю эту круговерть. Это символическая рука бури, природы, а, может быть, самой Вселенной.

Автор не только ощущает природу, но и угадывает некую высшую силу во всем. И он смотрит на нее с некой разумной осторожностью, как на великана, но без страха, без раболепстования. Есенин понимает, что бури в природе тоже, конечно, нужны. Конечно, травы перешептываются в страхе, листья трепут, сами люди вздыхают, но всей системе нужно обновление и очищение. Восхищаясь стихией, Сергй Александрович не бежит в центр бури, но смобтрит из теплого дома, понимая неизбежность "плохого": грозы, зимы, старения... В этом стихотворении он исподволь учит читателей принимать жизнь такой, какой она должна быть. И всегда получать удовольствие от этой жизни.

Анализ стихотворения Буря по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Облаком волнистым Фета

    По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым

  • Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

    Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства

  • Анализ стихотворения Какое счастие: и ночь, и мы одни! Фета

    В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем

  • Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова
  • Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

    Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

Анализ стихотворения Есенина «Буря»


Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) – русский поэт-самоучка. Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.

«Буря» – превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, - благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль – растения долго томились без влаги. Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет. Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.

Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки. Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему был город и насколько родной всегда оставалась деревня.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...