Тоти даль монте (1893—1975). Тоти даль монте - голос над миром "Даль Монте Тоти" в книгах

С чувством глубокого уважения и восхищения перед искусством и самоотверженным трудом большой итальянской певицы, нашей современницы, я пишу эти вступительные строки к книге воспоминаний Тоти Даль Монте. Ее имя знакомо нам не только по грамзаписям. Друг нашей страны, замечательная певица четырежды посещала СССР. Первый раз - проездом в начале 30-х годов. Затем, в 1956 году, она была дорогой гостьей москвичей и познакомила нас со своим вокальным мастерством на концерте в Доме ученых, а приехав в 1963 году с труппой Эдуардо Де Филиппо, показала свое искусство драматической актрисы.

В последний раз мы встретились с Тоти Даль Монте в Москве в 1965 году, когда она, приехав в качестве гостьи Министерства культуры СССР, щедро делилась с педагогами-вокалистами и молодыми певцами своим опытом и размышлениями по поводу вокального искусства, которому посвятила свою жизнь.

Воспоминания Тоти Даль Монте великолепно отражают эмоциональную, непосредственную натуру артистки, бесконечно преданной своей профессии. Здесь мы не найдем глубокого анализа основ итальянского вокального искусства, методологии певческого мастерства. Да автор и не ставил перед собой подобных задач. Это увлекательный рассказ о жизненном и творческом пути, приведшем певицу к вершинам мировой славы. Может быть, здесь кое-что идеализировано, кое-что рассказано лишь конспективно. И все же, прочтя эти правдивые строки, понимаешь, каких жертв, труда и напряжения сил стоили Тоти Даль Монте ее искусство, ее слава, которой она в большой мере обязана самой себе, своему умению работать, а также осознанному с юных лет чувству ответственности. Искусство Тоти Даль Монте никак нельзя назвать «слепым даром природы». Из ее воспоминаний ясно, что голос у нее был поначалу совсем небольшой. Но врожденная музыкальность и воспитанная с детства привычка к труду, а также безграничная любовь к своему делу помогли Тоги Даль Монте стать одной из крупнейших лирических певиц первой половины нашего века.

Дочь школьного учителя и «по совместительству» руководителя провинциального оркестра, Тоти пяти лет уже хорошо сольфеджировала и играла на рояле. Девяти лет она пела песни Шуберта, нетрудные классические арии. Но в консерваторию поступила как пианистка, учась у маэстро Тальяпьетро, ученика Феруччио Бузони. И кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы, уже почти заканчивая консерваторию, она не повредила руку. Это привело ее к «королеве бельканто» Барбаре Маркизио, одной из знаменитых сестер Маркизио, любимиц Россини и других великих композиторов. И вот малышка Тоти, как называла ее Барбара Маркизио, уже подписывает свой первый в жизни контракт с ничтожным вознаграждением по десять лир в день…

Высокий профессионализм итальянской оперной сцены, в то время еще богатой замечательными певцами и дирижерами во главе с великим Артуро Тосканини, завершает шлифовку таланта Тоти Даль Монте. Она выдвигается в первый ряд мастеров итальянского бельканто.

Очень ценными являются те строки книги Тоти Даль Монте, где она пишет о Тосканини. Мы видим, какую огромную роль в воспитании молодого певца, в развитии его музыкальной культуры и техники, а также в художественном истолковании им образа играет дирижер.

Я подчеркиваю важные этапы творческой биографии певицы для того, чтобы еще и еще раз напомнить молодым вокалистам и всем, кто любит пение, о сложности нашей профессии. Как часто молодые певцы уже готовы принять за искусство одну еще только голосовую одаренность, думая, что этого достаточно для успеха. Нет, подлинный, прочный успех приходит к тому артисту, который владеет большой музыкальной культурой, который умеет разумно, самоотверженно трудиться и самокритично оценивать свои удачи и ошибки даже тогда, когда встречает широкое признание слушателей. Жизнь каждого большого певца - это непрерывный самозабвенный труд.

Бесчисленные турне по странам мира, по крупным и провинциальным городам Италии требовали большого, напряженного и беспрерывного труда, часто лишали певицу многих простых человеческих радостей. В этом тоже поучительна для нас безыскусственная книга Тоти Даль Монте, хотя певица вовсе не стремится сосредоточить внимание читателей на трудностях и лишениях своей жизни. Наоборот, воспоминания ее привлекают глубоким оптимизмом, искренним и доброжелательным отношением ко всем «великим и малым», кто встретился на ее жизненном и творческом пути. Никакого оттенка соперничества, зависти, жалобы… Это тоже говорит нам о чистой душе подлинного художника, открытой для всего доброго и хорошего. Название книги Тоти Даль Монте «Голос над миром» отвечает ее содержанию. Голос певицы звучал действительно в странах всего мира.

Я с большим удовольствием прочла присланную мне с теплой дарственной надписью автора книгу Тоти Даль Монте, еще раз ощутив всю непосредственность моего милого друга, которая так чарует и в ее искусстве и в ее общении с людьми.

Надеюсь, что эта книга с интересом будет прочитана всеми, кто любит пение и оперный театр. И, конечно, в первую очередь теми, кто вступил или только мечтает вступить на прекрасный, но трудный путь служения вокальному искусству.

Елена Катульская,

народная артистка СССР

Советским читателям

Могла ли я думать в далеком 1931 году, очутившись проездом в Москве, что еще раз вернусь сюда. И не только вернусь, но установлю самые дружеские связи с моими коллегами из Москвы и Ленинграда, ближе узнаю их, проникнусь симпатией к гостеприимным советским людям.

Большим и приятным сюрпризом для меня было известие, что книга моих воспоминаний будет издана в Советском союзе.

В ожидании встречи с моими новыми читателями у меня в груди живет одно-единственное желание - предстать перед вами такой, какая я есть. Я не хотела прибегать в своей книге к стилю примадонны, которая легко, играючи, рассказывает о своих огромных успехах за тридцать лет артистической деятельности. Этот стиль теперь не в моде, да и вряд ли это укрепило бы вашу симпатию ко мне.

Мне хотелось рассказать о неимоверных усилиях, о беспрестанном тяжком труде, без которого немыслимо развивать и совершенствовать свое вокальное мастерство, каким бы высоким оно ни было вначале. Я много и напряженно занималась, отрабатывая каждую каденцию, каждый пассаж с упорством, достойным инструменталистов.

Со священным трепетом и даже с робостью приступала я к изучению произведений наших великих композиторов - Россини, Беллини, Доницетти, Верди.

Я горячо стремилась постичь всю глубину гуманизма, пронизывающего лучшие оперы этих замечательных мастеров.

Мне выпало счастье петь много лет подряд под руководством несравненного Тосканини. Он открыл передо мной широкие музыкальные горизонты и показал, как по-новому можно исполнять даже всем известные произведения.

Очень многое я почерпнула для себя и выступая под руководством таких прекрасных дирижеров, как де Сабата, Гуарньери, Серафин.

Из книги моих воспоминаний вы узнаете, что единственной моей учительницей была великая Барбара Маркизио.

Ученица самого Джоаккино Россини, она была изумительной певицей и чудесным педагогом. Когда я начала у нее учиться, Барбаре Маркизио было почти восемьдесят лет, но это ничуть не мешало ей заниматься со мной много и напряженно.

Лишь благодаря Барбаре Маркизио я постигла «тайны» бельканто, приобрела по словам критиков, безупречность стиля, хорошую дикцию и, главное, научилась с большой выразительностью исполнять речитативы, играющие столь важную роль в наших операх.

Я не стану утомлять вас, моих читателей, педагогическими премудростями, но хочу вкратце рассказать об основных вокальных правилах, без которых нельзя достичь мастерства исполнения.

—В каком возрасте Вы стали учиться петь? Был ли у Вас тогда большой голос с полным диапазоном?

—Мой дебют состоялся, когда мне исполнилось 18 лет. До этого я занималась немного — пять лет, то есть начала лет с тринадцати-четырнадцати. На оперной сцене пела 30 лет. Училась я у нашей величайшей певицы Барбары Маркизио, ученицы Джоаккино Россини. Она была тогда уже очень стара. Все ее драгоценные реликвии находятся сейчас в музее Ла Скала. Я счастлива тем, что являюсь, благодаря школе Барбары Маркизио, одной из немногих хранителей подлинного итальянского бельканто. Но сначала я училась играть на фортепиано, а потом уже стала заниматься и пением. Голос у меня в начале занятий был маленький, но очень красивый. Диапазон тоже был невелик. Эта выдающаяся певица и педагог развила мой голос и передала мне свою замечательную вокальную технику.

—Скажите, пожалуйста, какими должны быть ощущения певца при правильном пении. Каковы Ваши личные ощущения, когда Вы поете?

—Я считаю, что правильная школа пения одна. Есть единый верный метод пения. Он включает многие моменты. К сожалению, этот метод уже исчезает. Отвечу на Ваш вопрос так. Во время пения должны быть максимальная дисциплина дыхания, свободное лицо и рот, мягкий подбородок. Голос должен резонировать в голове. (Тоти Даль Монте показывает на лоб, область переносицы и темя.) Звуки как бы «выливаются» из горла, все время связаны с ним. Горло (гортань) во время пения должно оставаться неподвижным.

—Всегда ли певцу в пении нужна улыбка, или рот может быть округлым?

—Рот при пении должен быть естественным, округлым. Любая специально удержанная «позиция рта» — величайшая ошибка. В пении надо опустить подбородок, расслабить щеки и нижнюю челюсть, наподобие того состояния, когда мы зеваем. Губы при этом должны быть мягкими, свободными, а мягкое нёбо поднято. Очень часто певцы, не имеющие вокальной школы, подают звук вперед или в нос — это ошибка. Резонанс должен быть в голове, а не в носу. Я всегда говорю своим ученикам, желая, чтобы они подняли мягкое нёбо: «Выше зуб мудрости!» Обязательно приходится следить за тем, чтобы нижняя челюсть и подбородок были свободны. Освобождение мышц верхней части лица, скул — одна из основ верного пения. Лицо делится по ощущению как бы на две раз-ные части — верхнюю и нижнюю. Верхняя по ощущению должна быть поднята и неподвижна, нижняя — свободна, расслаблена, опущена. К со-жалению, очень часто у певцов встречаются одинаково жесткие, твер-дые и щеки, и подбородок.

—Нужно ли в процессе пения как-то особенно укладывать язык, скажем, «ложечкой»?

—Нет. Язык должен быть только естественным, свободным, мягким. Жесткий язык — это беда.

—Следует ли кончик языка держать у зубов в так называемой классической позиции?

—Иногда он может быть и у зубов, но держать его там не надо. У меня он свободно, естественно лежит на дне рта.

—Вы назвали дыхание одной из основ правильного пения. Как Вы дышите в пении?

—Я стараюсь сделать вдох через нос. Дыхание набираю так, чтобы хорошо расширились нижние ребра. При этом несколько поднимается грудь и подтягивается живот. Дыхание должно быть полным, но не чрезмерным. Диафрагму надо все время поддерживать и ни в коем случае не расслаблять. Однако самое важное в дыхании — это найти верное звукоизвлечение, эмиссию голоса вместе с дыханием. Верно взятое дыхание не удерживается, если эмиссия звука голоса не верна.

—В связи с этим как Вы относитесь к изолированным упражнениям дыханием без звука?

Я считаю их нецелесообразными и совершенно бессмысленными. Только в соединении дыхания с голосом кроется секрет правильного пения. Развитие большого певческого дыхания — результат посте-пенной тренировки дыхательного аппарата на пении. Оно приходит не сразу. Повторяю: очень важно найти способ эмиссии голоса вместе с дыханием.


Не считаете ли Вы, что дыхание у мужчин, басов в частности, должно быть иным, нежели у женщин с высокими голосами?

—У них дыхание как бы более опертое. Но главное — резонанс у них должен быть больше в лице. Я уже говорила: резонировать надо в голову, а не в нос! Более низкие ноты певцы-мужчины, в частности басы, должны брать с сильным грудным резонированием.

—Какие гласные наиболее удобны для правильного образования певческого звука?

—Полу-«А», полу-«О».

Тоти даль Монте поет "Regnava nel silenzio" из оперы "Лючия Ламермур" Доницетти

Какие звуки Вы советуете употреблять, если голос далекий, имеет «глухой» тембр?

—Какая, по Вашему мнению, атака звука будет правильной, способствующей хорошему звукообразованию?

—Атака должна быть чистой, без придыхания. Звуки должны «браться» не снизу, а как бы сверху.

—А как Вы относитесь к «твердой», «жесткой» атаке?

—В пении такой быть не должно! Есть умеренная, но не жесткая. Верная атака — это, конечно, необходимое правило. Но еще очень важно, правильно атаковав ноту, ничего не изменять. Нельзя никогда двигать горлом. Оно должно бьпъ неподвижным. В этом — основа ровного, льющегося звука. Основа легато, основа бельканто. Правда, это лишь мое личное мнение.

—Расскажите, пожалуйста, о проблеме резонанса и регистров голоса у сопрано.

—Обычно все сопрано не имеют четко разграниченных регистров. И все же, при необходимости, сопрано может спеть несколько нот в грудном регистре. Но увлекаться слишком им нельзя. Необходимо правильно употреблять микстовый регистр внизу. При переходе к высоким нотам надо обязательно уменьшить опору на грудь. Вверху нельзя загружать голос грудным резонированием. Как я уже говорила, все должно быть по звучанию высоко в голове.

—Как Вы советуете проводить ежедневные упражнения, с чего предлагаете начинать?

—Разогревать голос вначале надо на центре диапазона, пользуясь принципом легато и динамикой меццо-форте. Потом постепенно можно переходить к высоким нотам, исполняя их на пиано. Затем следует делать филировку и более сложные задания. Упражнения должны быть хорошо подобраны. Моя преподавательница учила меня упражнениям для преодоления различных вокальных трудностей. Мы пели упражнения на все интервалы, на большие скачки вверх и вниз, на филировку, делали трель, стаккато и тому подобное. Упражнения надо петь добро-, совестно, не более 30—40 минут по два раза в день. Потом можно перехо-дить к изучению оперной музыки. Заниматься следует обязательно еже-дневно, но не перегружая голоса, не утомляя его. К сожалению, есть уче-ники и певцы, которые слишком много поют, думая, что они скорее ра-зовьют голос. Это ошибка. Школа дается временем.

—На каком этапе от упражнений можно переходить к пению произведений с текстом?

—Я считаю, что нужно минимум один год петь только упражнения. Потом можно взяться за старинные произведения классического стиля. Итальянская и французская оперная классика XVIII века хоро-шо развивает вкус и полезна для голоса. Затем, в зависимости от голо-совых возможностей, можно переходить к маленьким партиям в опе-рах XIX века. Я всегда заставляю своих учеников петь те произведе-ния, которые несколько легче, чем позволяют возможности певца. Фор-сировать развитие нельзя. С тенором, который мог бы спеть героев «Тоски» или «Андре Шенье», я все же сначала прохожу партии из «Тра-виаты» и «Риголетто». Всегда лучше дать более легкое. У них еще будет время исполнять трудные партии. Главное в искусстве певца — музы-кальное и художественное выражение голосом. Тот певец, который стремится к совершенству, должен помнить: идеал — научиться гово-рить в пении. Не «ставить» голос, а как бы говорить на пении.

Тоти даль Монте поет "Deh! Vieni non tardar..." из "Свадьбы Фигаро" Моцарта



—Как синьора слышит русский язык?

—В вокальном отношении русский язык несколько трудноват Гласные звуки «И», «Е» — узкие. Я не знаю языка, но я слышу его. «И» должно быть ближе к «Ы», «А» — к «О»; «Е» — к «Э». Они обязаны быть округлыми, широкими, а не сжатыми. Не все, но многие ваши певцы, однако, поют хорошо и по-итальянски, и по-русски. Шаляпин, Собинов, из современных — Козловский, Катульская и многие другие. Это доказывает, что можно и по-русски петь вокально очень хорошо. Но все же, в самом языке есть трудности, которые надо преодолеть.

—Как синьора относится к влиянию новой музыки на голосовой аппарат?

—Неважно...

—Есть ли связь между появлением новой музыки и исчезновением бельканто?

—Я полагаю, что да. Бельканто утрачивается в значительной мере из-за современной музыки. Певцу, который уже имеет школу бельканто, почти все равно, что петь. Он со всем может справиться. Но для молодежи без фундаментальной школы — это вред. А ведь обычно новую музыку дают исполнять молодым. Это плохо отражается на их го лосе.

—Что изменилось в Ла Скала с тех пор, когда Вы начинали свою деятельность?

—Все изменилось. В мой период было много настоящих певцов, полностью владевших школой бельканто. Теперь их мало. Кто истинно хорошо поет из теперешних? Симионато, Скотто, Френи. Надо сказать, что Френи удовлетворяет не во всем. Она еще очень молода (Интервью относится к 1965 году, когда Френи только начала выступать в театре Ла Скала. — Примеч. ред.) Слишком рано выпустили на сцену, но у нее замечательные данные! Дали ей петь Травиату, и в первом акте она вначале потерпела фиаско. В Италии много серости в вокальной педагогике, и она еще не была по-настоящему готова для сцены. Я еще забыла назвать Каллас. Каллас — это феномен! К сожалению, она плохо себя чувствует. Она при-ехала в Италию очень полной, с замечательным драматическим сопра-но. В Венеции, в театре Фениче, спела Изольду в «Тристане» и «Пури-тан». Это было феноменально и по голосу, и по артистическому мас-терству. Потом начала лечиться, чтобы похудеть, и слишком этим ув-леклась. В результате она частично потеряла некоторые голосовые чер-ты. Но как музыкант для меня она лучшая из всех. Какая у нее фрази-ровка! Она — величайшая артистка. У нее фантастическая техника. Она во всем зрелый художник. Очень часто ее голос сравнивают с моим (мой был совершеннее), но в «Медее», в «Норме» она была лучше меня. А ведь «Норму» у других слушать нельзя. Жаль все-таки, слишком рано после лечения она спела эту партию. Нужно было года два не петь, подождать, пока организм придет в естественное состояние. Врачи ей говорили: «Езжай в горы, обнови кровь». А она не послушалась, сразу спела «Норму» и... запусти-ла петуха, сорвалась... Очень жаль. Это моя любимая певица.

Тоти даль Монте поет "Casta diva" из "Нормы" Беллини


—А как в Италии обстоит дело с тенорами?

—Замечателен Корелли... Неплохо поет Раймонди. Да, Дель Монако. Он попал в автомобильную катастрофу. Теперь уже начал петь. Голос восстановил, но нервы — еще нет. Он мой любимый певец. Потом, конечно, Ди Стефано, который еще поет. Ди Стефано самиспортил свою карьеру. У него прекрасный голос. Вы слышали «Тоску» с Ди Стефано, Каллас под управлением Ди Сабата? Это замечательный спектакль! Ди Стефано рано начал петь слишком трудные для него партии. Эта перегрузка привела к деградации голоса. Но когда он дебютировал, это было чудо. В Ла Скала в «Миньоне» он заставил меня плакать. Как жаль, что он не приобрел фундаментальной школы и не удержался от пения трудных партий! У него уникальный голос! У нас в 30—40-х годах был величайший тенор — Аурелиано Пертиле. Он не имел такого голоса, как Ди Стефано, но зато обладал изумительной школой. Пертиле был любимцем Тосканини и пел с ним и в «Силе судьбы», и в «Андре Шенье».

—А как у вас баритоны? Как, например, котируется Гобби?
—Гобби хорош только в характерном амплуа: Фигаро, Таддео... Замечателен легкий баритон — Брускантини. У него
отличная школа.

—А Каппуччилли?

—О, да, да. Каппуччилли! Молодой, но очень, очень хорош.


—А басы?

—Всех «съел» Гяуров. Милый, простой человек и блестящий певец. Есть еще большой артист — Христов! У него нет такого голоса, как у Гяурова, но он великий художник!


—С чем связано Ваше мнение, что в Италии становится все меньше хороших голосов?

—Мало занимаются, мало осваивают школу. Ведь у нас были какие замечательные басы. У вас и сейчас есть отличные басы: Петров, Огнивцев. Я уж не говорю о тех, кого нет, например, о Шаляпине. У Огнивцева есть шаляпинские черты. Он также берет некоторые звуки «в голову», как и Шаляпин брал.

—Расскажите, пожалуйста, немного о Шаляпине. Вы ведь часто пели вместе.

—Шаляпин был большой выдумщик, немного с сумасшедшинкой. Это был гениальный интерпретатор, но многое делал произвольно. Однако все, что он делал, воспринималось убедительно и казалось оправданным. Это был гений! Он внес новую струю в искусство интерпретации. Он первый открыл нам и обнажил Мефистофеля в опере Бойто. Потом показал нам Бориса... Никто не достиг таких вершин, как он.

—Повлиял ли его стиль на постановки оперы в Италии?

—Да, безусловно. Он был новатором. Он оказал влияние на игру актеров, грим, на все, что связано с театром. Это был великий мастер! Он любил меня. Называл «Тотарелло». Я с ним пела в «Севильском цирюльнике» в Ла Скала... Это был знаменитый «Севильский» с Шаляпиным и Скипа. Билет стоил огромные деньги. Потом в США мы пели в театре на девять тысяч мест. Пели без микрофона... Позже я выступала в Париже, но не с ним. Он пришел на спектакль «Севильский цирюльник». Потом повез меня к себе пить чай. В доме все было на русский лад. Обращался он со мной, как с ребенком, опекал. Мне предстояло ехать в турне, так он давал всякие советы: «Оставь драгоценности в сейфе, закажи подделки и возьми с собой. Еще обворуют».

Тоти даль Монте поет "Полонез Филины" из оперы "Миньон" Тома.

—Влияют ли так называемые легкие песни на голоса оперных певцов, полезны они или вредны?

—Исполнение подобных песен предполагает у певца совершен но иную постановку голоса, нежели для оперы. Певцы легкой музыки теперь поют в американской манере. У них, с моей точки зрения, вообще нет постановки голоса. Тот, кто поет поставленным голосом в легкой музыке, не нравится! Лично я не люблю легкую музыку и всегда выключаю радио, когда ее слышу. Певец должен петь либо легкий жанр, либо оперу. Потому что они антагонистичны, по постановке. У нас есть две примечательные певицы в этом стиле: Мильва, которая сначала училась как оперная певица, у нее темный низкий голос, есть все возможности для правильного звуковедения, и Мина, которая вообще не знает, как и о чем поет, но у нее целая гамма оттенков и беспредельный диапазон. Она своим голосом делает довольно интересные вещи. Это единственные певицы в легком жанре. Остальные вокалисты, выступающие в этом стиле, — просто кошмар. К сожалению, радио заполнено этим пением. Во кально безграмотные люди имеют рекламу и зарабатывают кучи денег. А так называемый кантаджиро — Павоне! Там все трясутся как эпилеп-тики. Зарабатывают миллионы за вечер! Мир перевернулся! Потеряны поэзия и музыка.

—Неужели нет надежды, что они потеряны лишь на время?
—У меня нет такой надежды. Я только питаю надежду до самой смерти никогда не видеть и не слышать подобного.

—Какие, на Ваш взгляд, современные итальянские оперы достойны внимания?

—Мне представляются достойными внимания оперы Ильдебрандо Пицетти. У него есть стиль, правда, чуть легковесный. Но он крупный композитор и дирижер. Еще одно имя: Менотти. Он руководит фестивалями в Сполетто. Хорошо знает театр. Его оперы «Медиум», «Телефон» интересны.

—А оперы Даллапиккола?

—Я их не понимаю. Но есть еще Ноно! Это уж совсем непонятно. Он занимается электронной музыкой. Его опера вообще невероятна. Поставили ее в Америке. Это буквально вещь для сумасшедших. После спектакля я целый вечер не могла произнести ни слова. Меня окликали: «О чем ты думаешь?» Я была подавлена, оглушена и молчала. В конечном счете все наши современные композиторы — сама современность, — добавляет Тоти Даль Монте со вздохом. — Я стараюсь теперь поменьше слушать их музыку. Я не считаю себя плохим музыкантом, не хочу отставать от искусства. Посещаю спектакли, концерты, чтобы понять эту музыку. Но ничего не могу понять. Точно так же и с выставками современных художников. Хожу из желания постигнуть, но их искусство остается мне непонятным.

—А как Вы относитесь к творчеству Прокофьева, Шостаковича?

—Ну, это совсем другое дело. Это тоже современно. Но в их музыке внутри есть сущность, я чувствую музыкальное содержание. У Шостаковича, мне кажется, особенно.

—Последние два вопроса — о наших певцах. Как Вы оцениваете их искусство с позиций бельканто?

—В чем Вы видите основные недостатки наших певцов?

—Я несколько дней в вашей стране. Только что начала посещать Большой театр. Ну, вот первое впечатление. Сопрано в «Иване Сусанине». Очень мило и... бесцветно. Хотелось бы большей округленности звука. Голос, как у многих наших певцов, не совсем резонирует в голове. Часто он где-то в горле. Поэтому очень несвободны верха. Однако я чув-ствую у ваших певцов страсть к обучению.

—А как Вы считаете, учась каким-то элементам школы у итальянцев, русские певцы не потеряют свое национальное?

— Нет. Хорошая грамотная школа освобождает голосовой аппарат. Ему все становится легко. А когда голос готов, можно петь на любом языке, с любой экспрессией. Я приехала, чтобы помочь, насколько смогу, сделать все возможное для этого.


CD1:

01. BELLINI La sonnambula: Ah! non credea mirarti (1929)
02. DONIZETTI Lucia di Lammermoor: Regnava nel silenzio (1926)
03. DONIZETTI Lucia di Lammermoor: Splendon le sacre faci (1926)
04. DONIZETTI La figlia del Reggimento: Lo dice ognun (1928)
05. DONIZETTI La figlia del Reggimento: Convien partir (1926)
06. DONIZETTI La figlia del Reggimento: La ricchezza ed il grado (1928)
07. DONIZETTI Linda di Chamounix: O luce di quest"anima (1929)
08. THOMAS Mignon: Io son Titania (1929)
09. BIZET I pescatori di perle: Brahma, gran Dio (1929)
10. BIZET I pescatori di perle: Siccome un di caduto il sole (1929)
11. VERDI Falstaff: Sul fil d"un soffio etesio (1929)
12. VERDI Lo, here the gentle lark (Bishop) (1929)
13. VERDI Carnevale di Venezia (Benedict) (1926)

01. Le nozze di Figaro (The Marriage of Figaro), opera, K. 492 Deh! vieni, non tardar
02. Guillaume Tell (William Tell), opera Selva opaca
03. Il barbiere di Siviglia (The Barber of Seville), opera Una voce poco fa
04. Lucia di Lammermoor, opera Splendon le sacre faci
05. Rigoletto, opera Caro nome
06. Norma, opera Casta diva
07. La sonnambula, opera Prendi, l"anel ti dono
08. Il barbiere di Siviglia (The Barber of Seville), opera Dunque io son
09. Don Pasquale, opera Tornami a dir
10. La Traviata, opera Ah! fors" и lui
11. Rigoletto, opera Lassщ in cielo
12. Le nozze di Figaro (The Marriage of Figaro), opera, K. 492 Crudel! perchй finora
13. Don Giovanni, opera, K. 527 Lа ci darem la mano
14. Don Pasquale, opera Quel guardo il cavaliere
15. Lodoletta, opera in 3 acts Flammen, perdonami!
16. Fа la Nana, Bambin, for voice & piano
17. Amuri, Amuri, for voice & piano
18. Barcarola de la Marangona for voice & piano

"Madama Butterfly" Puccini:

Исполнители:
Madama Butterfly - Toti Dal Monte (soprano)
B.F. Pinkerton - Beniamino Gigli (tenor)
Sharpless - Mario Basiola (baritono)
Suzuki - Vittoria Palombini (mezzosoprano)
K. Pinkerton - Maria Huder (mezzosoprano)
Goro - Adelio Zagonara (tenor)
Orchestra e Coro dell"Opera di Roma
Oliviero De Fabritiis

Ее дебют на оперной сцене состоялся в возрасте 17 лет, на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала (La Scala, Milan), в опере "Франческа да Римини" ("Francesca da Rimini").


Тоти Даль Монте (Toti Dal Monte), настоящее имя - Антониетта Менегелли (Antonietta Meneghelli), родилась в 1893 году в Моглиано Венето, в итальянской провинции Тревизо (Mogliano Veneto, in the Province of Treviso). Отец ее был школьным преподавателем и руководил местным оркестром, и именно он начал учить музыке и маленькую Тоти, как ласково называли ее дома. Кстати, сценический псевдоним певицы сложился из "Тоти", ее прозвища, и "Даль Монте" - фамилии ее бабушки.

Итак, начав учиться музыке, к 9 годам юная Тоти уже пела романсы Шумана (Robert Schumann) и Шуберта (Franz Peter Schubert). Кроме того, она с детства проявила большой интерес к опере, и первые оперные постановки, на которых довелось побывать Тоти, оставили в ее душе глубокий след.

Ее дебют на оперной сцене состоялся в возрасте 17 лет, на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала (La Scala, Milan), в опере "Франческа да Римини" ("Francesca da Rimini"). Несколько критиков немедленно отметили юную дебютантку, а в целом постановка "Франческа да Римини" стала весьма крупным музыкальным событием Милана.

После столь удачного начинания оперная карьера Тоти обещала быть просто блестящей – она начала много гастролировать по Италии, в том числе пела во Флоренции (Florence), в Генуе (Genova), на Сицилии (Sicily).

В весьма обширном репертуаре Даль Монте – оперы "Сомнамбула" ("La sonnambula"), "Лючия ди Ламмермур" ("Lucia di Lammermoor"), "Риголетто" ("Rigoletto"), "Бал-маскарад" ("Un ballo in maschera"), "Севильский цирюльник" ("Il Barbiere di Siviglia"), "Вильгельм Телль" ("Guillaume Tell"), "Мадам Баттерфляй" ("Madama Butterfly") и многие другие.

В середине 1920-х Даль Монте появилась и на знаменитой сцене Нью-Йорка – в театре Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Кроме того, в США она выступала в Чикаго (Chicago), Бостоне (Boston), Индианаполисе (Indianapolis), Вашингтоне (Washington), Кливленде (Cleveland) и Сан-Франциско (San Francisco).

Кстати, в театре Ла Скала Тоти много поработала с легендарным Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) и даже являлась одной из самых любимых его исполнительниц. Так, настоящим их триум

фом стала опера "Лючия ди Ламмермур".

Тоти также довелось выступать с самыми именитыми оперными певцами своего времени - Энрико Карузо (Enrico Caruso), Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), Тито Скипа (Tito Schipa), Карло Галеффи (Carlo Galeffi), Титта Руффо (Titta Ruffo), Федором Шаляпиным, Габриэллой Безанцони (Gabriella Besanzoni).

Среди самых ярких образов, созданных Даль Монте - Лючия, Джильда и Розина, а сама певица более всего ценила партию Виолетты в опере Верди "Травиата" ("Traviata"). Кстати, именно Виолетта была и одной из самых "конкурентных" ролей в тот период времени – ее исполняли такие оперные дивы, как Клаудиа Муцио (Claudia Muzio), Мария Канилья (Maria Caniglia), Джильда Далла Рицца (Gilda Dalla Rizza) и Лукреция Бори (Lucrecia Bori). Так, именно опера "Травиата", по мнению самой Тоти, принесла ей самую громкую славу на оперной сцене. Впрочем, нельзя также и недооценивать воплощенный ею образ Чио-Чио-Сан – эта партия является также одним из ярких подтверждений таланта Тоти.

Сопрано Тоти называли "сладким", "прозрачным" и "невероятно сильным".

Во время Второй мировой войны Даль Монте продолжала выступать, и это было весьма непростое для певицы время – заранее запланированные на начало 1940-х годов концерты в Берлине (Berlin), Лейпциге (Leipzig), Гамбурге (Hamburg) и Вене (Vienna) нужно было отрабатывать, что ставило ее в очень и очень сложное положение.

Позднее Тоти переехала в Англию.

Покинула большую сцену Даль Монте в 1945 году, однако после этого она еще продолжала участвовать в концертах, а также появилась в нескольких фильмах, самым известным из которых был "Anonimo veneziano". Кроме концертной деятельности, Даль Монте начала преподавать, и из ее учеников позже стали известными канадская сопрано Доди Протеро (Dodi Protero) и американские певицы-сопрано Долорес Уилсон (Dolores Wilson) и Джанна Д`Анджело (Gianna D"Angelo).

Скончалась Тоти Даль Монте 26 января 1975 года, в возрасте 81 года, в Пьеве-ди-Солиго (Pieve di Soligo). После нее осталось большое количество записей, которые дают прекрасное представление о богатстве сопрано великой оперной певицы

Даль Монте (Dal Monte) Тоти [настоящее имя и фамилия ≈ Антониетта Менегелли (Meneghelli)] (р. 27.6.1899, Мольяно, Венеция), итальянская певица (колоратурное сопрано). Ученица Б. Маркизио и А. Пини-Корси. В 1916 дебютировала в театре «Ла Скала» (Милан), затем пела во многих городах Италии. С 1922 выступала на сцене «Ла Скала» под руководством А. Тосканини. С огромным успехом гастролировала во многих странах мира. С 1936 выступала и как драматическая актриса. С 1943, оставив оперную сцену, преподавала пение в Милане, Риме, Венеции. Д. М. ≈ одну из выдающихся оперных певиц 20 в. ≈ отличают редкий по красоте тембра, гибкости и яркости звучания голос, виртуозное вокальное мастерство, музыкальность и артистизм. Партии: Джильда, Виолетта («Риголетто», «Травиата» Верди), Лючия, Линда («Лючия ди Ламмермур», «Линда ди Шамуни» Доницетти), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Мими, Лиу («Богема», «Турандот» Пуччини) и др. Посетила Советский Союз в 1931, 1956 и в 1963.

═ Лит. :Тоти Даль Монте, «Советская музыка», 1956, № 12; Тоти Даль Монте в СССР, «Театр», 1957, №1; Gaisberg F. W., Т. Dal Monte, в кн.: Musica edischi, Mil., 1949; Celletti R., Prigioniera di se stessa, «La Scala», 1951, agosto.

  • - сильный юго-восточный ветер в Валлорсин-ле-Бюэ. Предшествует дождю...

    Словарь ветров

  • - Пьер - франц. дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки у Бертелье. В 1896 наряду с Ж. Тибо отмечен 1-й пр. консерватории...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Филипп де - 4 VII 1603, Прага) - франко-фламандский композитор. Предположительно, пел в церк. хоре мальчиков в Мехелене. В 1542-51 жил в Неаполе. В 1554 опубликовал в Риме первые мадригалы...

    Музыкальная энциклопедия

  • - «Enrico Toti» подводная лодка Тип: подводная лодка. Водоизмещение: 1473/1934 тонны. Размеры: 87,7 м х 7,8 м х 4,7 м. Силовая установка: двухвальная, дизель/электродвигатели...

    Энциклопедия кораблей

  • - наружная дакриоцисториностомия, при которой выдалбливают костное отверстие у края слезного мешка с последующим удалением части мешка и участка слизистой оболочки...

    Большой медицинский словарь

  • - Тоти - итал. певица. Пению обучалась у Б. Маркизио, одновременно училась по классу фп. в Венецианской консерватории. Позднее изучала сценич. иск-во под рук. певца А. Пини-Корси...

    Музыкальная энциклопедия

  • - растительная формация ксерофитно-суккулентных кустарников на сухих возвышенных равнинах в Венесуэле и Аргентине...

    Экологический словарь

  • - см. Монте-Бальдо...
  • - вершина в предгорьях Луганских Альп, между оз. Лугано и Комо, на границе Швейцарии и Италии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тоти, итальянская певица. Ученица Б. Маркизио и А. Пини-Корси. В 1916 дебютировала в театре «Ла Скала» , затем пела во многих городах Италии. С 1922 выступала на сцене «Ла Скала» под руководством А. Тосканини...
  • - Пьер, французский дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки. Работал альтистом и скрипачом в оркестрах театра «Опера комик» и Колонна. С юношеских лет начал также дирижировать...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Пьер, французский дирижер. С 1911 дирижировал спектаклями труппы "Русский балет С.П. Дягилева"...

    Современная энциклопедия

  • - ДАЛЬ МОНТЕ Тоти, итальянская певица и драматическая актриса. В 1916-43 на оперной сцене, в т. ч. в театре "Ла Скала"...
  • - Даль Мо́нте Тоти, итальянская певица и драматическая актриса. В 1916—43 на оперной сцене, в том числе в театре «Ла Скала» . Гастролировала, в том числе неоднократно в СССР. Снималась в кино...

    Большой энциклопедический словарь

  • - АСЬЕТ МОНТЕ * assiettes montées. Конфеты на хрустальных тарелочках под названием. 1852. Радецкий Альм. гастр...
  • - КУ МОНТЕ * coup monté. Заранее подготовленная проделка. То, что теперь готовится для губернского собрания - сказал он - имеет то же свойство. C"est un coup monté. Валуев Лорин. // Дело 1882 4 2 48...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"Даль Монте Тоти" в книгах

«О, эта даль! - она обманна…»

Из книги Темный круг автора Чернов Филарет Иванович

«О, эта даль! - она обманна…» Все жду весны давно, давно, Но нет весны в тревожных далях. Е.Кропивницкий О, эта даль! - она обманна: Ее лазурь и глубина Как будто нам поет: «осанна!» - Но бездна в ней отражена. Иди на даль - она отступит, Иди на свет - потухнет он. Нас

12. Глубина и даль

Из книги Фридл автора Макарова Елена Григорьевна

12. Глубина и даль Каждый день я встречаю знакомых, но не всех узнаю. Зато меня узнают. Берлинского режиссера Карла Мейнхардта не узнала. Нас когда-то познакомил Стефан, где – не помню. Вонючий старик, из-под брючин вылезают кальсоны… Он моет уборные и, если потеряет работу,

XV. Даль

автора Шестаков Дмитрий Петрович

XV. Даль

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

XV. Даль Родная кроткая заря Над мирной далью деревень, Когда, задумчиво горя, Беззвучно в ночь отходит день, И над недвижною рекой, Не колыхнувшей гладь струи, Расстелет вечер золотой Тенета мягкие свои… 20 мая

«Даль»

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

«Даль» После успешных испытаний системы С-25 С.А. Лавочкин и министр радиопромышленности В.Д. Калмыков обратились к председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву с предложением о создании перспективной многоканальной зенитной ракетной системы большой дальности,

II. Менегель и Даль Монте

Из книги Голос над миром автора Даль Монте Тоти

II. Менегель и Даль Монте Дочь Амилькара Менегеля и Марии Цаккелло, Антониетта Менегель - таково мое полное имя.Мое артистическое имя «Тоти Даль Монте» не было, выражаясь словами Гольдони, плодом «хитроумной выдумки», а принадлежит мне по праву. Тоти - уменьшительное от

Даль

Из книги Законы успеха автора

Даль Владимир Иванович Даль (1801–1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф. Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. Мало славы служить из одной

1. Дезидерий против его желания возводится в Риме под именем Виктора III в сан папы. - Бегство Дезидерия в Монте-Касино. - Он снова принимает сан папы (1087 г.). - Посвящение Дезидерия в Риме. - Состояние города. - Вторичное бегство в Монте-Касино и смерть Виктора III (1087 г.). - Избрание и посвяще

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Дезидерий против его желания возводится в Риме под именем Виктора III в сан папы. - Бегство Дезидерия в Монте-Касино. - Он снова принимает сан папы (1087 г.). - Посвящение Дезидерия в Риме. - Состояние города. - Вторичное бегство в Монте-Касино и смерть Виктора III (1087 г.). -

VI династия, 1. Тоэ или Отоэ: Тоти (Тети) 2587–2580 годы до н. э

Из книги История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры автора Вейгалл Артур

VI династия, 1. Тоэ или Отоэ: Тоти (Тети) 2587–2580 годы до н. э Первый фараон новой династии не стал следовать древней традиции и принимать новое имя при восшествии на престол царя-Тростника и царя-Осы. Подобно своему предшественнику Унносу, он сохранил свое личное имя,

ТОТИ ДАЛЬ МОНТЕ (1893-1975)

Из книги 100 великих вокалистов автора Самин Дмитрий

Даль Монте Тоти

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

ДАЛЬ

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

ДАЛЬ Владимир Иванович Даль (1801–1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф.* * * Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. Мало славы служить из одной

В. И. Даль

Из книги Том 4. Материалы к биографиям. Восприятие и оценка личности и творчества автора Пушкин Александр Сергеевич

В. И. Даль Письмо В. И. Даля П. В. Киреевскому 1849 или начало 1850 годаМногоуважаемый Петр Васильевич!Говорят, москвичи не охотники до писем, говорят также, что и ты в особенности не любишь приниматься за перо; прошу не взыскать за назойливость, а я за отпиской: Погодин не

«Энрико Тоти»

автора Автор неизвестен

«Энрико Тоти» Лодка «Энрико Тоти» («Enrico Toti»)- итальянская подводная лодка типа «Балилья». Лодки этого типа имели большую дальность плавания. «Энрико Тоти» принимала участие в Гражданской войне в Испании, а летом 1940 года вела боевые действия против французских

«Энрико Тоти»

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

«Энрико Тоти» Лодка «Энрико Тоти» - головная субмарина из первой серии подводных лодок, построенных в самой Италии после Второй Мировой войны и насчитывавших четыре боевых единицы. Согласно проекту, «Энрико Тоти» и однотипные с ней лодки рассматривались как корабли

Даль Монте Тоти Даль Монте (Dal Monte) Тоти [настоящее имя и фамилия ≈ Антониетта Менегелли (Meneghelli)] (р. 27.6.1899, Мольяно, Венеция), итальянская певица (колоратурное сопрано). Ученица Б. Маркизио и А. Пини-Корси. В 1916 дебютировала в театре «Ла Скала» (Милан), затем пела во многих городах Италии. С 1922 выступала на сцене «Ла Скала» под руководством А. Тосканини. С огромным успехом гастролировала во многих странах мира. С 1936 выступала и как драматическая актриса. С 1943, оставив оперную сцену, преподавала пение в Милане, Риме, Венеции. Д. М. ≈ одну из выдающихся оперных певиц 20 в. ≈ отличают редкий по красоте тембра, гибкости и яркости звучания голос, виртуозное вокальное мастерство, музыкальность и артистизм. Партии: Джильда, Виолетта («Риголетто», «Травиата» Верди), Лючия, Линда («Лючия ди Ламмермур», «Линда ди Шамуни» Доницетти), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Мими, Лиу («Богема», «Турандот» Пуччини) и др. Посетила Советский Союз в 1931, 1956 и в 1963.

═ Соч.: Голос над миром, [пер. с итал.], М., 1966.

═ Лит. :Тоти Даль Монте, «Советская музыка», 1956, № 12; Тоти Даль Монте в СССР , «Театр», 1957, №1; Gaisberg F. W., Т. Dal Monte, в кн.: Musica edischi, Mil., 1949; Celletti R., Prigioniera di se stessa, «La Scala», 1951, agosto.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Даль Монте Тоти" в других словарях:

    - (Dal Monte), настоящие имя и фамилия Антониетта Менегелли (Meneghelli) (1893 1975), итальянская певица (колоратурное сопрано) и драматическая актриса. В 1916 43 на оперной сцене, в том числе в театре «Ла Скала». Гастролировала. Снималась в кино… … Энциклопедический словарь

    ДАЛЬ МОНТЕ (Dal Monte) Тоти (наст. имя и фам. Антониетта Менегелли Meneghelli) (1893 1975), итальянская певица (колоратурное сопрано) и драматическая актриса. В 1916 43 на оперной сцене, в т. ч. в театре Ла Скала. Гастролировала, в т. ч.… …

    Даль Монте Тоти - ДАЛЬ МОНТЕ (Dal Monte) Тоти (настоящие имя и фамилия Антониетта Менегелли) (1893 1975), итальянская певица (колоратурное сопрано), актриса. В 1916 43 на оперной сцене. Обладала лирическим даром и виртуозно гибким и ярким голосом. Прославилась в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Dal Monte) Тоти (наст. имя и фамилия Антониетта Mенегелли, Meneghelli) (р. 27 VI 1893, Мольяно Венето) итал. певица (колоратурное сопрано). Пению обучалась у Б. Маркизио, одновременно училась по классу фп. в Венецианской консерватории.… … Музыкальная энциклопедия

    - (Dal Monte) Тоти [настоящее имя и фамилия Антониетта Менегелли (Meneghelli)] (р. 27.6.1899, Мольяно, Венеция), итальянская певица (колоратурное сопрано). Ученица Б. Маркизио и А. Пини Корси. В 1916 дебютировала в театре «Ла Скала» (Милан) … Большая советская энциклопедия

    - (настоящие имя и фамилия Антониетта Менегелли, Meneghelli) (1893—1975), итальянская певица (колоратурное сопрано) и драматическая актриса. В 1916—43 на оперной сцене, в том числе в театре «Ла Скала» (Милан). Гастролировала, в том числе… … Большой Энциклопедический словарь

    Даль Монте Т. - ДАЛЬ МÓНТЕ (Dаl Monte) Тоти (наст. имя и фам. Антониетта Менегелли, Meneghelli) (1893–1975), итал. певица (колоратурное сопрано) и драм. актриса. В 1916–43 на оперной сцене, в т. ч. в т ре Ла Скала (Милан). Гастролировала, в т. ч.… … Биографический словарь

    Менегелли Антониетта, см. Даль Монте Тоти (см. ДАЛЬ МОНТЕ Тоти) … Энциклопедический словарь

    Даровитый оперный певец (лирический тенор), род. в Ярославле, в купеческой семье, 26 мая 1872; 1890 94 учился в московском университете (юридический факультет), по окончании которого продолжал изучать пение в Филармоническом училище, куда… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Lukomska) Халина (р. 29 IV 1929, Сухеднюв, Келецкое воеводство) польск. певица (лирико колоратурное сопрано). Училась у С. Лятошевской в Высшей оперной школе в Познани (с 1951), у М. Халфнер и С. Завадской в Высшей муз. школе в Варшаве… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Голос над миром , Тоти Даль Монте. Воспоминания Тоти Даль Монте великолепно отражают эмоциональную, непосредственную натуру артистки, бесконечно преданной своей профессии. Здесь мы не найдем глубокого анализа основ…

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...