Западноевропейская культура xix века. Западноевропейская культура XIX века Отличительной особенностью западноевропейской культуры 19 века является

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

«Западная культура XIX века»

Владимир – 2008.


План работы

Введение

Развитие науки и философии

Романтизм в художественной культуре Европы

Критический реализм в литературе и искусстве Франции, Англии, США

Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре 19 века

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В развитии европейской литературы, искусства, науки XIX в. – время появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми.

Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект.


Развитие науки и философии

XIX в стал веком непрерывных революционных переворотов в науке. Прежде всего это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Укрепляется связь науки с производством, наука из малой превращается в большую – здесь теперь занято значительно больше персонала, чем прежде. Достигнуто значительное развитие философской мысли, проявлен всеобщий интерес к исторической науке, продвинулись языкознание, археология; заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения.

Усиление атеистических тенденций приводит в обществе к серьезному кризису церкви – в Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секурялизация образования и др. все это подрывает влияние религии как интегрирующего начала, меняет характер общественных связей – единство общества складывается во многом как национальное единство и профессиональное – культурное сближение по вертикали, в рамках одной и той же профессиональной деятельности.

Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в экономическом базисе, развитии философии, науке и технике оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Европы.

Особенностью развития европейской культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. Однако, несмотря на многообразие стилей, сложившихся в этом столетии, первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах.


Романтизм в художественной культуре Европы

1. Романтизм в литературе, музыке и искусстве – стиль, делающий акцент на воображение, эмоции и созидательную индивидуальность артиста; природа и фольклор служат источниками вдохновения. Термин часто используют для характеристики культуры XIX в. в противовес классицизму XVIII в. В музыке достиг своего апогея в работах Шумана и Вагнера.

2. Романтизм – направление в искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма, отражавшее в художественных произведениях внутренний мир героев, идеальные чувства и страсти.

3. Романтизм – творческое направление в европейской литературе XIX в.; его характерные черты: идеализация прошлого (средневековья), индивидуализм, исключительность образов и сюжетов.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В Германии романтизм возник раньше, чем в других странах. Многим из немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они идеализируют средневековое прошлое, отдаются безотчетным душевным порывам, рассуждают о бренности человеческой жизни. Искусство многих из них было пассивным и созерцательным. Лучшие свои произведения эти художники создали в области портретной и пейзажной живописи.

Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777-1810). Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью. Пейзажи Каспара Давида Фридриха (1774-1840) открывают красоту горных ландшафтов юга Германии и меланхолическую призрачность залитых лунным светом северных морских побережий.

Бунтарская сущность романтизма ярче всего проявилась во Франции. Там в этом художественном течении отразилось глубокое разочарование в результатах французской революции, протест против буржуазной действительности, разбившей мечту о «царстве разума и свободы», о котором говорили просветители XVIII в. Французский романтизм сложился в начале 1820-х гг., накануне нового революционного подъема. Французских художников увлекали сильные и деятельные герои, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Представители романтического направления отстаивали право художника непосредственно выражать свои мысли и чувства, боролись против сковывающих творческую свободу академических правил классицизма. «Слушаться природы, правды и вдохновения» стало основным правилом романтиков. Рассудочности академистов они противопоставляют эмоциональность и драматизм образов, смелые динамические композиции своих картин; сухому рисунку – насыщенные яркие краски. Французские романтики стремились найти большую тему в современности, их влекла к себе также экзотика Востока и освободительная борьба порабощенных народов.

Художником, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Франции, был Теодор Жерико (1791-1824). Уже в ранних его картинах (портреты военных, изображения лошадей) античные идеалы отступили перед непосредственным восприятием жизни.

В 1816 г. по вине французского правительства погиб фрегат «Медуза», с которого спаслось на плоту всего несколько человек. Это событие потрясло всю Францию, и Жерико посвятил ему свое наиболее значительное произведение «Плот «Медузы» (1818). Он изобразил переживания отчаявшихся и вновь обретших при виде приближающегося корабля надежду на спасение людей с такой силой драматизма, какой никогда не знало искусство Давида.

Главой французского романтизма в живописи суждено было стать Эжену Делакруа (1798-1863). Неистощимое воображение этого художника создало целый мир образов, до сих пор живущих на полотне своей напряженной, полной борьбы и страстей жизнью. Тут и сцена из дантовского ада, и герои произведений Гете, Шекспира, Байрона, изображенные в моменты острых переживаний. Делакруа запечатлел многочисленные образы людей Востока, главным образом алжирцев и марокканцев, которых он видел во время своего путешествия в Африку. В произведении «Резня на острове Хиос» (1824) Делакруа отразил борьбу греков против турецкого владычества, волновавшую тогда всю Европу. Группе страдающих пленных греков на переднем плане картины, среди которых и обезумевшая от горя женщина, и ребенок, ползущий к груди мертвой матери, художник противопоставил надменные и жестокие фигуры карателей; вдали виден горящий разрушенный город. Картина поразила современников и захватывающей силой человеческих страданий, и своим необычайно смелым и звучным колоритом.

События Июльской революции 1830 г. вдохновили Делакруа на создание широко известной картины «Свобода на баррикадах» (1830).

Крупнейшим представителем романтизма во французской скульптуре был Франсуа Рюд (1784-1855). Его знаменитая скульптурная группа «Марсельеза» (1833-1836), украшающая Триумфальную арку на площади Звезды в Париже, посвящена героическим революционным дням 1792 г.

В творчестве английских художников начала XIX в., в первую очередь пейзажистов, романтические увлечения сочетаются с более объективным и трезвым взглядом на природу.

Романтически приподнятые пейзажи создает Уильям Тернер (1775-1851). Он особенно любил изображать грозы, ливни, бури на море, яркие, пламенеющие закаты солнца. Тернер часто преувеличивал эффекты освещения и усиливал звучание цвета даже тогда, когда писал спокойное состояние природы. Используя технику акварелистов, Тернер стал накладывать масляную краску очень тонким слоем и писал прямо на грунте, добиваясь радужных переливов тонов.

В технике акварели работал первоначально Ричард Бонингтон (1802-1828). В морских пейзажах, исполненных маслом, простых и лишенных драматических эффектов, Бонингтон стремился уловить особенности солнечного освещения, сероватую дымку влажного воздуха.

Наиболее последовательно новое отношение к природе воплотил в своем творчестве Джон Констебль (1776-1837). Важным нововведением Констебля явились его большие (в размер картины) эскизы маслом, замечательные по непосредственности и тонкости наблюдений, по свежести и богатству колорита. В них он сумел передать всю сложность внутренней жизни природы в ее повседневности, достигая этого самой техникой живописного письма. Он писал смелыми подвижными мазками, то густыми и шероховатыми, то более гладкими и прозрачными. Новаторская живопись Констебля оказала огромное влияние на произведения Делакруа, а также и на все развитие французского пейзажа XIX в.

ЛИТЕРАТУРА

Романтизм составил целую эпоху в истории европейской культуры. На протяжении нескольких десятилетий он господствовал в литературе, музыке, живописи. В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, глубокий интерес к прошлому, стремление и умение зримо передать колорит отдаленных времен (историзм), влечение к необычному, к экзотике (нетипичность, исключительность обстоятельств) и, наконец, задушевность, лиризм, проникновение в глубины человеческой души.

→ →

Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной . Развитие капитализма сопровождалось формированием мощ­ного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм , который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабо­чие Парижа на несколько месяцев установили свою власть - Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал - Международное това­рищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии , которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.

В XIX веке возникает новая концепция развития культу­ры - «Элитарная концепция» , согласно которой производи­телем и потребителем культуры является привилегированный класс общества - элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита - это лучшее, от­борное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее спо­собную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Сле­довательно, и культура должна быть ориентирована не на зап­росы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и по­требностей этого слоя общества - людей, способных к эсте­тическому созерцанию и художественно-творческой деятель­ности. (Работа Шопенгауэра «мир как воля и представление» и Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и «Так говорил Заратустра»).

XIX век - век окончательного утверждения капиталис­тической формы хозяйствования , век интенсивного разви­тия промышленного производства, таких его отраслей, как ме­таллургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век пол­ного востребования науки, которая поднимается на небыва­лую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессио­нального образования. Растет число студентов в университе­тах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:

Обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к че­ловеку;

Создание физиком Майклом Фарадеем учения об элек­трическом поле;

Разработка микробиологом Луи Пастером метода про­филактики против сибирской язвы;

Описание ботаником Робертом Броуном ядра раститель­ной клетки и открытие беспорядочного движения мельчай­ших частиц (броуновское движение).

В практику культурной жизни XIX века входит проведе­ние научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художествен­ной культуры ; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).

В художественной культуре XIX века нет единой доминан­ты. Формируются и функционируют различные общеевро­пейские стили и направления.

Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародив­шись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:

В поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;

В романтической философии и эстетике - Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;

В музыке - Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;

В живописи - Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;

В художественной литературе - В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.

В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к это­му направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.

Произведения художников (роман) наполнены чувства­ми восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, не­постижимости его полного познания . Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрас­ный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передо­вых людей Европы на крушение идеалов Великой Французс­кой революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.

Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное твор­чество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.

Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свой­ственный художественной культуре европейских стран, со­гласно которому задача искусства - правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была раз­вита идея реалистического «свободного подражания» приро­де. Реализм XIX века получил название критического реа­лизма . Ему присущи следующие черты:

Глубинное постижение жизни;

Широкий охват действительности;

Художественное осмысление противоречий жизни.

Характер человека трактуется в реалистических произ­ведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) харак­терен обостренный интерес к социальному началу действи­тельности.

В последней трети XIX века в западноевропейской и аме­риканской культуре сложился натурализм - художествен­ный метод, согласно которому природа искусства объясня­лась посредством представлений, заимствованных у есте­ствознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдопо­добию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описа­ние условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопас­сан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк).

В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художе­ственное направление, получившее название импрессио­низм . Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрес­сионизма являются :

Отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;

Фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;

Неожиданные ракурсы фигур и предметов.

В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состоя­ний природы, подвижность и изменчивость человеческой жиз­ни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.

Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании - посред­ник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.

К концу XVIII – началу ХIХ века в развитии материального производства произошел резкий скачок – промышленный переворот. Он был связан с переходом от ручного производства к машинному и от мануфактуры к фабрике. Начался этот переход в Англии, а затем он произошел во Франции, Германии, Италии. Его главным результатом явилось окончательное утверждение капитализма в Западной Европе. Прогресс в области материального производства привел к росту производительности труда, способствовал успешному развитию прикладных, точных и естественных наук. В то же время он привел к подъему и расцвету гуманитарных наук, а также большой литературы и большого искусства. В ХIХ веке в Западной Европе появилось огромное количество произведений, которые вошли в сокровищницу мировой.

Характерной чертой развития культуры в ХIХ веке был рост международного культурного обмена. Он происходил благодаря развитию экономических контактов, а также совершенствованию транспорта, связи и информации.

В ХIХ веке с изобретением электротехники были изобретены электрические способы передачи сообщений. Белл (США) изобрел телефон. Крупнейшим этапом в развитии связи было изобретение (1895г.) русским ученым А. С. Поповым радиосвязи. Величайшим изобретением ХIХ века был кинематограф.

Именно в ХIХ веке созывались первые международные конгрессы, устраивались первые международные выставки, расширялось число переводных изданий, росло количество людей, изучавших иностранные языки. В этих условиях сокращались расстояния, ослаблялись межгосударственные границы, расширялся кругозор людей.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Во многих европейских странах в ХIХ веке вводится обязательное начальное образование. Так, в Швеции – в 1842 г., в Швейцарии – в 1848 г.,в 1877 г. - в Италии, Бельгии, 1878г. – в Голландии, 1881 г. – во Франции. Среднее образование было недоступно для основной массы населения. Практически повсюду оно было платным. В 1914 г. в Европе среднюю школу заканчивало 3% подростков. Высшее образование приобретает светский характер, а университеты превращаются в центры новой опытной науки.

ХIХ век принес выдающиеся успехи в развитии особенно точных и естественных наук. Огромные достижения имела математика. Великие открытия были сделаны в физике – одной из фундаментальных естественных наук. В ХХ веке были совершены новые величайшие открытия в естествознании – открытие электрона, ядра, радиоактивности, теории относительности, квантовой механики и др. Почти все эти успехи принадлежат западноевропейским физикам.

Большие достижения в ХIХ веке имеет и другая фундаментальная естественная наука – химия, которая изучает превращение веществ. В ХIХ веке заложены основы химической атомистики (Дальтон, Авогадро), теории соединений (Бутлеров), открыт периодический закон (Менделеев).

Крупнейшим достижением биологии в ХIХ веке явилось открытие клеточного строения всех животных и растений (Шванн и Шлейден). Создание эволюционной теории, установление основных закономерностей развития животного и растительного мира является заслугой великого английского ученого Ч. Дарвина (1809-1882 г.).

Таким образом, западноевропейские ученые внесли огромный вклад в развитие естественных наук, способствовали утверждению в умах людей научной картины мира. А это приводило все к большей секуляризации общественного сознания. Это нашло отражение в развитии гуманитарных наук, которые на протяжении ХIХ века сделали огромный скачок. ХIХ век – век появления новых идей и идеологий.

Возникают 3 идеологии, которые остаются ведущими и в наше время:

либерализм – (от лат.:свободный) – идеологическое и политическое течение, сторонники которого выступают за буржуазно-парламентский строй, демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства.

консерватизм – (от лат conservo – охраняю, сохраняю) – идеологическое течение, сторонники которого выступают за устаревшее, отжившее, враждебны и противодействуют прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке и т.д.

марксизм – идеологическое и политическое течение, основоположником которого являлся К.Маркс. Это течение с позиций рабочего класса критиковало капитализм и обосновывало его революционное преобразование.

XIXвек был отмечен и появлением первых политических партий. Партия – (от лат. partio – делю, разделяю) – группа людей, объединенная общностью идей, интересов. Политическая партия – политическая организация, выражающая интересы определенного общественного класса. С середины ХIХ века борьба за политическое господство осуществлялась через политические партии.

Социокультурная ситуация. Европейский XIX век – это век развитой зрелой культуры. Век сложной социокультурной ситуации, когда прошлое наталкивается на будущее, а традиционная культура – на новые вкусы. Это век революций и реставраций, век старых социальных классов и нового рабочего движения, век утверждения капиталистического хозяйства со всеми его формами и отношениями. Это триумф организованного капитализма. Быстрыми темпами развиваются промышленность, финансовые операции, растет число банков, утверждается всесилие банкиров. Необходимость в квалифицированных специалистах стимулирует развитие системы образования.

В отличие от XVI и XVIII веков XIX век не стал свидетелем появления великих педагогических идей, скорее, это был век их конкретной реализации и организации системы образования, в ходе которой была сделана попытка синтеза существующих институтов, новых идей и насущных потребностей общества в этой сфере.

Особенно показателен опыт эволюции французской системы образования. Закон от 2 мая 1802 г. установил четкую границу между начальной и средней школой, лучшие ученики которой получали право поступления в лицеи. Законы 1806 и 1808 гг. предусматривали создание имперского университета, главный мэтр которого назначался императором, а также организацию академий, руководимых ректорами и генеральными инспекторами в Париже и провинции. С этого времени высшее и среднее образование в Европе приобретает окончательную структуру, начальное же образование остается в ведении церкви. Во второй половине века в области образования появился ряд законов, обеспечивших открытие общественных школ для девочек, а также запустивших в общественное сознание идеи «бесплатного», «обязательного», «светского» образования. Эти законы (закон Ферри 1881 и 1882 гг. и закон Гобле 1886 г.) способствовали подлинному прогрессу в области образования, что и позволило историкам отметить, что итог века в области образования был глубоко позитивным. Отныне образование – не просто ценность, а общая норма.

Требования объективного знания и наука. Пришло время отказа философов и ученых от метафизических дебатов в пользу диалога об условиях объективного познания действительности во всех ее формах. Математик и философ Огюст Конт (1798 – 1857) написал «Курс позитивной философии», физиолог Клод Бернар (1813 – 1878) в работе «Введение в изучение экспериментальной медицины» изложил фундаментальные принципы руководства всякой наукой, Луи Пастер (1822 – 1895), основоположник микробиологии и иммунологии, занят поисками рационального метода для изучения биологических явлений, основоположник культурно-исторической школы Ипполит Тэн (1828 – 1893) пытается дать позитивное объяснение художественным, литературным и историческим фактам.

Технический прогресс способствует развитию всех областей науки, поражающему неисчислимым количеством открытий: в изучении газа и оптики – открытия Лебона (1769 – 1804), Дюлонга (1785 – 1838), Гей-Люссака (1778 – 1850), Сади Карно (1796 – 1832), открытие законов сохранения и превращения энергии Майером (1814 – 1878), Гелъмголъцем (1821 – 1894), Джоулем (1819 – 1889), изучение электромагнетизма Ампером (1775 – 1836), изобретение динамо-машины Граммом (1826 – 1901), создание клеточной теории Шванном (1810 – 1882) и Шлейденом (1804 – 1881). В области естествознания господствуют три мощных интеллекта: Ламарк (1744 – 1829), введший термин «биология» (1802), Сент-Илер и Кювье (1769 – 1832), предшественники Дарвина (1809 – 1882), автора эволюционного учения в биологии.

Использование электричества рождает новый мир. В жизнь входят железная дорога, фотография, телеграф, пишущие машинки, телефон, а в конце века – радио, автомобиль, кино. Научный прогресс сопровождается замечательным развитием техники, и между ними нет противоречий, они дополняют друг друга.

Научные открытия и их блестящее практическое воплощение в жизнь при одновременном всеобщем энтузиазме рождают почти мистическую веру в будущее науки. Э. Ренан (1823 – 1892) в работе «Будущее науки» оставил свидетельство такого состояния умов.

Да, – писал Ренан, – придет день, когда... человечество узнает метафизический и моральный мир так, как уже знает мир физический, день, когда правительство не будет назначаться случайно или в результате интриг, но в результате выбора лучшего самыми эффективными средствами. И если это цель науки, и если ее средствами являются научить человека понимать свои намерения и закон, понимать подлинный смысл жизни, научить его сочинять, обучить поэзии, искусству и добродетели, божественному идеалу, который один только стоит человеческого существования, будет ли тогда она иметь серьезных хулителей.

Для более полной характеристики социокультурной ситуации в Европе XIX в. следует отметить острые политические и социальные процессы в таких странах, как Италия, пережившая в начале века наполеоновские завоевания, Реставрацию, деятельность тайных обществ и, наконец, мощное движение Рисорджименто, закончившееся национальным объединением страны. Во Франции на протяжении века один за другим сменяли друг друга Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Республика, Парижская Коммуна.

Все эти экономические, социальные, политические, научные, образовательные факторы, наряду с культурными достижениями предшествующего века, предопределили характер, тенденции, стили, содержание, направления, доминанты и предпочтения гуманитарной европейской культуры XIX века.

Социально-политические коллизии революционной эпохи.

Формирование и развитие общественного сознания, основных

философских направлений, культурологических концепций.

Реорганизация системы образования и науки. Расширение

технического оснащения художественной культуры.

От ампира к романтизму. Эволюция импрессионизма.

Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Во Франции дважды восставали ткачи г. Лиона. В Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм , оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии , руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее место.

В общественном сознании формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма. Позитивизм (латин. - positivus - положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия на протяжении XIX-XX веков, исходящее из того, что только используя данные научного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположники позитивизма - французский философ Огюст Конт(1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние на становление в конце века в США «массовой культуры» .

В западноевропейской культуре второй половины XIX в. достойное место занимает иррационалистическая линия в философии , представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900) . В своих философских и культурологических сочинениях они:

Подменяли разумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;

Принижали значение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.

Шопенгауэру и Ницше принадлежит авторство т. н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» , завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:


- «людей гения» , то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности;

- «людей пользы» , то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек» , имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.

В XIX веке а Европе окончательно утверждается капиталистическая форма хозяйствования , в сознании людей прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования , возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень.

С начала XIX в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:

Открытие немецким микробиологом Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);

Описание английским ботаником Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);

Создание английским физиком Майклом Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;

Обоснование английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;

разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;

Предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1879) существования электромагнитного поля.

Со второй половины XIX века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры , включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок , как новых форм международного культурного обмена.

В последней четверти XIX в. происходит расширение технического оснащения художественной культуры . Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественного конструирования. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты.

Предпосылкой появление киноискусства явилось возникновение в конце XIX в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. С небывалой активностью в конце века осуществлялись эксперименты по соединению музыки и цвета . Цветовая энергетическая динамика в творчестве А. Скрябина, М. Чюрлениса становилась новым конструктивным методом музыкальной композиции.

В художественной культуре XIX века функционировал ряд общеевропейских стилей и направлений. Дадим им краткие характеристики.

Ампир (франц. empire - империя) - стиль в европейской архитектуре и декоративном искусстве, завершивший эпоху классицизма и наиболее ярко проявивший себя во времена империи Наполеона I (1804-1815) . В основу мотивов декора и архитектурных форм стиля ампир легли образцы древнегреческой архаики, древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампир в наполеоновскую эпоху французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен . Правда, свои идеи они воплотили не в теоретические концепции, а реализовали через издание в Париже в 1801 и 1812 годах альбомов архитектурных и декоративных образцов .

Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.

Романтизм (фр. romantisme) - широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся на рубеже XVIII-XIX вв., просуществовавшее до 40-х годов XIX в., а затем не раз возрождавшееся в разнообразных неоромантических формах.

Романтизм, зародившись в Германии, распространился по всему миру, был национально многолик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. В начале XIX в. в Европе существовали:

- романтическое искусство (Д. Байрон, В. Гюго, В. Жуковский);

- романтическая философия и эстетика (братья А. и Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор);

- романтические политико-экономические концепции (речь идет о взглядах представителей европейского утопического социализма и русских народников).

Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в области общественной психологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Он создавал новое представление о богатстве и неисчерпаемости духовного мира человека. Романтизм постулировал неприятие действительности, политическую индифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности.

Романтизм - это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание драматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героика - патетическое прославление одиночества .

Для романтизма как художественного стиля характерно противопоставление классицистскому «подражанию природе» творческой активности художника, с его правом на преображение реального мира. Романтизм стимулирует отрицание нормативности в создании произведений искусства и выступает за обновление художественных форм. Художник создает именно свой особый мир, более прекрасный, чем реальный. Понимая искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность художественного мышления и взаимопроникновение различных видов и жанров искусства. Произведения романтиков наполнены чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти душевные колебания создавали ощущение непостижимости действительности, вечной загадки мира, признание невозможности его полного духовного познания. Гетерогенность романтического стиля породила неустойчивость всей художественной системы в целом.

Романтическая эпоха - это время небывалого расцвета музыки (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, Ф. Лист), живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д. Констебл, О. Кипренский) и литературы (В. Скотт, А. Дюма, Э. Гофман, Г. X. Андерсен, Ф. Купер) . В романтическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены, что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре , ее истокам и к росту национального самосознания во многих европейских странах. Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия.

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) – творческий процесс и метод, характерный для художественной культуры европейских стран, согласно которому, задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.

Понимание реализма как правды жизни имеет давнюю культурную традицию и проходит ряд исторических этапов. Первой попыткой теоретического осмысления понятия «реализм» можно считать античный мимесис («подражание природе» в трактовке Аристотеля), затем эта проблема стала ключевой в теоретическом наследии мыслителей Возрождения. Особое истолкование реалистическое «свободное подражание» получает в трудах Г. Лессинга и Д. Дидро. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникает в 20-е годы XIX в. и его значение усиливается к середине столетия.

Реализм XIX в. принято называть критическим реализмом . Ему свойственно:

Глубинное постижение жизни;

Широкий охват действительности;

Художественное осмысление всех ее противоречий.

Художник-реалист показывает взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, проявляя подлинно энциклопедические познания. Не случайно многие сочинения приобретают характер социального исследования: («Красное и черное» Ф. Стендаля, «Ревизор» Н. Гоголя) . В реалистическом искусстве характер человека трактуется как противоречивое и развивающееся единство. Проявление характера обусловлено средой обитания и обстоятельствами жизни. Характер может меняться от содержания этих условий, в зависимости от переживаемого момента. Для реализма XIX века характерен обостренный интерес именно к социальному началу в действительности (О. Бальзак, Ф. Достоевский, И. Крамской, А. Чехов, Л. Толстой и др.). Искусство этой эпохи активно на этом сосредоточено.

В XX в. искусство столкнулось с усложнившейся действительностью, с глобальными (политическими, экологическими, нравственными) проблемами, затрагивающими интересы каждого человека. Реализм XX в . наполняется гуманистическим содержанием , помогая человеку преодолеть абсурдность бытия и одиночество.

Натурализм (франц. naturalisme, от латин. Nature – природа) –художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней трети XIX века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и др.

В соответствии с методологией позитивизма, природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания . В своих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первооснову бытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию, изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описанию фактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описании непременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставил перед художником две задачи:

Достигнуть правдивого, а точнее жизнеподобного изображения современной жизни;

Дать в художественном произведении ее правдивую интерпретацию, основанную на методе и достижениях естественных наук.

Натурализм возник и программно оформился прежде всего во Франции. Своеобразным манифестом натурализма стала работа И. Тэна «Введение в историю английской литературы» (1864) , в которой автор выдвинул триаду - «раса», «среда», «момент» как единственно возможные и реальные причины эволюции индивида в области культуры. Причем, своеобразие «расы» сводилось к воздействию на человека как на биологическую особь - среды, климата, питания, характера местности и т. д. Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Следует заметить, что в этот период натурализм начинает тяготеть к документальности , достаточно широко вводит документ в искусство. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы:

Детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных;

Исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации;

Активизировал внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике.

На рубеже XIX-XX веков художественные приемы натурализма будут востребованы в отдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известными приверженцами натурализма являются французы - братья Э. и Ж. Гонкуры, Э. Золя, Г. де Мопассан ; немцы – А. Хольц и Г. Гауптман ; англичанин –

Дж. Мур. В России влияние натурализма было ощутимо в творчестве П. Боборыкина, Д. Мамина-Сибиряка, И. Панаева.

Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) – художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX века и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Импрессионизм предстает как последнее цельное художественное течение во Франции XIX века, отмеченное общими стойкими стилистическими признаками. Среди художников следующего поколения такого единства уже не было.

Признаками импрессионистического стиля является:

Отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;

Фрагментарность композиций, фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации;

Неожиданные ракурсы, срезы фигур и предметов.

Импрессионизм особенно ярко заявил о себе в живописи . Художники-импрессионисты (О. Ренуар, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсаро) с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы (а пейзаж - воспроизводящий динамичную и красочную жизнь природы - стал ведущими жанром импрессионизма) художники писали на открытом воздухе (пленэре ), передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Следует отметить, что работа на пленэре, творческий контакт с природой вызвали к жизни и новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен. Пленэр развил у импрессионистов не только обостренное восприятие локального цвета, но и тончайшее ощущение цветовой гаммы, которая видоизменялась в зависимости от освещения и состояния воздушной среды. Французский писатель Э. Золя очень тонко заметил о сути искусства импрессионизма, что это «кусочек природы, рассмотренный сквозь тот или иной темперамент». В своем творчестве импрессионисты исходили из доверия к природе как объективной данности. Они были убеждены, что мир природы невозможно отделить от его восприятия. А себя они осознавали как своеобразных посредников между миром природы и людьми, которые призваны раскрывать людям красоту этого мира.

В период своего восхождения на художественный Олимп импрессионизм тяготился теоретизированием в искусстве и не занимался им. Основное внимание было сосредоточено на вопросах художественного видения и путях его воплощения. Поэтому для начального этапа функционирования импрессионизма были характерны групповые выставки , которые периодически объединяли различных художников и поддерживали между ними определенную связь. Широкое культурологическое и философско-эстетическое осмысление этого явления произошло лишь в начале XX века, в период его творческого заката.

Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. На рубеже XIX-XX веков принцип живописности выступает одним из определяющих и в литературе, и в скульптуре, и в музыке импрессионизма. В поэзии он прозвучал в творчестве Я. Верлена , достигнув апогея в его знаменитом сборнике «Романсы без слов» (1874) , в музыке - в блистательных миниатюрах М . Равеля и К. Дебюсси. Использовали этот стиль в своем творчестве - скульпторы О . Роден и П. Трубецкой , писатели Э. Дюжарден, М, Пруст, К. Гамсун и И. Анненский . Русскими художниками-импрессионистами были К. Коровин и И. Грабарь . Написанные ими в светлой, сияющей цветовой гамме полотна с редкостной силой передают красоту и радость жизни.

Последние материалы раздела:

Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...